Ведомость сводных затрат на производство продукции, тыс.руб

Статьи калькуляции Элементы затрат Затраты вспомогательного производства Всего затрат
Сырье и основные материалы Вспомогательные материалы Топливо и энергия Заработная плата основная и дополни-тельная Отчисления на социальное страхование   Аморти-зация Прочие расходы Итого
1.Сырье, основные материалы (за вычетом отходов), полуфабрикаты и т.п.             ---     ---     ---     ---     ---            
2. Топливо и энергия на технологические цели   ---   ---     ---   ---   ---   ---     ---  
3. Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих     ---     ---     ---         ---     ---     ---         ---    
4. Отчисления на социальное страхование   ---   ---   ---   ---     ---   ---     ---  
5. Расходы на подготовку и освоение производства       ---       ---       ---  
6. Износ инструмента и приспособлений целевого назначения     ---                                    
7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования   ---                  
8. Цеховые расходы ---
9. Общезаводские расходы ---
10. Потери от брака --- --- --- ---
11. Прочие производственные расходы   ---   ---   ---   ---   ---   ---       ---  
12.Итого
13. Затраты вспомогательных производств                     х
14. Всего затрат х х

ЛАНИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ЦЕН

Свободные рыночные цены служат главным плановым регулято­ром экономической жизни людей.

В рыночной экономике цена представляет собой количество денег, уплачиваемых или получаемых за единицу товара или услуги. В циви­лизованных странах рынок сам регулирует уровень цен на все товары и ресурсы, обеспечивая равновесие спроса и предложения. Стабиль­ность рыночных цен, как известно, является одной из главных эко­номических целей любой системы хозяйствования как на внутрифир­менном, так и на общегосударственном уровне управления. При прочих равных условиях деятельность фирмы на соответствующем рынке будет эффективной до тех пор, пока рыноч­ная цена на продукцию и услуги будет превышать издержки произ­водства.

В условиях рынка действует множество различных видов цен на товары, работы и услуги. В зависимости от способа установления и назначения принято различать такие виды цен, какноминальные, сред­ние, контрактные, мировые, паритетные, справочные, прейскурантные, оптовые, розничные, скользящие, временные, постоянные, корпоратив­ные, государственные, рыночные и т.д. В конечном счете в рыночных отношениях всякую цену на тот или иной товар можно наилучшим образом выразить единым измерителем — суммой уплаченных денеж­ных средств или других затраченных экономических ресурсов или человеческих услуг. Расчетную, или номинальную, цену любого товара в денежном измерении принято представлять суммой средних издер­жек и планируемой прибыли:

Цр = Си + Пн,

где Цр — расчетная цена единицы продукции или услуги; Си — сред­няя себестоимость изделия; Пн — планируемая нормальная величина прибыли.

Планирование оптимальных рыночных цен на различные виды про­дукции, работы и услуги основывается на сопоставлении валовых и предельных издержек на их осуществление. В основе метода оптими­зации издержек и цен лежит ряд допущений:

1) предприятие производит и реализует один товар или вид услуг;

2) основная цель предприятия заключается в максимизации при­были или минимизации издержек;

3) взаимодействие объема производства и уровня цен оказывает наибольшее влияние на размер прибыли;

4) объем производства товаров и услуг в планируемый период ра­вен объему реализации;

5) все показатели деятельности предприятия, кроме оптимизиру­емых, остаются неизменными.

ВД = ВВ – ВИ

Кроме валовых показателей, для оптимизации объема производ­ства и уровня цены продукции могут быть использованы значения предельных издержек и предельных доходов, определяемые прирос­том дополнительных затрат или результатов на единицу продукции.

