Система евро-азиатских транспортных направлений
Маршрут | Основное направление | Ответвление |
Транссиб | Европа (РЕТС 2, 3 и 9) – Российская федерация - Япония | Казахстан – Китай; Монголия – Китай; Корейский полуостров |
ТРАСЕКА | Восточная Европа (РЕТС 4,7,8,9) – Черное море – Кавказ – Каспийское море – Центральная Азия | - |
Южный | Юго-Восточная Европа (РЕТС 4) – Турция – Исламская Республика Иран | Центральная Азия – Китай; Южная Азия – Юго-Восточная Азия – Южный Китай |
Север-Юг | Северная Европа (РЕТС 9) — Российская Федерация | Кавказ — Персидский залив; Центральная Азия — Персидский залив, через Каспийское море на Исламскую Республику Иран — Персидский залив |
Российская Федерация активно участвует в управлении проходящими по ее территории коридорами «Север — Юг» и «Транссиб» и их развитии.
МТК «Транссиб» получил официальный статус после учреждения Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, который был сформирован на основании декларации, принятой в Москве в 1993 г. на Международной конференции по перевозкам грузов по Транссибирской магистрали.
В настоящее время в составе Координационного совета насчитывается 66 коллективных членов. В их числе: железные дороги РоЫ сии, Украины, Казахстана, Белоруссии, Финляндии, Польши, Германии, Словакии и Монголии; четыре судоходных компании, включая Дальневосточное пароходство; все порты Дальнего Востока и Европейской части России, ассоциации экспедиторов Европы (ГЕТО), Японии, Южной Кореи и основные операторы России.
Основными задачами Координационного совета являются координация деятельности участников перевозки грузов по Транссибирской магистрали, создание согласованных условий и принципов для совместного взаимодействия перевозчиков, экспедиторов и операторов, обеспечение высокоэффективной и качественной работы.
В обширный перечень выполняемых им функций включены: согласование объемов перевозок и определение приоритетных направлений комплексного развития транспортной и экспедиторской инфраструктуры, включая мероприятия по техническому содержанию магистрали.
Исполнительным органом Координационного совета является Секретариат во главе с Генеральным секретарем, находящийся в Москве при Председателе Совета. Заместители Генерального секретаря осуществляют свою деятельность в г. Сант-Галлене (Швейцария) и в г. Токио (Япония). Кроме того, в состав Секретариата входят три региональных секретаря по регионам: России, стран СНГ и Балтии; Европы и Скандинавии; Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Коридор ТРАСЕКА является также одним из важнейших евро-азиатских транспортных направлений. В формировании этого коридора участвуют Украина, Турция, Казахстан, республики Закавказья и Средней Азии при тесном взаимодействии с ЕС, а также с Китаем и другими заинтересованными странами.
Управляющим органом коридора является Межправительственная комиссия ТРАСЕКА по транспортному коридору Европа — Кавказ — Азия. В соответствии с решениями комиссии зафиксировано основное направление коридора Стамбул — Бургас — Констанца/Одесса — Поти — Тбилиси — Баку — Туркменбаши — Ашхабад — Чарджоу-Бухара — Ташкент — Джамбул — Алматы — Китай, а также ответвления: Бухара — Душанбе; Актау — Бейнеу — Чарджоу; Джамбул — Бишкек.
Россия пока не задействована в столь важном региональном интеграционном проекте, хотя для этого имеются все необходимые предпосылки. Данное транспортное соединение является, по существу, альтернативной российским коммуникациям, соединяющим Европу и Азию.
Таким образом, к началу XXI в. проделана большая работа по формированию МТК в Европе и Азии, Россия активно включилась в этот процесс. В связи с этим наибольшую актуальность приобрели проблемы выбора коммуникаций различных видов транспорта для включения в состав коридоров, разработки направлений развития транспортной инфраструктуры международного значения на территории страны и совершенствования государственного регулирования процесса формирования системы МТК в Российской Федерации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое транспорт? Что изучает география транспорта?
2. Каковы важнейшие особенности транспорта как отрасли производства?
3. Какие факторы определяют развитие и размещение транспортной системы?
4. Каковы основные показатели работы транспорта?
5. Что входит в состав мировой транспортной системы?
6. Как можно провести оценку уровня развития мировой транспортной системы?
7. Что вы можете сказать о транспортных системах развитых и развивающихся стран?
8. Что понимается под мировым грузооборотом? Какова его структура по основным видам транспорта?
9. Что понимается под мировым пассажирооборотом? Какова его
структура по основным видам транспорта?
10. Какова роль отдельных видов транспорта в мировых грузовых и пассажирских перевозках?
ТЕСТЫ
1. Отметьте, каким видом транспорта перевозится в мировом хозяйстве наибольшее количество грузов (по показателю грузооборота):
а) железнодорожным;
б) авиационным;
в) автомобильным;
г) речным;
д) морским;
е) трубопроводным.
