Модель стратегического регулирования
Обеспеч-ет сбалансированность D и S.
I поступления > I объема розн.т/о > I объема норм-ых тов. запасов(руб) > I объма спроса (прогноз).
В построении модели можно использовать несколько видов динамических нормативов:
I чист. прибыли > I общей прибыли > I доходов от реализации тов-ов > I т/о,
I т/о > I фондов торговли > I фонда зар.платы > I числ-ти раб-ков,
I произ-ти тр. > I эф-ти оплаты труда > I фондоотдачи > I фондовооруженности > I зарплатоемкости > I ср.зар.пл,
I ресурсоотдачи > I ресурсов торговой орг-ции,
I осн. ср-в > I фондов торговли > I оборотн.ср-в > I т/о.
При обосновании плановой стр-ры розничного т/о еще неоходимо учесть: сегментацию рынка, жизн.цикл товара(стадии рождения, роста, зрелости и упадка), концепцию полезности и удовлетв-ти потребительского выбора, обеспеченность населения данным видом товара, коэф-т насыщенности рынка.
Модель позволяет определить, требуется ли вводить допл. ср-ва для реализации конкретного товара в расчете, что они окупятся, или лучше инвестировать в др. проект.
23. Потребительский выбор: сущность, факторы его определяющие.
Потребительский выбор зависит от того, какую полезность приносит товар. Полезность - удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность — это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара или услуги. Предельной полезность - полезность, равную приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара. Закон убывающей предельной полезности: «Если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре или услуге удовлетворение от последующей единицы этого блага падает».
1)Потребительский выбор основан на рациональности использования бюджета и попытке максимизировать удовлетворение своих потребностей. 2) Потребители делают свой выбор путем сравнения наборов потребительских товаров и услуг. При этом, покупка большого количества товаров, входящих в этот набор, наиболее предпочтительна. 3)Потребительские предпочтения ранжируются по степени важности для покупателя исходя из его доходов, аспектов жизни, социального положения. При этом предельная норма замещения одного товара (А) другим (Б) представляет собой максимальное количество другого товара (В), которым человек готов пренебречь ради покупки одной дополнительной единицы товара «А». 4)Набор товаров зависит также от темпов роста покупательных фондов, изменения цен на основные взаимодополняющие взаимозависимые и независимые товары. 5)Потребительский выбор может быть представлен либо в виде кривой безразличия (когда удается ранжировать порядковые свойства полезности альтернативного набора) или в виде функции полезности (если набор «С» предпочтительнее «А», то полезность набора «С» выше, чем «А»). 6)Чем больше потребляется товара, тем меньше приращение полезности.7)Полезность максимизируется, когда соотношение предельных полезностей двух товаров равно соотношению цен.
24. Ассортиментная политика: содержание, требования к оптимизации, портфель направления развития (матрица роста БКГ).
Товары по прибыльности:
«Звезды» пользуются большой популярностью, имеют высокую окупаемость, у предприятий наблюдается хорошая платежеспособность. «Дойные коровы» имеют невысокие темпы роста продаж, однако их доля на рынке обычно высока, и они способны приносить выручку в большом объеме. Реализация товаров под знаком «собаки» затруднена. «Собаки» продаются с трудом, нужны для широты ассортимента. «Трудные дети» - это новинки, имеют слабый спрос и низкую конкурентоспособность.
Ассортиментная политика. В основе деятельности торгового предприятия лежит обеспечение рентабельности ассортимента. Широкий взгляд на прибыльность; повысится ли рентабельность торговли магазина, если будет принято решение включить данный товар в ассортимент. Решение о снятии товаров с продажи может быть принято в целях обновления продукции.
При ненасыщенном рынке перспективный объем товарооборота /-го товара можно определить: Тi = (Ср • Ку + (Сн • Кз • Кнз)) • Кiц, где Ср — объем спроса, обеспеченный товарными ресурсами; Ку — коэффициент общей устойчивости спроса, Сн — объем спроса, не обеспеченного товарными ресурсами; Кз — коэффициент возможной замены; Кнз — коэффициент неустойчивости спроса при замене; Кiц —. коэффициент изменения цен i-го товара.
