Лекция 9. Налоги и платежи в области природопользования
В настоящее время в России сложилась весьма неоднородная совокупность финансовых обязательств природопользователей перед государством в области использования природных ресурсов и охраны окружающее среды включая налоги и платежи в области недропользования, использования (земельных, водных, лесных ресурсов, ресурсов животного мира, также использования окружающей среды для выбросов, сбросов, размещения различных отходов, которые существенно различаются по значимости и тенденциям развития.
В целом наблюдается тенденция повышения экономической значимости природно-ресурсных платежей.
Из общей совокупности природно-ресурсных платежей для формирования федерального бюджета реальное экономическое значение имеют только платежи за добычу углеводородного сырья.
В настоящее время совокупность налогов и платежей в области недропользования включает:
по Налоговому кодексу РФ:
- налог на добычу полезных ископаемых;
- акцизы на подакцизное минеральное сырье;
по Закону «О недрах» (в ред. Федерального закона от 8.08.01 г. № 126-ФЗ):
- разовые платежи при пользовании недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
-регулярные платежи за пользование недрами;
-плату за геологическую информацию о недрах;
-сбор за участие в конкурсе (аукционе);
-сбор за выдачу лицензий.
В соответствии с новым Земельным кодексом Российской Федерации от 25.11.01 г. № 136-ФЗ (ст. 1) платность использования земли является одним из основных принципов земельного законодательства, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Плата за землю является единственным видом так называемых природно-ресурсных налогов и платежей, в установлении размера которогоучаствуют органы местного самоуправления.
Наибольшее распространение имеет земельный налог, представляющий собой стабильный платеж за единицу земельной площади в расчете за год независимо от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев или землепользователей.
Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога по его отдельным видам.
В соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации выделяются следующие виды земельного налога:
- земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения (код 1050701);
- земельный налог за земли городов и поселков (код 1050702);
- земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения (код 1050703).
Нормы, регламентирующие порядок установления земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения, содержатся в разделе П Закона «О плате за землю».
Ставки земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения по административным районам устанавливаются и утверждаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ (по данным учета земель и материалов почвенных обследований, выполняемых местными органами по земельным ресурсам и землеустройству) с корректировкой на местоположение земельных участков.
Принцип платности водопользования установлен Водным кодексом РФ от 16.11.95 г. № 167-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.01 г. (ст. 122). Платой за пользование водными объектами облагаются предприятия и организации, осуществляющие отдельные виды водопользования основе лицензий по договорам пользования водными объектами между водопользователем и органом исполнительной власти субъекта РФ, в которых в обязательном порядке указываются условия, устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом (ст. 57).
Определение размера и порядка уплаты платежей за водопользование регламентировано Федеральным законом Российской Федерации от 6.05.98 г, № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» с изменениями и дополнениями от 30.03.99 г. №54-ФЗ и от 7.08.01 г. №111-ФЗ. Особо следует отметить, что с 1 января 2002 г. действие этого Закона распространяется не только на поверхностные, но и подземные водные объекты (кроме объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и/или природные лечебные ресурсы либо используются для получения тепловой энергии), хотя ранее плата за пресные подземные воды относилась к сфере платного недропользования.
В соответствии с Законом «О плате за пользование водными объектами объектом платы признается пользование водными объектами с примейением1 сооружений, технических средств или устройств в целях:
-осуществления забора воды из водных объектов;
- удовлетворения потребностей гидроэнергетики в воде;
- использования акваторий водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
- осуществления сброса сточных вод в водные объекты.
Особое место среди природно-ресурсных платежей занимают платежи за пользование лесными ресурсами, определение и взимание которых характеризуются выраженной спецификой. Возможные финансовые обязательства по поводу лесопользования возникают при получении права пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, зарегистрированный в Лесном кодексе Российской Федерации от 22.01.97 г. №22-фЗ исходя из современных экологических, социальных и экономических условий, которые должны осуществляться на основе многофункционального значения лесов, т.е. одновременного использования разными лицами и в разных целях.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 22.01.97 г. № 22-ФЗ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы (ст. 103). Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата, определяемая на основе ставок лесных податей, - при долгосрочной аренде участков лесного фонда. Лесные подати взимаются при заготовке древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, а также при побочном лесопользовании (сенокошение, заготовка не древесного растительного сырья и т.п.). Лесные подати могут взиматься при пользовании участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, туристических и спортивных целей.
Исходя из того, что лес является традиционным предметом экспорта России, и наблюдается неуклонный рост экспорта древесины и продуктов ее переработки, при котором стоимость экспорта только лесоматериалов и только в страны вне СНГ уже в 2000 г. превысила 2 млрд долл. США и продолжает возрастать, очевидна необходимость срочного и радикального реформирования системы финансово-экономических отношений в сфере лесопользования.
Правовой основой платности пользования объектами животного мира являются нормы Федерального закона «О животном мире» от 24.04.95 г. N° 52-ФЗ. Согласно ст. 52 этого закона система платежей за пользование животным миром включает как плату за пользование животным миром в соответствии, с требованиями законодательства, так и санкции за их нарушение.
В соответствии с требованиями законодательства плата за пользование животным миром вносится при получении права пользования на основе лицензий, выдаваемых юридическим лицам на долгосрочное пользование, и гражданам - именных разовых лицензий (ст. 33). Кроме того, по закону предусмотрен сбор за выдачу лицензий на пользование животным миром, размер которого определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на, пользование животным миром, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий.
Порядок платного пользования животным миром конкретизирован в Постановлении Правительства РФ от 29.09.97 г. № 1257 «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах». В этом Постановлении определено, что за плату предоставляются следующие объекты животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям:
-отнесенные к объектам охоты;
-отнесенные к объектам рыболовства;
-принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу;
- не отнесенные к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу.
Конкретные размеры платы за пользование объектами животного мира должны устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством РФ.
В соответствии с Законом «О животном мире» (ст. 52) плата за пользование животным миром должна поступать в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации в соотношении 40:60%. Но реально эта плата не имеет никакого значения для формирования бюджетов, особенно федерального бюджета.
Наиболее актуальна правовая регламентация платного пользования животным' миром в отношении объектов рыболовства, имея в виду, что плата за пользование водными биологическими ресурсами является доходным источником федерального бюджета (в 2003 г. предусмотрено поступление в размере 7,8 млрд руб., что составляет 0,4% запланированной суммы доходов федерального бюджета).