Законодательные и экономические основы регулирования торговой деятельности
С принятием ГК РФ окончательно утвердился принцип единства правового регулирования имущественных и связанных с ними личных не имущественных отношений, основанных на равенстве, автономии в видении имущественной самостоятельности их участников – физических или юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность либо не осуществляющих таковую [20, с. 13].
В статье 2 ГК указано, что гражданское законодательство регулирует также отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.
Предпринимательская деятельность организуется лицом по своему усмотрению. Она не управляется непосредственно каким-либо органом публичной власти, что, однако, не исключает общего ее регулирования со стороны государства. Так, в ст. 8, 34 Конституции РФ, ст.18, 49 ГК гарантируется право на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Из ст. 1, 13, 16 ГК следует, что нерегламентированное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается.
.
.
Источниками предпринимательского права являются совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти различного уровня в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, в которых содержатся нормы о предпринимательской деятельности [10, с. 360].
Контроль за соблюдением торговыми предприятиями законодательства Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Система регулирующих органов
Механизм государственного регулирования торговой деятельности может быть осуществлен и с помощью организационно-административных методов регулирования. Посредством этих методов формируются устойчивые связи и отношения системы управления торговыми предприятиями и организациями; разрабатываются положения, закрепляющие права и ответственность подразделений, аппарата управления и отдельных работников; осуществляется административная ответственность и контроль за правилами торговли; оперативное регулирование торговых процессов.