Первая модернизация в России в рамках реформ XVIII столетия
Рассмотрим реформы, проводившиеся в России в начале XVIII в., так как именно в этом столетии сформировались хозяйственный уклад и институциональная структура, которые затем длительное время определяли развитие экономики. Многие исследователи считают ряд реформ данного столетия, в первую очередь связанных с именем Петра I, первым опытом модернизации страны, в первую очередь ее системы государственной и местной власти.
Можно согласиться с А.Колгановым, что петровские реформы не принесли сколько-нибудь существенных изменений в сложившейся экономической системе общества: Россия как была, так и осталась крепостнической, а предпринимавшиеся в экономике меры касались увеличения степени эксплуатации крестьянства путем изменения системы налогообложения (введение подушной подати) и некоторого расширения казенной промышленности и стимулирования частного предпринимательства - но все в тех же узких рамках, которые диктовала господствующая система хозяйства. То есть, проводимые реформы, в первую очередь касались изменений в политической системе (усиление верховной самодержавной власти) и административной системе управления, нежели чем в экономической области, хотя ряд ведомств и занимался экономическими вопросами (Коммерц-коллегия, Мануфактур-коллегия, Берг-коллегия, Камер-коллегия и др.).
С реформами Петра в России была заложена ведомственная система государственного и местного управления. Новые образовавшиеся органы управления - Коллегии образовывались по функциональному(ведомственному), а не по территориальному принципу. В отличие от прежних приказов, коллегии отличались от приказов более четкой организацией дела, коллегиальным обсуждением вопросов (хотя коллегиальность принятия решений постепенно утрачивалась), функциональным принципом управления. За каждой коллегией закреплялся свой круг ведомств. При этом коллегиям подчинялись органы власти на местах в рамках новых административно-территориальных единиц – губерний и уездов.
В целом, практически все механизмы проводимых реформ были нацелены на решение лишь конкретных геополитических и военных проблем, которые были непосредственным побудительным мотивом для этой модернизации. Что же касается экономического развития России, то в течение всего последующего столетия шел процесс накопления отсталости и роста противоречий.
Вместе с тем, петровские реформы способствовали повышению вертикальной социальной мобильности посредством расширения возможности привлечения на службу представителей разных сословий. Принятая Табель о рангах устанавливала строгую иерархическую служебную систему: все должности расписывались по классам (рангам) и закрепляла приоритет принципа выслуги и личных заслуг над знатностью происхождения (отдельным указом дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной). Отсюда, бюрократия превратилась в сословие, положение и привилегии которого в обществе были закреплены законодательно.
Сословная форма правления была распространена и в городах: так «регулярные» горожане подразделялись на гильдии и цехи, причем, все ремесленники обязаны были записаться в цехи. Таким образом, создаются цеховые организации ремесленного и промышленного производства, а также строятся многочисленные мануфактуры по западноевропейскому типу с привлечением иностранных специалистов. Однако основная масса предприятий принадлежала казне (государству), и почти все они работали на основе крепостного труда. Но уже к концу века на крупных предприятиях до 40 % составляли наемные рабочие, а казенные (государственные) мануфактуры все чаще передавались в частные руки, создавались и новые частные предприятия, владельцами которых становились купцы и промышленники. При этом государство сохраняло монополию на производство и торговлю ряда товаров.
Новые управленческие кадры вначале готовились за границей, но затем были созданы и свои учебные заведения: артиллерийские, морские, инженерные. Была открыта Академия наук, а при ней - гимназия и университет. Но вся система образования носила сословный характер с наличием закрытых учебных заведений. Образование, даже начальное было недоступно основной массе населения, и только уже при Екатерине II были открыты 2-х и 4-классные училища.
Таким образом, в результате петровских реформ в России закреплялся сословный строй, создавался мощный бюрократический аппарат, усиливалось господство бюрократического централизма. Одновременно расширялись товарно-денежные отношения и внешняя торговля с Европой. Но в отличие от последней, где дворянское сословие не обуржуазивалось и размывалось, в России оно наоборот - консолидировалось.