Активное реагирование
Модели реагирования организации на неожиданные изменения
Существуют четыре основных модели управления в условиях неожиданных изменений: основанные на реактивном реагировании, на активном реагировании, на прогностическом реагировании, на стратегическом реагировании.
Реактивное реагирование – фирма начинает реагировать на угрозу лишь после того, как угроза становится реальностью и вызываемые ей потери достигают значительных размеров. Применительно к возможности это означает очевидность для организации, что возможность во внешней среде сформировалась и становятся понятны потери организации от того, что она не была использована. Затем организация приступает к осуществлению определенных мер и при благоприятном развитии ситуации потери могут снизится до нуля. При этом требуются дополнительные расходы на осуществление мероприятий.
Причины запаздывания реагирования
1. Слишком сложная структура управления
2. Неэффективные коммуникации
3. Нерациональная система обработки и обобщения информации
4. Слишком длительной является проверка правильности сделанных выводов, слишком велики затраты времени на получение подтверждения
5. Велико желание сохранить надежду на то, что реальной опасности нет
6. Угроза статусу руководителя или специалиста. Имеются опасения (часто обоснованные), что они сами будут обвинены в том, что возникла такая ситуация
7. Боязнь непривычного и недоверие ему.
Рис. 1. Модель реактивного реагирования.
t1 – момент времени, к которому появились убедительные данные о возможных потерях и развитии ситуации.
t2 – момент начала реагирования
t2 –t1 – время запаздывания реакции
t3 – завершение мероприятий, реализация стратегии и завершение потерь
P1 – уровень потерь, создающих очевидность ситуации
P2 - уровень потерь, при котором начинается реагирование
Р3 – максимальный уровень затрат на определенный период времени
S1 – потери, связанные с условиями не очевидности ситуации
S2 – потери, связанные с задержкой реакции
S3 – остаточные потери, формирующиеся в ходе реализации стратегических мер
S4 – затраты на осуществление стратегических мер.
Активное реагирование
Реагирование начинается без запаздывания, как только появляются убедительные данные о том, что это не случайность, а ясная тенденция. Потери сокращаются. Однако потери все же значительны, так как у организации нет готовности к проведению соответствующих преобразований. Пока нет заметных потерь или упущенной выгоды от нереализуемой возможности реагирование не начинается.
Рис. 2. Модель активного реагирования.