Торговые и экономические отношения РФ
Концепция участия РФ в международном разделении труда. (МРТ)
1. Понятие и сущность международного торгово-экономического сотрудничества. МТЭС
2. МТЭС в период СССР.
3. Схем а участия России в мировой экономике на современном этапе.
МТЭС - процесс установления и развития различных видов экономических и научно- технических связей между отдельными странами или группами стран, основанный на принципах: равноправия, независимости, взаимной выгоды сторон.
Движущей силой МТЭС является МРТ, точнее его углубление, и международная специализация между странами, которая является, в свою очередь, следствием НТП. В современных мирохоз процессах усиливается тенденция сужения номенклатуры выпускаемой продукции и ориентации на массовое производство наиболее конкурентно – способных образцов на мировой рынке. МТЭС включает следующие элементы:
· Международная торговля;
· Инвестиционная деятельность;
· Миграция рабочей силы;
· Промышленная и научно – техническая кооперация МТЭС.
Формы МТЭС реализуются посредством заключения межгосударственных, межправительственных и межрегиональных или многосторонних договоров, а также долгосрочных программ развития и углубления экономического, научно – технического и промышленного сотрудничества. МТЭС осуществляется на след уровнях:
· Межгосударственный;
· Межрегиональный (отдельно здесь выделяют приграничное сотрудничество, так как оно обладает своей спецификой и особенностями);
· ЮЛ.
Регулирование МТЭС основывается на принципах международного права. Так сотрудничество на межгосударственном и межрегиональном уровне регулируется нормами международного публичного права, а между ЮЛицами международного частного права. Знач роль в МТЭС играют МЭО, торговые организации, усиливающиеся процессы интеграции и регионализации. Данный процесс позволяет избежать всякого рода торговых ограничений и дискриминации, которые непосредственно воздействуют на структурные участия страны в МРТ.
В 1918 г.- указ о монополии внешней торговли. Монополия внешней торговли означала, что внешнеторговые операции мог осуществлять только один субъект - государство. Монополия внешней торговли в СССР представляла собой принципиально особый метод включения страны в систему международного разделения труда и имела след характерные черты:
· Все сделки с зарубежными предприятиями и правительствами проводились государственными специальными внешнеторговыми организациями. Прямые связи предприятий с иностр партнерами не допускаются, т.е. предприятие не могло напрямую выйти на иностр партнера.
· Центральные органы определяли круг предприятий, участвующих в производстве товара для продажи на мировом рынке.
· В условиях системы внутригосударственного образования цен на экспортно - импортную продукцию государство рассчитывалось с предприятиями – экспортерами по внутренним ценам, а не мировым.
· В условиях плановой экономики характерной чертой монополии внешней торговли было планирование государством объема экспортно – импортных операций.
· Неотъемлемой чертой монополии внешней торговли являлся дискриминационный метод распределения валютной выручки от реализации продукции за рубежом.
· Государственная монополия имела комплексный характер, т.е. охватывала фактически не только внешнюю торговлю, а все внешнеэкономические операции.
В России либерализация ВЭД прошла след этапы:
· конец 91 – пер. половина 92 – меры по либерализации включают: снятие ограничений на экспорт готовой продукции при сохранении высоких там пошлин и квот на экспорт топливно – сырьевых товаров; частичная либерализация валютного курса; отмена любых ограничений на импорт.
· второе полугодие 92 – начало 93 – снятие импортных ограничений, был полностью либерализирован валютный курс, введен импортных тариф.
· 93- 94 – завершился переход на тарифные методы управления, внешнеторговый оборот стимулировался за счет там пошлин, экспортно – импортные операции, осуществляемые на централизованной основе, снизились до 30 %. Главная роль в осуществлении экономической деятельности перешла к предприятиям. Было отменено квотирование российского экспорта, и с 94 прекратил существование централизованный экспорт, начала действовать система валютного контроля при экспорте товаров.