2. Закончите фразу: «По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает...»:
а) ФРГ;
б) Япония;
в) США;
г) Индия;
д) Швейцария;
е) Франция;
ж) Китай;
з) Россия
; и) Испания.
3. Каким путем осуществляется основная часть перевозок угля в мире:
а) морским;
б) железнодорожным;
в) грузовым автомобильным?
4. Какие страны отличаются наибольшей плотностью железнодорожной сети:
а) США;
б) Китай;
в) страны Западной Европы;
г) Япония?
5. Какой вид транспорта преобладает в пассажирских перевозках стран Западной и Центральной Европы:
а) железнодорожный;
б) легковой автомобильный;
в)речной?
6. Важнейшее значение для развития мирового транспорта в XX в. сыграли следующие два фактора:
а) неуклонный рост объемов международной торговли;
б) научно-технический прогресс в области транспортировки людей и товаров;
в) увеличение числа транспортных коридоров;
г) международная экономическая интеграция и глобализация мирохозяйственных связей;
д) рост численности населения.
7. Массовогрузный тоннаж в последние годы составляет порядка ... % мирового торгового флота:
а) 5-10;
б) 20-30;
в) 40-50;
г) 70-80;
д) более 80; е) 100.
8. Какая из тенденций была наиболее характерна для развития мирового транспорта во второй половине XX в.:
а) снижение доли авиации в международных перевозках;
б) увеличение доли автомобильного транспорта;
в) увеличение доли железнодорожного транспорта;
г) рост морских перевозок;
д) рост объемов перевозок всеми видами транспорта?
9. Основные грузоперевозки в экономике Российской Федерации приходятся на транспорт:
а) железнодорожный;
б) автомобильный;
в) морской;
г) речной.
10.Наибольшей по протяженности трубопроводной сетью в мире обладают две из перечисленных ниже стран:
а) США;
б) страны ЕС;
в) Россия;
г) Китай;
д) Мексика;
е) Канада.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Особенности географии транспортных предприятий в условиях глобализации.
2. Оценка показателей работы транспорта в развитых и развивающих странах.
3. Динамика развития мировой транспортной сети в 1950—2006 гг
4. Структура и динамика мирового грузо- и пассажирооборота.
5. Роль железнодорожного транспорта в размещении промышленного производства в мировой экономике.
6. Автомобильный транспорт и его влияние на мобильность факторов производства на европейском континенте.
7. Мировой морской транспорт и его роль в развитии трансконтинентальных экономических связей.
8. Трубопроводный транспорт: структура, специфика размещения и динамика развития в мире.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Арсенов В.И., Артемкина Е.В., Забоев А.И. Россия в системе международных евро-азиатских транспортных коридоров: современное состояние, проблемы, перспективы и конкурентоспособность // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 1.
Ершов АД. Международные таможенные отношения. СПб.: ИВЭСЭП, 2000.
Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. Гл. 14. Транспорт / под ред. И.С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.
Могилевкт ИМ. Транспорт и коммуникации: прошлое, настоящее, будущее. М.: Наука, 2005.
Транспорт и сфера услуг / Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства: учеб, пособие для студентов. М.: Владос, 1999.
Ханин М.С. Международное морское судоходство : Экономика. Политика. М.: Росконсульт, 2001.
Экономика и организация внешнеторговых перевозок / под ред. К.В. Холопова. М.: Юристъ, 2000.
Bureau of Transportation statistics US. Wash. Travel and Goods Movement, 2003.
Lloyd’s Register of Shippinf. Statistical Tables. L., 2000-2005.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
<http://www.mintrans.ru> — Министерство транспорта РФ.
[1] Бантустаны - государственные образования, сформированные властями ЮАР в 1960-х гг. по племенному признаку. Всего было создано 10 бантустанов с различным режимом: четыре были объявлены независимыми, шесть - самоуправляющимися территориями.
[2] Ежегодно классификация стран публикуется МВФ в источнике “World Economic Outlook»: http://www.imf.org
[3] Валовой внутренний продукт (ВВП) (gross domestic product, GDP) — общая стоимость конечных товаров и услуг, созданных в стране в рыночных ценах за определенный отрезок времени (обычно за год). Валовой национальный продукт (ВНП) (gross national product) — суммарная стоимость конечных товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны, находящихся внутри страны и за ее пределами, т.е. это ВВП плюс сальдо расчетов с зарубежными странами. Обычно разница между ВВП и ВНП составляет около 1%.
[4] Global Development Finance 2006: http//www.worldbank.org
[5] Тайвань — фактически самостоятельное государство, которое правительство Китая не признает в качестве такового, рассматривая его как составную часть (провинцию) Китайской Народной Республики.
[6] Хотя причины и ход урбанизации в Гонконге, Сингапуре и Бельгии совершенно
различны.