Рекомендации по анализу практического материала и выполнению аналитической части дипломной работы
Аналитическая часть (2-й раздел) дипломной работы по специальностям 080101 «Экономическая теория» специализации «Экономика предприятий и предпринимательская деятельность» и 080301 «Коммерция (торговое дело)» призвана дать полную характеристику предприятия (организации, учреждения), на базе которого выполняется дипломная работа.
В первом подразделе дается краткая характеристика предприятия: полное наименование, адрес, дата создания, учредители, юридический и организационный статус, цели и задачи, виды деятельности, указываются юридические документы, на основе которых осуществляется его деятельность. В этом подразделе дается ссылка на Устав предприятия, а также могут быть изложены его основные положения, позволяющие дать полное представление о предприятии.
Для общей экономической характеристики предприятия, динамики его развития составляется таблица основных технико-экономических показателей (табл. 1).
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия (полное его название) за 200_ - 200_г.г
Показатель | Ед. измере- ния | Размер показателя по годам | Темп роста | ||||
200_ | 200_ | 200_ | 2-й к 1-му | 3-й к 2-му | 3-й к 1-му | ||
1. Объем производства: в текущих ценах в сопоставимых ценах | тыс. руб. | ||||||
2. Объем реализации: в текущих ценах в сопоставимых ценах | тыс. руб. | ||||||
3. Численность работающих | чел. | ||||||
4. Среднемесячная заработная плата | руб. | ||||||
5. Производительность труда: в текущих ценах в сопоставимых ценах | тыс. руб./ чел | ||||||
6. Среднегодовая стоимость ОФ, в т.ч.: -собственных -арендованных | тыс. руб. | ||||||
7. Прибыль (балансовая или чистая) | тыс.руб. | ||||||
8. Рентабельность (реализованной продукции или предприятия) | % |
Пересчет продукции в сопоставимые цены может производиться как в ценах последнего года так и в ценах первого года (следует выбрать только один вариант пересчета, как правило, в качестве базы для сравнения берут первый год в рассматриваемом ряду динамики). Например, результаты работы предприятия легкой промышленности за три года составляют (табл. 2).
Таблица 2
Производство и реализация продукции
Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
1. объем производства, тыс. руб. | |||
2. объем реализации, тыс. руб. |
В статистическом ежегоднике «Читинская область в цифрах» есть раздел «Цены и тарифы». В зависимости от отраслевой специализации (принадлежности) предприятия берутся индексы цен, по которым делается пересчет.
Например, индекс цен производителя продукции в легкой промышленности в 2007 году составил 117,6, а в 2008 году – 104,2. Тогда:
I вариант. Пересчитываем объемы производства в цены 2006 года:
Пересчитанный объем в 2007 г. составит: 1360 : 1,176=1156,5 тыс.руб.;
Пересчитанный объем в 2008 г. составит: 1280 : 1,176: 1,042=1044,6 тыс.руб.
II вариант. Пересчитываем объемы производства в цены 2008 года:
Пересчитанный объем в 2006 г. составит: 1200*(1,176*1,042)=1470 тыс.руб.
Пересчитанный объем в 2007 г. составит: 1360*1,042=1417,1 тыс.руб.
Таким образом, если базой для сравнения выступает 2006 г. (I вариант), первый и второй показатели Таблицы 2 записываются так:
показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
1. объем производства: в текущих ценах в сопоставимых ценах | 1156,5 | 1044,6 | |
2. объем реализации: в текущих ценах в сопоставимых ценах | 1122,4 | 979,3 |
В зависимости от отраслевой принадлежности предприятия и названия темы (рассматриваемой проблемы) таблица технико-экономических показателей может быть дополнена другими показателями (не более двух, трех), а 1-й и 2-й показатели заменены на другие, характеризующие объем работ (услуг) предприятия. По торгово-посреднической деятельности это будет товарооборот и валовой доход, по транспортной организации – объем транспортных работ в натуральном и стоимостном выражении, в сфере услуг – объем услуг в стоимостном и натуральном исчислении.
Дополнение таблицы другими показателями также определяется отраслевой принадлежностью и важностью показателя с точки зрения оценки деятельности предприятия. Например, для транспортной организации – коэффициенты выпуска подвижного состава на линию и степень использования его грузоподъемности, пробега; для гостиничного бизнеса – единовременная вместимость и численность размещенных лиц, и др.
Представленная в таблице динамика показателей должна быть прокомментирована не только с точки зрения характера изменения размера показателя, но, и это главное, почему произошли эти изменения, как изменения одних показателей повлияло на изменение других.
Во втором параграфе выполняется анализ финансового состояния предприятия. В зависимости от названия темы (рассматриваемой проблемы) он может быть кратким (неполным) и полным.
Краткий анализ дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, дополняя его общую экономическую характеристику. Для этого рекомендуется оценить платежеспособность предприятия, т.е. его способность своевременно производить платежи по своим срочным обязательствам. Текущая платежеспособность за отчетный период может быть определена по данным баланса путем сравнения суммы его платежных средств со срочными обязательствами. Рассчитываются коэффициенты ликвидности: текущей, быстрой, абсолютной. Оценка финансовой устойчивости может быть охарактеризована показателями (коэффициентами):
Показатель | Характеристика |
финансовой автономии (или независимости) | удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса |
финансовой зависимости | доля заемного капитала в общей валюте баланса |
текущей задолженности | отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса |
долгосрочной финансовой независимости (коэффициент финансовой устойчивости) | отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте баланса |
покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности) | отношение собственного капитала к заемному |
финансового левириджа (коэффициент финансового риска) | отношение заемного капитала к собственному |
Деловая активность предприятия обычно характеризуется интенсивностью использования капитала: оборачиваемость всего капитала и его частей, продолжительностью оборота, рентабельностью.