В процессе планирования оптимальных рыночных цен на производимые товары и услуги экономисты-менеджеры долж­ны всегда исходить из требования максимизации доходов фирмы. В условиях действующего производства при известных рыночных це­нах на продукцию это требование предполагает, как было выше пока­зано, обоснование оптимального объема товаров и услуг. При органи­зации новых фирм или выпуска новых продуктов можно с помощью методов сопоставления валовых и предельных показателей рассчи­тать оптимальные значения объема производства и цены реализации продукции, обеспечивающих наибольший доход

Вместе с тем следует иметь в виду тот очевидный факт, что при выводе на рынок нового продукта достоверная планово-экономичес­кая информация об условиях реализации зачастую бывает весьма ог­раниченной или вообще отсутствует, что затрудняет широкое приме­нение методов планирования рыночных цен, основанных на оптими­зации различных издержек производства. Кроме того, подобные рас­четы очень сложны для многих наших экономистов-менеджеров. В таких случаях рыночные цены на новые продукты могут устанавли­ваться на основе зарубежного опыта и с учетом внеэкономических факторов ценообразования.

В мировой практике ценообразования существует несколько ме­тодов установления цен на товары и услуги:

1) метод определения рыночных цен на основе издержек производ­ства продукции;

2) метод планирования рыночных цен на основе безубыточностипроизводства;

3) метод определения цен с ориентацией на спрос,

4) метод установления цен с учетом уровня конкуренции,

5) метод обоснования цен для получения целевой прибыли.

В каждом из названных методов ценообразования общим принци­пом является применение универсальной методики “издержки плюс желаемое”. В условиях рынка нижний предел цены на продукцию оп­ределяется издержками производства, а верхний — уровнем спроса на данный товара

В условиях рынка отпускные (продажные) цены должны возме­щать все издержки предприятия на производство продукции, выпол­нение работ и оказание услуг потребителям. Поэтому каждому про­изводителю следует устанавливать не только максимальный, но и минимальный уровень цен на свою продукцию, обеспечивающий нормальную прибыль предприятию или фирме.

План социального развития коллектива

План социального развития современного предприятия содержит такие человеческие показатели и факторы, как повышение доходов и качества жизни работников, совершенствование трудового потен­циала и социальной структуры персонала, улучшение социально-трудовых и жилищно-бытовых условий работников, обеспечение высокой работоспособности и продуктивности труда исполнителей, мотивация и удовлетворение потребностей всех категорий персона­ла, развитие профессиональных и творческих способностей работ­ников и т.д.

В рыночных отношениях главные социально-эконо­мические проблемы состоят в справедливом распределении общего бо­гатства, регулировании личных доходов и формировании уровня зара­ботной платы.В странах с развитой рыночной экономикой правильная организация заработной платы обеспечивается в результате тес­ного взаимодействия государства, работодателей и работников, от имени которых выступают правительственные органы, союзы пред­принимателей и профессиональные союзы рабочих. Государство ус­танавливает только минимум заработной платы и прямо не вмешива­ется в ее организацию на предприятиях и фирмах. Рабочие и работо­датели на основе социального партнерства заключают необходимые соглашения по всем вопросам регулирования заработной платы в своих организациях.

Прямое государственное регулирование заработной платы касает­ся только работников правительственных учреждений. Государство оказывает необходимое влияние на уровень и динамику заработной платы лишь косвенным путем, воздействуя на общее состояние эко­номики, развивая свободную конкуренцию, определяя налоговую политику и т.д. Через систему социального законодательства оно так­же влияет на установление продолжительности рабочего дня, дли­тельности оплачиваемого отпуска, уровня социального страхования, размера пенсионного обеспечения, порядка индексации заработной платы и пенсий и т.д.

В нашей молодой еще рыночной экономике роль государственно­го регулирования доходов или, точнее сказать, заработной платы ра­ботников сводится в основном к прямому или косвенному осуществ­лению стратегии выживания согласно которой на вознаграждение персонала тратятся лишь средства, остающиеся в организации после покрытия всех остальных издержек и удержания планируемой прибыли. Государство, как уже отмечалось, не обеспечивает надлежаще­го соответствия минимальной зарплаты своих работников сложивше­муся в России прожиточному минимальному уровню. Более того, в известном треугольнике, регулирующем социальные партнерские от­ношения в экономической деятельности, оно часто выступает против интересов своих работников. В государственной практике известно много случаев, когда принятые Государственной Думой законы о повышении минимальной заработной платы не утверждались Сове­том Федерации или впоследствии блокировались Правительством и Президентом Российской Федерации.

