Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница

Непосредственно разрабатывает проект годового индикативного плана Министерство экономики с участием других экономических министерств и ведомств, как например, Министерство финансов, Управление Государственной статистики, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и другие под руководством Кабинета Министров Республики Абхазия.

Утверждает годовой индикативный план Кабинет Министров Республики Абхазия.

По Закону, индикативные планы должны содержать прогноз выполнения программы социально-экономического развития на соответствующий год и индикативного плана текущего года; основные цели и направления социально-экономического развития страны на предстоящий год; направления структурной политики и институциональных преобразований; меры государственного регулирования развития экономики; индикативные показатели социально-экономического развития Республики Абхазия на предстоящий год; индикативные показатели развития районов Республики Абхазия и г. Сухум; ориентиры развития внешнеэкономических связей; перечень государственных целевых программ, подлежащих выполнению в текущем году, с указанием сумм финансирования и ожидаемых результатов их выполнения.

Для государственного сектора экономики Абхазии показатели индикативного плана носят обязательный характер, а для негосударственного сектора – рекомендательный характер.

В целях осуществления контроля над ходом выполнения показателей, содержащихся в индикативном плане, Кабинет Министров и Национальный банк Республики Абхазия обеспечивают ежеквартальный мониторинг состояния экономики Республики Абхазия и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении страны. Кроме того, ежегодное послание Президента Республики Абхазия, с которым он обращается к Народному Собранию, должен содержать специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития и уточнению указанной программы, исходя из анализа выполнения индикативного плана за предшествующий год.

По Закону, утвержденный Кабинетом Министров Республики Абхазия годовой индикативный план вместе с проектом Государственного бюджета республики на предстоящий год представляется для рассмотрения в Народное Собрание Республики Абхазия. Однако, по нашему мнению, Государственный бюджет должен представлять собой инструмент реализации национальной программы не только на один год, но и на среднесрочный период.

Органы местного самоуправления Республики Абхазия с учетом местной специфики также разрабатывают индикативные планы социально-экономического развития соответствующих территорий, исходя из контрольных показателей, содержащихся в годовом индикативном плане социально-экономического развития Республики Абхазия и представляются на рассмотрение и утверждение местных собраний.

4.4.4. Организация разработки и утверждения индикативного плана в республике

В организационном плане процесс разработки индикативных планов в Республике Абхазия преимущественно осуществляется «снизу» - предприятиями и организациями, сельскими, поселковыми, городскими и районными администрациями, исходя из контрольных, ориентирующих показателей, и государственных заказов, поставляемых общереспубликанскими органами управления.

Процесс разработки и утверждения годового индикативного плана социально-экономического развития в Республике Абхазия можно представить в виде схемы:

Проект социально-экономического развития Республики Абхазия (Контрольные показатели, Государственные заказы, закупки) Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru

Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru

 
  Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru
Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru


Отраслевые проекты     Проекты соц.-экономического развития адм.-террит. единиц

       
  Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru   Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru
 
Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru


Проекты бизнес-планов компании, фирм  

Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru предоставление Министерством экономики Республики Абхазия контрольных показателей предприятиям, а также размещение среди них государственных заказов;

Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия, его структура и эффективность 5 страница - student2.ru представление бизнес-планов предприятий в административно-территориальные единицы и в отраслевые министерства и ведомства, с последующим обобщением и составлением проектов планов развития соответствующих территорий и отраслей и представлением в Министерство экономики и внешнеэкономических связей, где с участием всех заинтересованных организаций и специалистов составляется проект индикативного плана социально-экономического развития страны, который впоследствии рассматривается и утверждается Кабинетом Министров Республики Абхазия.

В условиях перехода экономики Абхазии к рынку суть индикативного планирования должна заключаться не в разработке и доведении до субъектов рынка, непосредственных исполнителей многочисленных показателей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств и возможностей для их реального достижения.

В качестве индикаторов социально-экономического развития страны могут выступать показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, уровень налогов, объем государственных инвестиций, состояние денежного обращения, объем кредитных ресурсов, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеторговый оборот и т.д.

Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих индикаторов должна давать количественную характеристику социально-экономической политике государства, на реализацию которой направляются все средства и меры государственного регулирования экономики. На данном этапе годовое индикативное планирование должно явиться объективным и закономерным продолжением и развитием годовой прогнозной деятельности, осуществляемой ранее правительством Республики Абхазия, поскольку разрабатываемые прогнозы содержали наряду с собственно прогнозом систему экономических регуляторов, государственные заказы, объемы централизованных капитальных вложений, т.е. выходили за пределы чистого прогнозирования.

Основное содержание индикативного плана заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы республиканских органов управления как между собой, так и с местными органами управления, с субъектами рынка в интересах совершенствования всей экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития страны.

4.5. Необходимость развития бизнес-планирования на предприятиях – как базы разработки общенациональных планов

Важная роль в процессе индикативного планирования принадлежит бизнес-планам предприятий, которые являются базой для составления индикативных планов, разрабатываемых на уровне территорий и на общенациональном уровне. Именно здесь, на уровне первичных звеньев экономики, субъектов рынка, наиболее ярко проявляется новая роль планирования.

Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности, завоевания новых рынков. Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайший период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Основной целью разработки бизнес-планов предприятий является планирование хозяйственной деятельности на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

- определить конкретные направления деятельности компании, целевые рынки и место компании на этих рынках;

- сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели компании, стратегии и тактики их достижения;

- определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии и сроки их выполнения;

- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться компанией потребителям;

- оценить производственные и финансовые издержки компании по производству и реализацию товаров и услуг;

- оценить материальное и финансовое положение компании и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей и задач;

- предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Основное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития компании, и в конечном счете, отвечает на самый важный для предпринимателя вопрос: стоит ли вкладывать финансовые ресурсы в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты его сил и средств. Кроме того, бизнес-план служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

В зависимости от масштабов деятельности предприятия бизнес-план может содержать следующие разделы:

1. Возможности предприятия (резюме);

2. Виды товаров (услуг), рынки сбыта товаров (услуг) и конкуренция на рынках сбыта;

3. План производства, инвестиций и маркетинг;

4. Организационный план;

5. Правовое обеспечение деятельности предприятия;

6. Финансовый план, оценка риска, страхование.

Важность бизнес-планирования заключается в том, что он показывает перспективу развития предприятия и служит надежной базой для составления территориальных и общегосударственных индикативных планов.

Уровни согласования плановых показателей при разработке общенационального индикативного плана

В самом общем виде можно выделить следующие экономические уровни согласования показателей, содержащихся в индикативных планах социально-экономического развития Республики Абхазия, территорий, бизнес-планов предприятий:

I. Микро- и макроэкономический разрезы плана.

1. Проект-отрасль. На данном этапе осуществляется процесс согласования проектов бизнес-планов предприятий, относящихся одной конкретной отрасли и увязка межотраслевых проектов и видов производств с планами развития соответствующих отраслей национальной экономики.

2. Отрасль - макроэкономика. Согласование показателей планов развития отраслей и видов производств с макроэкономическими показателями, содержащимися в индикативных планах.

3. Макроэкономические пропорции. Выявление и установление макроэкономических взаимозависимостей и пропорций.

II. Региональный разрез плана.

4. Проект – административно-территориальная единица. Сведение отдельных проектов бизнес-планов предприятий в индикативные планы социально-экономического развития административно-территориальных единиц.

5. Район (город) – макроэкономика. Согласование показателей индикативных планов социально-экономического развития города или района с макроэкономическими показателями, содержащимися в индикативных планах социально-экономического развития страны.

Согласно Конституции Республики Абхазия, Президент страны утверждает среднесрочные программы социально-экономического развития, а годовые индикативные планы социально-экономического развития в соответствии со статьей 5 Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Абхазия» разрабатывает и утверждает Кабинет Министров.

Административно-территориальные образования Республики Абхазия, согласно Конституции Республики Абхазия, законов республики «Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Абхазия» составляют: села, поселки, города, города в районах, районы. Причем каждый из уровней управления административно-территориальных единиц республики имеет право разработки и утверждения индикативных планов социально-экономического развития соответствующих территорий.

