Задачи и функции научной организации труда

На практике НОТ призвана решить три основные взаимосвязанные задачи:экономическую, психофизическую и социальную.

Экономическая задачаНОТ состоит в создании условий для производства конкурентоспособных товаров (целесообразного использования техники, материалов и сырья, что обеспечивает экономию живого и овеществленного труда на производство единицы продукции, роста производительности труда, улучшение использования рабочего времени); в увеличении объема производства и росте прибыли.

Психофизиологическая задача связана с созданием наиболее благоприятных условий труда, обеспечивающих сохранение физического здоровья и безопасности людей, поддержание высокого уровня их работоспособности. Психофизиологические задачи способствуют: экономии жизненной энергии человека; ограничению интенсивности труда; гармонизации физических и психических нагрузок на человека; созданию безопасных и благоприятных условий для организма человека в процессе труда, снижению тяжести и нервно-психической напряженности.

Социальная задача направлена на повышение степени удовлетворенности людей трудом, создание условий, обеспечивающих рост их профессиональных знаний. Социальные задачи призваны обеспечивать: повышение содержательности; разнообразия и престижности труда; справедливую и полноценную оплату труда; воспитание высокой дисциплины труда.

Развитием представлений о задачах научной организации труда являются положения о ее функциях, т.е. специфических особенностях проявления научной организации труда на предприятии, ее воздействии на различные стороны производства. Категория «функция» предоставляет возможность конкретизировать общие задачи научной организации труда, выделить в пределах каждой из них особенные направления воздействия научной организации труда на производство и его субъект – человека, выявить принципиальные различия между организацией труда научной и «обычной», которая зачастую упускает важные моменты в организации трудовой деятельности, что чревато потерями для производства.

Анализ воздействия научной организации труда на производство позволяет выделить следующие ее функции (рис. 1).

ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА  
         
Ресурсосберегающая     Здоровьесберегающая
   
         
Оптимизирующая     Возвышения труда
   
         
Формирования эффективного работника     Воспитательная
   
         
Трудощадящая     Активизирующая
   

Рис. 1. Функции научной организации труда

Ресурсосберегающая функция направлена на экономию рабочего времени, эффективное использование сырья, материалов, энергии, т.е. ресурсов. Кроме того, экономия труда включает в себя не только экономию средств производства, но и устранение всякого бесполезного труда. Это достигается рациональным разделением и кооперацией труда, применением рациональных приемов и методов труда, четкой организацией рабочих мест и хорошо отлаженной системой их обслуживания.

Оптимизирующая функция проявляется в обеспечении полного соответствия уровня организации труда прогрессивному уровню технического вооружения производства, в достижении научной обоснованности норм труда и интенсивности труда, в обеспечении соответствия уровня оплаты труда его конечным результатам. Функция формирования эффективного работника. Это осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения квалификации. Требования к качеству подбора работников и к их профессиональному мастерству в условиях перехода к рыночным отношениям существенно возрастают. Трудощадящаяфункция проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, в установлении рационального режима труда и отдыха, в использовании режима гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физиологически нормальной величины. Функция возвышения труда – это чрезвычайно важная функция организации общественного труда в цивилизованном государстве. Нельзя забывать о самом человеке, с его социальными запросами и стремлением к высоко содержательному, престижному труду. Возвышает труд создание на производстве условий для гармоничного развития человека, повышение содержательности и привлекательности труда, искоренение рутинных и примитивных трудовых процессов, обеспечение разнообразия труда и его гуманизации. Воспитательная и активизирующая функции направлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Высокий уровень организации труда способствует формированию этих качеств работника, а чем выше качества исполнителей, тем выше и уровень организации труда.

Наши рекомендации