К насыщенному рынку: Т=[(Cп-Ку) = (Сз * Кз * Кнз)] * Кц, где Сп — спрос, обеспеченный товарными ресурсами в соот-метствии с индивидуальным вкусом и требованиями к качеству; Сз — спрос, подлежащий замене, для обеспечения соответствия индивидуальному вкусу и требованиям к качеству.
25. Анализ общего объёма и структуры розничного товарооборота.
Розн. т/о анализ. для опред. соотв. представлений о рынке. На основе результ. план. организ. розн. реализ. т-ов. Методика изуч.розн.т/о: 1)изуч. выполнен. плана розн. т/о в целом по предпр. и в разрезе структурных подразд.; изучение розн. т/о по составу, по отдельным формам розн. торговли(стационар, передвижная, посылочная); по применяемым методам продажи (самообсл.,автоматы, по катал/,продажа за нал/безнал.); исслед. влияния факторов на объем розн. т/о (тов. обеспеч.,выполнение договорных обязат., наличие необход. тов. запасов, уровня товарооборач., изучение потреб. спроса, цен,повышение производительности труда.2)построение индексной цепочки взаимосв. показат.3)выявление внутр. резервов расширения розн. торговли, увелич. объема т/о и улучш. его ассорт. стр-ры.
Анализ розн. т/о производ. в фактич. и сопост. ценах в след. послед.:
а)изуч. объем розн. т/о,динамика,состав,стр-ра в целом по торг. предпр. и в разрезе подведомственных подразд.,по методам продажи,в разрезе ассорт. стр-ры. т/о; б)строится индексная цепочка взаимосв.показат.;в)делается факт.анализ;г)выявл. резервы роста;д)опр.возм.учета неиспольз. резервов при планир.объема реализ.на буд.период.
Анализ по врем. рядам:розн.т/о характер.врем.рядами,постр.за ряд истекших периодов с учетом измене/ цен. Индекс т/о в факт. ценах отраж. Измен. в анализ.периоде объема реализ. (qi0 — в баз. периоде за i-e число лет; qi1 — в отч. периоде за i-e число лет) и цен на проданные товары (Рiо — в баз. периоде за i-e число лет; Рi1 — в отч. периоде за i-e число лет); n — число лет:
Iqp =
Операт. анализ осущ. по данным ежедн. учета продаж в стоим. Выраж. в целом по предпр., его подраздел. Кол-во покупок за период опр. по чекам.На основ. ежедн. учета произв. накопит.по пятидневкам, декадам,в сравн. с план.-расчетн. показат., с нормативом, с однотип. предприят. Ведётся в журналах в произв. виде. Позволяет выявить отклон. от заданий и нормат., опр. ритмичность, равномерность реализации.
Сравн. анализ провод. в целях оценки позиций предпр. на рынке и выявления резервов роста объема продаж в сравн. с другими предпр. Сравнив:объем розн. т/о, темп роста сопост. т/о, удельный вес в т/о основных тов. групп, формы продажи, режим работы, товарооборот в расчете на 1 м торговой площади. использ. методы группировок, ранжирование, логический, прямого сравнения.
Стратег. анализ:1)Плановая модель рассматр. стратег. как процесс планир., в соотв. с моделью назнач. исполн., ответст. за разраб. стратег. Модель предполаг, что за опр. стратег. в установл. время автоматич. последует ее реализ. 2)По модели предпринимат. стратег.- полуосозн. процесс, кот. происх. в уме предприним. 3) анализ по Портеру вкл. след. компоненты:буд. цели, предложение., возможности., тек. стратег.
Факторный анализ.
Факторный анализ – процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.
Схоатический факт. анализ – исп. при установл. тесноты связи между показат., не наход. в пост. зависимости.