В результате отсутствия справедливой государственной политики в области регулирования заработной платы значительно снизился у всех наших работников уровень доходов. Цены повышаются у нас значительно быстрее, чем растет заработная плата. Длительное отста­вание роста доходов от роста цен не могло не привести к существен­ному сокращению платежеспособного спроса населения и соответст­венно к падению объемов производства на многих российских пред­приятиях.

Поэтому сейчас необходима программа проведения социально-экономических преобразований в области регулирования заработной платы и совершенствования управления персоналом как на государ­ственном, так и на отраслевом, региональном и корпоративном уров­не. Следует также расширить зарождающуюся у нас практику регули­рования социальных отношений на основе заключения трудовых до­говоров или соглашений между профсоюзами, предпринимателями и государством на всех уровнях управления и хозяйствования.

Таким образом,трудовая деятельность человека должна также слу­жить основой создания материальных благ и повышения качества жизни людей. Под качеством жизни обычно понимается совокупность усло­вий человеческого существования, обеспечивающих получение необ­ходимых жизненных благ, материального богатства и духовных ценностей. Необходимые лю­дям вещи или блага подразделяются на материальные и нематериаль­ные.

Материальные блага состоят из полезных вещей, товаров и мате­риалов, а также из всех прав на владение и использование материаль­ных вещей или на извлечение из прав собственности на свои вещи выгоды как в сегодняшней, так и в завтрашней жизни. Примерами материальных благ могут служить все естественные дары природы, земля и вода, воздух и климат, продукты сельского хозяйства и рыбо­ловства, товары добывающей и перерабатывающей промышленнос­ти, здания, машины и инструменты, а также закладные и другие дол­говые обязательства, паи и доли акций в государственных и частных компаниях, все виды монополий, патентные и авторские права и другие права пользования всеми видами личной и интеллектуальной собственности.

Нематериальные блага человека подразделяются на две группы. К одной относятся его собственные качества и способности к дейст­вию и наслаждениям, например умственные и деловые способности, профессиональное образование и практические умения. Все эти бла­га заключаются в самом человеке и называются внутренними. Во вто­рую группу включаются внешние блага, состоящие в наличии хоро­шей репутации и деловых связей человека и др. Как материальные, так и нематериальные блага могут быть передаваемыми и непередава­емыми. К первым обычно относятся материальные ценности, а ко вторым — личные качества и способности, а также деловые связи, благоприятные климатические условия и т.п.

Как видно, материальные блага, человеческие качества и клима­тические условия, какими располагает человек, являются важнейши­ми характеристиками качества жизни людей. Исходя из этого вюзникает необходимость определения уровня жизни людей по отношению к общественно признанным нормам, обычаям и традициям, а также к моральным ценностям и личным потребностям, желаниям и притя­заниям человека.

Становится, таким образом,очевидна необходимость дальнейшего развития человеческого потенциала и повышения качества жизни людей в России. Среди основных факторов, определяющих качество жизни человека, наиболее существенными являются духовные, экологичес­кие, экономические, технологические, политические и др.

Духовные факторы характеризуются системой формирования по­требности людей, целями их жизни, ценностными ориентирами, эти­ческими нормами и т.п. В настоящее время этические проблемы ста­ли особенно важными вследствие криминализации экономических отношений и беспрецедентного роста преступности.