Последовательность разработки индикативных планов в республике

В Республике Абхазия разрабатываться годовые индикативные планы социально-экономического развития стали с 2002 года. При этом процесс организационной подготовки планов проходит несколько этапов.

На первом этапе Министерством экономики Республики Абхазия, через администрации районов и г. Сухум, а также руководителей государственных компаний доводятся до хозяйствующих субъектов проекты контрольных цифр, объемные показатели социально-экономического развития в отраслевом и территориальном разрезах, которые служат ориентиром для составления планов на местах.

На втором этапе, Министерство экономики, совместно с администрациями и хозяйствующими субъектами, осуществляет процесс согласования прогнозируемых плановых показателей с общегосударственными потребностями.

На третьем этапе, показатели социально-экономического развития районов Республики Абхазия и города Сухум обобщаются и группируются Министерством экономики по отраслям экономики и видам производств. На данном этапе к разработке предварительного варианта индикативного плана развития страны привлекаются ученые – экономисты, специалисты разных профилей, представители других экономических органов государственного управления в целях проведения консультаций и наиболее точного определения приоритетов национального развития на ближайший период и установления сбалансированных параметров развития национальной экономики.

На завершающем, четвертом, этапе разработки годового индикативного плана, окончательный, согласованный со всеми заинтересованными организациями, службами, территориями, субъектами экономики, вариант плана, включающий основные макро- экономические показатели развития на предстоящий год в отраслевом и региональном разрезах, выносится на рассмотрение и утверждение Кабинетом Министров Республики Абхазия. Отметим, что показатели, включаемые в индикативный план социально-экономического развития страны для предприятий негосударственного сектора экономики, берутся на основании данных представленных этими предприятиями, либо определяются расчетным путем на основе анализа их деятельности за предыдущие отчетные периоды. При этом, как отмечалось, в отличие от государственных предприятий, для которых плановые показатели носят обязательный характер, параметры, заложенные в плане для предприятий негосударственной формы собственности, являются рекомендательными и носят регулятивно-стимулирующий характер.

Основные цели и задачи индикативных планов развития в Республике Абхазия

Основной целью индикативных планов социально-экономического развития Республики Абхазия, начиная с 2002 года, являются формирование такой модели экономики, которая заложила бы основы для долгосрочного, динамичного экономического роста, способного обеспечить эффективное развитие национальной экономики, позволяя решать задачи повышения уровня жизни населения и обеспечения национальной безопасности страны.

Реализация намеченной цели потребует решить ряд крупных социальных, макроэкономических, структурно-инвестиционных, институциональных, финансовых и других задач, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются:

- стабилизация и повышение уровня реальных доходов и потребления населения;

- недопущение образования задолженностей по заработной плате, особенно в социальной сфере;

- повышение уровня социальных выплат населению;

- увеличение занятости населения и уровня оплаты труда;

- расширение внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего за счет роста доходов и накоплений реального сектора экономики;

- создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в экономику Абхазии;

- повышение эффективности управления государственным сектором экономики и государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства;

- повышение роли банковского кредита в финансировании реального сектора экономики;

- превращение бюджета в активный инструмент исполнения государственной экономической политики и реализации индикативных планов и программ развития;

- повышение исполнительской дисциплины хозяйствующих субъектов и в органах государственного управления, а также формирование эффективного местного самоуправления.

Анализ выполнения индикативных планов в республике

Анализ сопоставления плановых и фактически достигнутых показателей индикативного плана социально-экономического развития Республики Абхазия за 2005 год свидетельствует о некоторой эффективности выполнения принимаемых в республике плановых решений на всех уровнях национальной экономики. В частности, можно констатировать, что в целом в республике сохраняется тенденция экономического роста, связанная с улучшением инвестиционного климата, увеличением доли негосударственного сектора в экономической деятельности, с ростом объемов производства товаров, работ и услуг, в частности, в таких сферах деятельности, как торговля и курорты и туризм.

В 2005 году стоимостной совокупный объем произведенной продукции и оказанных услуг по всем отраслям национальной экономики Абхазии, за исключением сельского хозяйства, который учитывается отдельно, составил 4778,3 млн. руб. при плане 4012,3 млн. руб., тем самым увеличился прогнозный показатель на 119,1% (см. таблицу 6).

