Система евро-азиатских транспортных направлений

Маршрут Основное направление Ответвление
Транссиб Европа (РЕТС 2, 3 и 9) – Российская федерация - Япония Казахстан – Китай; Монголия – Китай; Корейский полуостров
ТРАСЕКА Восточная Европа (РЕТС 4,7,8,9) – Черное море – Кавказ – Каспийское море – Центральная Азия -
Южный Юго-Восточная Европа (РЕТС 4) – Турция – Исламская Республика Иран Центральная Азия – Китай; Южная Азия – Юго-Восточная Азия – Южный Китай
Север-Юг Северная Европа (РЕТС 9) — Российская Федерация Кавказ — Персидский залив; Центральная Азия — Персидский залив, через Каспийское море на Исламскую Республику Иран — Персидский залив

Российская Федерация активно участвует в управлении проходящими по ее территории коридорами «Север — Юг» и «Транссиб» и их развитии.

МТК «Транссиб» получил официальный статус после учрежде­ния Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, который был сформирован на основании декларации, принятой в Москве в 1993 г. на Международной конференции по пе­ревозкам грузов по Транссибирской магистрали.

В настоящее время в составе Координационного совета насчитывается 66 коллективных членов. В их числе: железные дороги РоЫ сии, Украины, Казахстана, Белоруссии, Финляндии, Польши, Германии, Словакии и Монголии; четыре судоходных компании, включая Дальневосточное пароходство; все порты Дальнего Востока и Европейской части России, ассоциации экспедиторов Европы (ГЕТО), Японии, Южной Кореи и основные операторы России.

Основными задачами Координационного совета являются ко­ординация деятельности участников перевозки грузов по Трансси­бирской магистрали, создание согласованных условий и принципов для совместного взаимодействия перевозчиков, экспедиторов и опе­раторов, обеспечение высокоэффективной и качественной работы.

В обширный перечень выполняемых им функций включены: согла­сование объемов перевозок и определение приоритетных направлений комплексного развития транспортной и экспедиторской инфраструк­туры, включая мероприятия по техническому содержанию магистрали.

Исполнительным органом Координационного совета является Сек­ретариат во главе с Генеральным секретарем, находящийся в Москве при Председателе Совета. Заместители Генерального секретаря осущест­вляют свою деятельность в г. Сант-Галлене (Швейцария) и в г. Токио (Япония). Кроме того, в состав Секретариата входят три региональных секретаря по регионам: России, стран СНГ и Балтии; Европы и Сканди­навии; Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Коридор ТРАСЕКА является также одним из важнейших евро-азиатских транспортных направлений. В формировании этого кори­дора участвуют Украина, Турция, Казахстан, республики Закавказья и Средней Азии при тесном взаимодействии с ЕС, а также с Китаем и другими заинтересованными странами.

Управляющим органом коридора является Межправительствен­ная комиссия ТРАСЕКА по транспортному коридору Европа — Кав­каз — Азия. В соответствии с решениями комиссии зафиксировано основное направление коридора Стамбул — Бургас — Констанца/Одес­са — Поти — Тбилиси — Баку — Туркменбаши — Ашхабад — Чарджоу-Бухара — Ташкент — Джамбул — Алматы — Китай, а также ответвления: Бухара — Душанбе; Актау — Бейнеу — Чарджоу; Джамбул — Бишкек.

Россия пока не задействована в столь важном региональном инте­грационном проекте, хотя для этого имеются все необходимые предпо­сылки. Данное транспортное соединение является, по существу, альтер­нативной российским коммуникациям, соединяющим Европу и Азию.

Таким образом, к началу XXI в. проделана большая работа по формированию МТК в Европе и Азии, Россия активно включилась в этот процесс. В связи с этим наибольшую актуальность приобрели проблемы выбора коммуникаций различных видов транспорта для включения в состав коридоров, разработки направлений развития транспортной инфраструктуры международного значения на терри­тории страны и совершенствования государственного регулирования процесса формирования системы МТК в Российской Федерации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое транспорт? Что изучает география транспорта?

2. Каковы важнейшие особенности транспорта как отрасли производ­ства?

3. Какие факторы определяют развитие и размещение транспортной системы?

4. Каковы основные показатели работы транспорта?

5. Что входит в состав мировой транспортной системы?

6. Как можно провести оценку уровня развития мировой транспорт­ной системы?

7. Что вы можете сказать о транспортных системах развитых и разви­вающихся стран?

8. Что понимается под мировым грузооборотом? Какова его структу­ра по основным видам транспорта?

9. Что понимается под мировым пассажирооборотом? Какова его

структура по основным видам транспорта?

10. Какова роль отдельных видов транспорта в мировых грузовых и пас­сажирских перевозках?

ТЕСТЫ

1. Отметьте, каким видом транспорта перевозится в мировом хозяй­стве наибольшее количество грузов (по показателю грузооборота):

а) железнодорожным;

б) авиационным;

в) автомобильным;

г) речным;

д) морским;

е) трубопроводным.