Экологические факторы определяются состоянием природы, ее экономическим потенциалом, объемами имеющихся природных ре­сурсов, степенью загрязнения земли, водоемов и воздуха, влиянием окружающей среды на человека. Количество отходов производствен­ной деятельности ежегодно увеличивается примерно на 5%, а особо опасных — еще больше. Запасы многих важнейших ресурсов природы при сохранении нынешних тенденций их использования могут иссяк­нуть за несколько десятилетий. В этих условиях в России должна дей­ствовать известная концепция устойчивого развития, согласно кото­рой удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно осуществляться за счет природных ресурсов будущих поколений.

Экономические факторы характеризуются объемами производства товаров и услуг, средствами производства, эффективностью исполь­зования ресурсов, состоянием финансовой системы, уровнем зара­ботной платы работников и другими показателями. Большинство наших экономических показателей в несколько раз ниже соответст­вующих достижений других стран. Например, уровень производитель­ности труда на российских предприятиях в 2—5 раз меньше, чем на американских фирмах, в значительно большей степени у нас ниже и среднегодовые доходы работников.

Технологические факторы определяются существующими метода­ми воздействия средств производства на предметы труда, техничес­кими параметрами продукции, технологического оборудования и материалов, влиянием техники на человека и природу. Низкий уро­вень отечественной технологии заметно снижает качество и конку­рентоспособность выпускаемой продукции, товаров и услуг.

Политические факторы характеризуются социальными условиями, необходимыми для свободной экономической деятельности, разви­тия творческих способностей людей, возможностей прямого выраже­ния различных мнений, безопасной жизни и работы и т.п

Основные эко­номические цели каждого предприятия тесно связаны с его производ­ственной деятельностью и, как правило, достаточно полно отража­ются в отчетных данных об итогах финансовой деятельности или годовом балансе. Социальные цели реализуются путем удовлетворения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников. Эти потребности, как отмечалось, очень многообразны и их значимость может менять­ся. Цели определяют направление деятельности организации. Они характеризуют то состояние или положение, к которому каждая орга­низация будет стремиться в ходе реализации конкретных стратегий своего развития.

Социально-экономический механизм управле­ния персоналом на том или ином производственном объекте должен быть направлен на формирование такого комплекса мотивов, кото­рый обеспечивал бы реализацию внутренних личных целей и поведе­ния людей в процессе труда с общими целями всей организации или фирмы. Чтобы социальную эффективность можно было рассматри­вать как достигнутую цель, необходимо найти способ измерения по­требностей и интересов персонала.

С точки зрения мотивационного воздействия на работников пред­приятия и основные результаты их трудовой деятельности наиболь­ший интерес должны представлять такие главные личностные факто­ры персонала, как работоспособность или возможность индивида, го­товность его к работе, а также условия труда. Возможности человека отражают его способности к труду, характеризующиеся уровнем зна­ний, умений, здоровьем, выносливостью и многими другими качест­вами. Готовность к труду относится к склонностям человека выпол­нять свою работу, характеризует зависимость его трудового поведе­ния от мотивации, характера работы, ожидаемого вознаграждения и т.д. Условия труда включают факторы, которые влияют на результа­тивность работы и находятся вне его прямого воздействия, например обрабатываемые материалы, тяжесть предметов и т.д. На результативность труда персонала оказывают мотивирующее воздействие и такие факторы, как стиль руководства, четкое осознание цели работы и др. Влияние всех рассмотренных факторов в целом отражается на результатах труда, его продуктивности и эффективности.

В системе мотивации трудовой деятельности персонала следует различать два уровня результативности труда, как приемлемый и стимулирующий. Приемлемый уровень резуль­тативности представляет собой некую степень трудовых усилий чело­века, соответствующую действующим нормам труда. Он считается субъективно приемлемым каждым работником и его не следует сти­мулировать. Стимулирующий же уровень представляет степень пере­выполнения норм труда свыше 100%. Для большинства категорий персонала этот уровень может стимулироваться за счет распределе­ния материального вознаграждения, получаемого в результате повы­шения производительности труда.