Результаты расчетов показателей финансового состояния сводятся в таблицу, в которой, кроме отчетных и базисных значений показываются (по тем показателям, по которым они существуют) нормативные (рекомендуемые) значения (таблица 3).
Таблица 3
Финансовое состояние предприятия за 200_-200_гг.
№ п/п | Показатель | нормативное (рекомендуемое) значение | базис | отчет | откло-нение |
I. Ликвидность | |||||
Коэффициент текущей ликвидности | |||||
Коэффициент быстрой ликвидности | |||||
Коэффициент абсолютной ликвидности | |||||
II. Финансовая устойчивость | |||||
Коэффициент финансовой автономии | |||||
Коэффициент финансовой зависимости | |||||
Коэффициент текущей задолженности | |||||
Коэффициент финансовой устойчивости | |||||
Коэффициент платежеспособности | |||||
Коэффициент финансового левириджа | |||||
III. Деловая активность | |||||
Оборачиваемость оборотного капитала, раз | |||||
Длительность оборота, дней | |||||
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей | |||||
Рентабельность собственного капитала |
Как и все аналитические таблицы, данная таблица должна быть прокомментирована, дана оценка по каждому показателю и его финансовому состоянию в целом.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает анализ валового дохода (для торговли), прибыли и рентабельности. Выявляются основные факторы, которые оказали влияние на значения результирующих показателей. Дается оценка эффективности работы предприятия.
Анализ производства и реализации продукции, а для коммерческо-посреднических предприятий, анализ товарооборота.
Производство и реализация продукции анализируется по натуральным показателям (если такой учет есть на предприятии) и стоимостным в динамике, по структуре (ассортименту), оценивается положение продукции (товара) на рынке, анализируется изменение объемов по факторам (влияние цен, ассортиментных сдвигов, производительности, ритмичности, технического состояния производственных фондов и др.).
Товарооборот является одним из основных показателей, характеризующих деятельность коммерческо-посреднического предприятия. Товарооборот рассматривается как показатель объема реализованной товарной массы и как показатель денежной выручки предприятия, а так же является косвенным показателем размера коммерческого предприятия. Анализ товарооборота заключается в изучении состава и структуры товарооборота, определении влияния внешних и внутренних факторов на изменение товарооборота. При проведении анализа за предыдущий и отчетный годы товарооборот следует привести в сопоставимый вид.
При изучении ресурсов предприятия в их составе рассматриваются основные средства, оборотные средства, трудовые ресурсы и товарные (для коммерческо-посреднического предприятия). Производится анализ состояния ресурсов предприятия, структуры, а также рассчитываются показатели, отражающие эффективность использования ресурсов.
Анализ затрат и себестоимости продукции (издержек обращения – для коммерческо-посреднических предприятий).
Анализ затрат может проводиться в нескольких направления:
- по элементам;
- по статьям затрат;
- по переменным и постоянным;
- по изделиям (если есть такой учет) или на 1 рубль товарной продукции.
Выполняется горизонтальный (динамика затрат), вертикальный (по структуре) и факторный анализ.
Общий анализ изменения издержек обращения проводится с учетом изменения объема товарооборота, изучается структура издержек обращения, делаются выводы о влиянии отдельных элементов затрат на конечные результаты деятельности предприятия. Определяется абсолютная и относительная экономия (перерасход) издержек.
Анализ производственно-экономической деятельности предприятия заканчивается выводами: общая оценка деятельности предприятия, позитивные и негативные явления, а также даются общие рекомендации по улучшению результатов деятельности.
В зависимости от рассматриваемой в работе проблемы какие-то разделы анализа могут быть существенно сокращены или не выполняться вовсе. Например, в работе рассматривается проблема совершенствования производственной базы. В этом случае анализ трудовых ресурсов, оборотных средств может быть исключен полностью, а анализ основных фондов рассматривается с позиции состояния и использования основных фондов (или ограничениями, данными 1-й таблицы).
Все вопросы глубины и ширины анализа решаются студентом совместно с руководителем дипломной работы.
Необходимо отметить, что во второй аналитическом разделе обязательно должны содержаться подразделы, содержащие углубленный анализ по предмету исследования дипломной работы. Так, если тема посвящена разработке ассортиментной политики предприятия, необходимо проанализировать существующий ассортимент, рассчитать показатели широты, полноты, устойчивости ассортимента и др., выявить и проанализировать факторы, оказывающие влияние на формирование ассортимента.
На основе проведенного анализа следует выделить перечень основных проблем предприятия, определить имеющиеся резервы.
По данным направлениям делаются разработки в третьем разделе дипломной работы. Если в рамках дипломного проектирования разрабатывается новый проект, то при анализе должны быть выявлены необходимые ресурсы, производственный потенциал, необходимые кадры и уровень их квалификации, финансовые ресурсы; управленческий и маркетинговый опыт реализации бизнес проектов.