Таблица 6

Основные показатели социально-экономического развития Абхазии за 2005 год[48]

Отрасль   Объем производства, млн. руб.
план факт % исполн. Факт, 2004 г. Темп роста, %
Промышлен. Энергетика Строительст. Транспорт Связь Торговля Услуги Курорты и туризм Кредит.-фин.сф. Науч.-произв.сф. 803,9 100,5 134,0 77,1 71,9 1933,2 315,8   481,5   51,9   42,5 587,5 101,7 173,7 56,1 219,4 2688,7 338,0   528,0   59,9   25,3 73,0 101,0 130,0 73,0 305,0 139,0 107,0   110,0   115,0   59,0 500,1 83,2 114,0 11,7 95,5 1809,4 287,1   260,1   61,9   12,0 118,0 122,0 152,0 479,0 230,0 149,0 118,0   203,0   97,0   211,0
Итого 4012,3 4778,3 119,1 3235,2 147,7

Отметим, что выполнение индикативного плана произошло в основном за счет перевыполнения плановых показателей практически по всем основным отраслям экономики, за исключением сельского хозяйства. Вместе с тем не выполнены плановые показатели по следующим отраслям национальной экономики: промышленность – 73,0%, транспорт – 73,0%, научно-производственная деятельность – 59,0%.

Численность занятых в национальной экономике в 2005 году составил 34,5 тыс. чел., против 31,6 тыс. чел. в 2004 году, рост занятости составил 110,0%.

Среднемесячная заработная плата по республике за 2005 год составила 1402,7 руб., против 1122,4 руб. в 2004 году, темп роста составил 125,0%. Уровень заработной платы пока еще остается невысоким, однако намечается тенденция ее роста.

В сопоставлении с достигнутыми в 2004 году фактическими показателями совокупного объема произведенной продукции и оказанных услуг в 2005 году наблюдался рост во всех отраслях экономики Абхазии, за исключением кредитно-финансовой сферы. В процентах это выглядит следующим образом:

- промышленность – 118,0;

- энергетика – 122,0;

- строительство - 152,0;

- транспорт – 479,0;

- связь – 230,0;

- торговля – 149,0; -

- услуги – 118,0;

- курорты и туризм – 203,0;

- научно-производственная деятельность – 211,0;

- финансово-кредитная деятельность – 97,0.

. В сельском хозяйстве республики наблюдается спад производства, в том числе по основным сельскохозяйственным культурам: чаю и табаку. В 2005 году объем производства чая составил 1710 т против 3001 т в 2004 году, табака – 42 т против 64 т соответственно. Позитивные результаты достигнуты лишь в заготовке цитрусовых, объем реализации, которых в общественных хозяйствах составил 5,9 тыс. т против 1,7 тыс. т в 2004 году, т.е. в 3,4 раза больше. Только в 2005 году всего экспортировано более 30 тыс. т цитрусовых.

Основные параметры роста отраслей национальной экономики, заложенные в индикативный план социально-экономического развития Республики Абхазия на 2008 год, в сравнении с плановыми показателями 2007 года составляют:

- промышленность – 936,1, млн. руб., рост составляет 92,6%;

- энергетика – 248,7 млн. руб., 165,8%;

- строительство – 431,3 млн. руб., 154,6%;

- транспорт – 132,9 млн. руб., 129,0%;

- связь – 514,1млн. руб., 170,2 %;

- торговля – 5265,6 млн. руб., 129,0%;

- услуги – 795,8 млн. руб., 136,6%;

- курорты и туризм – 725,3 млн. руб., 150,6%;

- научно-производственная деятельность – 30,9 млн. руб., 134,3%;

- кредитно-финансовая деятельность – 192,5 млн. руб., 151,0%;

- сельское хозяйство – 4375,3 млн. руб., 162,6%.

В целом в 2008 году совокупный объем произведенной продукции, работ и услуг в стоимостном выражении составит по Республике Абхазия 14,0 млрд. руб., что на 36,0% выше фактического показателя 2007 года (10,3 млрд. руб.).