В процессе трудовой деятельности персоналаосновные социально-экономические результаты могут выражаться объемом, составом и каче­ством продукции, товаров и услуг, условиями труда, безопасной работы и здоровьем работников (заболеваемостью), отношением к труду, уров­нем заработной платы, наличием прогулов и потерь рабочего времени, числом конфликтов, жалоб, забастовок и другими финансово-экономи­ческими и социально-трудовыми факторами и показателями. Если пред­приятие, организация или иная система обеспечивает ожидаемый уровень таких результатов для всех работников или членов трудовых коллективов, то у них появляется мотивированное желание вносить свой личный и групповой профессиональный вклад в эту систему на том уровне затрат своих сил и общих результатов труда, который они считают приемлемым или возможным при данных трудовых, мотивационных или рыночных отношениях. Стимулирования требуемого уровня результа­тивности труда работников можно добиться двумя путями: либо под­бирая персонал с соответствующей внутренней мотивацией, для ко­торого важное значение имеет свое внутреннее удовлетворение до­стигаемыми результатами; либо путем внешней мотивации, при ко­торой происходит удовлетворение желаний и потребностей человека через систему его стимулирования — как материального, так и мо­рального.

Стимулирование работников в достижении высокой результатив­ности их труда является одной из важнейших задач как применяемых руководством организации или фирмы методов мотивации, так и всей действующей системы планирования и управления персоналом.

Планирование и финансирование капитальных вложений.

Стратегическое планирование развития предприятий предусмат­ривает обоснование необходимых капитальных вложений, или инвес­тиций, на осуществление предстоящих проектов. В состав капитало­вложений входят денежные ресурсы, или инвестиционные средства, связанные с приобретением, содержанием и расширением основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств и других видов собственности предприятий и фирм.

Основные фонды — это часть средств производства, которые много­кратно используются в хозяйственной деятельности, не изменяя свою первоначальную вещественно-натуральную форму. Стоимость основных производственных фондов переносится на готовый продукт (услуги) частями по мере износа и возвращается предприятию после реализа­ции продукции или услуг. Процесс переноса стоимости основных фондов принято называть амортизацией. К основным фондам отно­сятся: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие маши ны и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вы­числительная техника, транспортные средства, технологическая ос­настка, хозяйственный инвентарь и т.д.

Нематериальные активы включают стоимость объектов промышлен­ной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав.К нематериальным активам, используемым в течение длительного пе­риода хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся: права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, компьютерные программы, изобретения, аренда земельных участков и др. Такие активы по своему экономическому назначению напоминают основные средства. Они также используются в течение длительного времени, приносят прибыль их владельцу, не теряют со временем свою первичную стоимость. На нематериальные активы тоже начисляется амортизация. Особенностью данных активов явля­ется отсутствие материально-вещественной формы, сложность опре­деления их стоимости и расчета прибыли от их применения.

Оборотные средствасостоят из оборотных фондов и фондов обра­щения. Оборотные фонды по своему вещественному содержанию пред­ставляют различные материальные запасы, ресурсы. Они однократно участвуют в производственном процессе, изменяют свою натураль­но-вещественную форму и полностью переносят стоимость на созда­ние товара или услуги. Фонды обращения связаны с продажей готовой продукции. Они включают изготовленные товары, запасы ресурсов, денежные средства на расчетных счетах и в кассе предприятия. По характеру участия в процессе производства и реализации продукции оборотные фонды и фонды обращения тесно связаны между собой, переходят из сферы производства в сферу обращения, и поэтому они учитываются в денежной форме как единые оборотные средства.