2. Закончите фразу: «По протяженности электрифицированных же­лезных дорог первое место в мире занимает...»:

а) ФРГ;

б) Япония;

в) США;

г) Индия;

д) Швейцария;

е) Франция;

ж) Китай;

з) Россия

; и) Испания.

3. Каким путем осуществляется основная часть перевозок угля в мире:

а) морским;

б) железнодорожным;

в) грузовым автомобильным?

4. Какие страны отличаются наибольшей плотностью железнодорож­ной сети:

а) США;

б) Китай;

в) страны Западной Европы;

г) Япония?

5. Какой вид транспорта преобладает в пассажирских перевозках стран Западной и Центральной Европы:

а) железнодорожный;

б) легковой автомобильный;

в)речной?

6. Важнейшее значение для развития мирового транспорта в XX в. сыг­рали следующие два фактора:

а) неуклонный рост объемов международной торговли;

б) научно-технический прогресс в области транспортировки людей и товаров;

в) увеличение числа транспортных коридоров;

г) международная экономическая интеграция и глобализация ми­рохозяйственных связей;

д) рост численности населения.

7. Массовогрузный тоннаж в последние годы составляет порядка ... % мирового торгового флота:

а) 5-10;

б) 20-30;

в) 40-50;

г) 70-80;

д) более 80; е) 100.

8. Какая из тенденций была наиболее характерна для развития миро­вого транспорта во второй половине XX в.:

а) снижение доли авиации в международных перевозках;

б) увеличение доли автомобильного транспорта;

в) увеличение доли железнодорожного транспорта;

г) рост морских перевозок;

д) рост объемов перевозок всеми видами транспорта?

9. Основные грузоперевозки в экономике Российской Федерации при­ходятся на транспорт:

а) железнодорожный;

б) автомобильный;

в) морской;

г) речной.

10.Наибольшей по протяженности трубопроводной сетью в мире обла­дают две из перечисленных ниже стран:

а) США;

б) страны ЕС;

в) Россия;

г) Китай;

д) Мексика;

е) Канада.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Особенности географии транспортных предприятий в условиях глобализации.

2. Оценка показателей работы транспорта в развитых и развивающих странах.

3. Динамика развития мировой транспортной сети в 1950—2006 гг

4. Структура и динамика мирового грузо- и пассажирооборота.

5. Роль железнодорожного транспорта в размещении промышленно­го производства в мировой экономике.

6. Автомобильный транспорт и его влияние на мобильность факторов производства на европейском континенте.

7. Мировой морской транспорт и его роль в развитии трансконтинен­тальных экономических связей.

8. Трубопроводный транспорт: структура, специфика размещения и ди­намика развития в мире.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арсенов В.И., Артемкина Е.В., Забоев А.И. Россия в системе междуна­родных евро-азиатских транспортных коридоров: современное со­стояние, проблемы, перспективы и конкурентоспособность // Рос­сийский внешнеэкономический вестник. 2006. № 1.

Ершов АД. Международные таможенные отношения. СПб.: ИВЭСЭП, 2000.

Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. Гл. 14. Транс­порт / под ред. И.С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.

Могилевкт ИМ. Транспорт и коммуникации: прошлое, настоящее, бу­дущее. М.: Наука, 2005.

Транспорт и сфера услуг / Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства: учеб, пособие для студентов. М.: Владос, 1999.

Ханин М.С. Международное морское судоходство : Экономика. Поли­тика. М.: Росконсульт, 2001.

Экономика и организация внешнеторговых перевозок / под ред. К.В. Холопова. М.: Юристъ, 2000.

Bureau of Transportation statistics US. Wash. Travel and Goods Movement, 2003.

Lloyd’s Register of Shippinf. Statistical Tables. L., 2000-2005.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

<http://www.mintrans.ru> — Министерство транспорта РФ.

[1] Бантустаны - государственные образования, сформированные властями ЮАР в 1960-х гг. по племенному признаку. Всего было создано 10 бантустанов с различным режимом: четыре были объявлены независимыми, шесть - самоуправляющимися тер­риториями.

[2] Ежегодно классификация стран публикуется МВФ в источнике “World Economic Outlook»: http://www.imf.org

[3] Валовой внутренний продукт (ВВП) (gross domestic product, GDP) — общая стоимость конечных товаров и услуг, созданных в стране в рыночных ценах за опреде­ленный отрезок времени (обычно за год). Валовой национальный продукт (ВНП) (gross national product) — суммарная стоимость конечных товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны, находящихся внутри страны и за ее пределами, т.е. это ВВП плюс сальдо расчетов с зарубежными странами. Обычно разница между ВВП и ВНП составляет около 1%.

[4] Global Development Finance 2006: http//www.worldbank.org

[5] Тайвань — фактически самостоятельное государство, которое правительство Китая не признает в качестве такового, рассматривая его как составную часть (провин­цию) Китайской Народной Республики.

[6] Хотя причины и ход урбанизации в Гонконге, Сингапуре и Бельгии совершенно

различны.

Наши рекомендации