Существует две модели экономического развития и участия страны в мировой экономике:
· Внешнеориентированная модель направлена на увеличение экспорта, однако экономического роста можно достичь лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие нац экономики. Как показывает мировой опыт данная модель приводит к увеличению объемов экспорта, а средства, полученные от него инвестируются преимущественно в экспортоориентируемые отрасли, что неизбежно приводит к дисбалансу развития нац отраслей промышленности.
· Внутриориентированная модель предполагает, что средства, полученные государством от экспортных операций направляются на развитие отечеств высокотехнологичных импортозамещающих производств с целью диверсификации структуры экспорта и для повышения конкурентоспособности отечеств товаров на мировых и региональных рынков.
Приоритетными направлениями реализации ВЭД на современном этапе для РФ являются
· Обеспечение ведущих позиций РФ на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно – технической сфере. Это предполагается посредством решения след задач:
1.создание механизма поддержки экспорта высокотехнологичной продукции
2.договорно – правовое обеспечение интересов России в области высоких технологий, включая вопросы доступа на рынки зарубежных стран
3.расширение поставок российской высокотехнологичной продукции и закрепление рос компаний в соответст сегментах рынка
4.выстраивание трансграничных производств цепочек и производственно – технологической кооперации в области высоких технологий посредством создания альянсов с ведущими мировыми компаниями
5.содействие привлечению недостающих компетенций и технологий через систему международного научно – технического сотрудничества
6.разработка перечня ключевых международных проектов с российским участием, включая с российским участием строительство крупных исследовательских установок
· Содействие экспорту и достижению глобальной конкуренции обрабатывающих отраслей, АПК, сферы услуг:
1.содействие созданию в РФ производства конечной продукции с иностранным участием и локализация производства добавленной стоимости с использованием соотв таможенных процедур
2. стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностр инвестиций в обрабатывающую промышленность для ее модернизации
3.поощрение формирования кооперационных связей с иностр ведущими компаниями, обладающими выходом на рынки третьих стран с использованием преференциальных торговых соглашений
4.преващение РФ в одного из основных участников мирового рынка сельхоз продукции
5.усиление позиций РФ на рынках сырьевых товаров с высоким уровнем переработки
6.развитие системы производства современных конкурентоспособных на мировом рынке услуг.
7.развитие производственной и иной инфраструктуры приграничных территорий, учитывающее потребности экономики граничащих с РФ государств.
· Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики:
1. Повышение конкурентоспособности российских транзитных маршрутов
2. Стыковка транспортной системы определенных стран
3. Формирование единого транспортного пространства СНГ
4. Создание крупных логистических центров в РФ
5. Реализация рос интересов при разработке международных правил грузовых перевозок
· Повышение роли РФ в обеспечении глобальной энергетической безопасности:
1.участие в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков
2.сохранение суверенного контроля над энергетическими ресурсами
3.создание единого энергетического комплекса Россия – Европа
4.страновая диверсификация экспорта энергоносителей
5.создание зарубежной логистической сети реализации рос углеводородов
6.переход на расчеты в рублях
7.разграничение шельфов
· Интеграция евразийского экономического пространства с центром в России:
1.формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС
2.создание единой транспортной и энергетической инфраструктуры
3.реализация совместных проектов в ключевых областях экономики
4.создание устойчивой сети межстрановых кооперационных связей
· Создание в РФ международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту
1.нормативно – правовое, организационное и кадровое обеспечение
2.формирование и капитализация финансовой инфраструктуры
3.обеспечение объема капитала для участников рынка
4.создание макроэкономических условий для притока зарубежного капитала
5.расширение торговли за рубли с основными торговыми партнерами РФ
6.ускоренная региональная валютная и финансовая интеграция стран ЕврАзЭС
· Усиление роли России в формировании мирового экономического порядка:
1.максимально активное участие в межд организациях, влияющих на правила торговли и инвестиций
2.активное участие в реформировании многосторонних институтах экономического регулирования
3.активное участие в решении глобальных проблем
4.расширение участия в АТЭС, ШОС и др. региональных организациях.