Капитальные вложения, или инвестиции,на предприятиях планиру­ются на осуществление следующих инновационных проектов:

— выполнение научно-исследовательских, экспериментальных, конструкторских, технологических и организационных работ;

— приобретение, демонтаж, доставка, монтаж, наладка и освоение технологического оборудования и оснащение производственного про­цесса;

— освоение производства продукции и доработка опытных образ­цов изделия, изготовление макетов и моделей, проектирование пред­метов и средств труда;

— строительство и реконструкция зданий и сооружений, создание или аренда производственных площадей и рабочих мест, а также дру­гих элементов основных фондов, непосредственно связанных с осу­ществлением проекта производства новых товаров;

— пополнение норматива оборотных средств, вызванное внедре­нием проектируемых процессов или производством продукции;

— предотвращение отрицательных социальных, экологических и других последствий, вызванных внедрением предлагаемых проектов.

Общая величина планируемых капитальных вложений включает все суммарные затраты на выполнение предусмотренных в стратеги­ческом плане проектных работ. Используя основные показатели стра­тегического планирования, можно составить план капиталовложений по отдельным производственным подразделениям или предприятию в целом на требуемый плановый период.

В общем виде, например, суммарную величину требуемых капи­тальных вложений в технологическое оборудование можно опреде­лить по следующей формуле

Коб= Це х Ке + Тр + Ссмр + Апл + Знир + Зпкр

где Коб — общая сумма капитальных вложений; Це — рыночная цена единицы оборудования; Ке — количество требуемых единиц оборудо­вания; Тр — транспортные расходы; Се — стоимость строительно-монтажных работ; Апл — аренда (стоимость) производственной пло­щади; 3 — затраты на научно-исследовательские работы; 3 — затраты на проектно-конструкторские работы.

Планы капиталовложений обычно разрабатываются на годовые инвестиционные проекты, но могут быть составлены и для более длительного срока, например на 5 или 10 лет. Инвестиционные про­екты можно использовать для оценки разнообразных финансовых последствий альтернативных средств, ресурсов, а также условий вну­тренней или внешней среды. Они могут быть применены в долго­срочном планировании таких показателей деятельности фирмы, как доход на инвестиционный капитал, дивиденды на акцию, прибыль на единицу проданной продукции, общий доход на акцию, доля продаж на рынке и т.д. В зарубежной инвестиционной деятельности плано­вые расчеты и модели широко используются при разработке рыноч­ной стратегии фирмы, политики привлечения денежных средств, программы технического развития, модификации технологии и т.д. Стратегическое планирование капиталовложений позволяет каж­дому предприятию выбирать такие варианты размещения дефицит­ных ресурсов, которые могут обеспечить получение наилучших из ряда возможных социально-экономических результатов.

В рыночных отношениях промышленных предприятий, банковских структур и финансовых организаций основными источниками инвести­ций являются собственные доходы фирм и организаций, привлеченные капиталы акционеров и учредителей, целевое финансирование из фе­деральных или региональных фондов, кредиты коммерческих банков, выпуск ценных бумаг или эмиссия акций корпораций, спонсорские и другие виды взносов и т.п. В каждом из перечисленных источников финансирования капиталовложений существует много общих правил и особенностей максимизации результатов и минимизации затрат.

Доходность любого инвестиционного проекта зависит от усло­вий рынка капитала, определяющих ставку процента, которая регу­лирует спрос и предложение средств. Приемлемость проекта зависит главным образом от величины рыночной ставки процента.

Снижение учетной ставки будет способствовать широкому исполь­зованию банковских кредитов для подъема производства на отечест­венных предприятиях. Кредитование всех предприятий и организа­ций производится на основе принципов срочности, возвратности, плат­ности, целевого назначения, залога имущества и гарантии возвратав соответствии с условиями договора. Кроме кредитов коммерческих банков, предприятия имеют сейчас возможность использовать для своего долгосрочного развития также другие источники финансиро­вания

Расширение существующих источников финансирования долго­срочных планов предприятий будет способствовать их дальнейшему экономическому развитию и повышению эффективности использо­вания имеющихся основных производственных фондов, оборотных средств и других ресурсов.

Глава 4. Бизнес план предприятия

Наши рекомендации