В результате осуществления внешнеторговой деятельности оборот по экспорту-импорту в 2008 году составит 4,8 млрд. руб. против 4,4 млрд. руб. в 2007 году (темп роста – 110,0%), в том числе: экспорт – 738,3 млн. руб. против 1252,8 млн. руб. (темп роста – 58,9%); импорт – 4,1 млрд. руб. против 3,2 млн. руб. (темп роста – 130,2%).

В целом прогнозируемые показатели развития национальной экономики Республики Абхазия на 2008 год подтверждают наметившуюся тенденцию последних лет по формированию базисного комплекса национального хозяйства: «Перерабатывающая промышленность (включая энергетику)» - «Сельское хозяйство» - «Курорты» - «Товарооборот».

Для финансирования базисного комплекса и достижения расчетных показателей Индикативного плана на 2008 год и их дальнейшего роста в Законе о Государственном бюджете на 2008 год предусматриваются расходы в размере более 50 млн. руб.

Основной целью институциональной политики государства на 2008 год является дальнейшее формирование рыночной среды, обеспечивающей условия для устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Приоритетными для государственных органов управления в этом направлении являются выполнение следующих задач:

- повышение эффективности управления государственной собственностью и реформирование государственного сектора, для осуществления которой необходимо завершить полную инвентаризацию объектов государственной собственности с занесением их в государственный реестр с выдачей им соответствующих свидетельств;

- содействие развитию малого и среднего предпринимательства, для чего необходимо принятие Закона «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»;

- создание условий для ускоренного создания в экономике конкурентной среды, что требует принятия Законов «О банкротстве», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках» и др.

Для реализации перечисленных целей и задач, государственным органам власти и управления всех уровней предстоит произвести экспертизу законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.

Стратегической целью государства является обеспечение благополучия и достойной жизни граждан Республики Абхазия, что требует согласованных действий общереспубликанских органов власти и управления, а также местных органов самоуправления. Создание правового и организационного механизма, обеспечивающего подобную скоординированность и исполнение, является одной из важнейших задач в становлении и укреплении государственности Республики Абхазия.

Отметим, что одной из главных проблем в осуществлении планового процесса в Республике Абхазия является отсутствие у государственных органов власти и управления эффективных способов контроля над осуществлением целей, задач и мероприятий, заложенных в индикативных планах. В то же время законы «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Республике Абхазия» и «Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия» возлагают на республиканские и местные органы управления выполнение подобных функции. Однако, к сожалению, эти органы управления пока еще не имеют полной ясности о том, каким образом реально можно воздействовать на хозяйствующие субъекты, не выполняющие плановые обязательства. А что касается негосударственных предприятий, то они практически свободны в своих действиях. Если же говорить о предприятиях государственного сектора экономики, хотя для них показатели плана носят обязательный характер, они в еще большей степени не справляются с выполнением плановых заданий, однако государственные органы управления не могут принимать действенных мер по улучшению ситуации. Здесь необходимо принятие соответствующих нормативных актов, учитывающих специфику деятельности государственных предприятий.

Реализация социальных задач, заложенных в индикативных планах, предполагает практически работающий правовой, политический и хозяйственный механизм ответственности власти и основных субъектов экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни, что должно позволить строго разграничить обязательства и сферы ответственности республиканских органов власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий и частных предпринимателей. С этой целью необходимо принять ряд законодательных актов, регулирующих взаимоотношения государственной власти, общества, предпринимательства и граждан, устанавливающих основные принципы их взаимосвязи и взаимоответственности, призванные гарантировать демократические нормы регулирования социально-экономическим развитием страны.

В целом содержащиеся в индикативных планах социально-экономического развития Республики Абхазия цели, задачи и макроэкономические показатели определяют краткосрочную перспективу развития страны, и нацелены на сохранение и приумножение достигнутых положительных тенденций в экономике и социальной сфере.

Ключевые слова

Индикативное планирование

Научные концепции планирования

Необходимость индикативного планирования на макроэкономическом уровне

Формы индикативного планирования

Концепция социально-экономического развития

Наши рекомендации