Оценка эффективности системы качества методом экспертной оценки
Основными структурными элементами системы качества являются специальные функции управления качеством. Функционирование системы качества обеспечивается реализацией 30-50 специальных функций. Каждая из них важна сама по себе, но только в совокупности они создают необходимые условия для успешной деятельности предприятия по улучшению качества выпускаемой продукции.
Чтобы действующая или проектируемая в организации система отвечала требованиям стандартов ИСО серии 9000, необходимо всесторонне и тщательно проанализировать механизм управления качеством, причем поэлементно. Это позволит наиболее точно определить: какие функции в управлении отсутствуют, с какой полнотой задействованы существующие, что необходимо сделать для более эффективного функционирования системы.
Задачи оценки следующие:
- выявить слабо функционирующие отдельные элементы системы;
- оценить функционирование системы в целом;
- выработать необходимые мероприятия по дальнейшему совершенствованию системы контроля качества.
Метод экспертной оценки предусматривает применение количественной оценки эффективности функционирования системы с помощью коэффициента эффективности - Кс.
Коэффициент эффективности Кс представляет собой среднестатистическую количественную оценку соблюдения всех специальных функций управления качеством и определяется по формуле:
n
Кс = ( ∑ Кфi ) / n,
i=1
где n - число функций управления качеством;
Кфi - коэффициент эффективности (степень выполнения) i-й функции. n
Кфi = ( ∑ Рфi ) / N·A,
i=1
Где: Рфi - оценка (степень выполнения) функционирования i-й функции, выставленная одним экспертом (аудитором);
А - максимально допустимая оценка функции в баллах (А=40);
N - число экспертов.
Кс может иметь значения в пределах от нуля (все функции не выполняются) до единицы (все функции полностью выполняются).
0< Кс < 1
Полученные значения коэффициентов сравниваются с предлагаемой шкалой оценки эффективности в соответствии с таблицей 7.
Таблица 7- Шкала оценки эффективности системы качества
Значения коэффициента эффективности | Оценка |
1 - 0,90 | Хорошо |
0,89-0,75 | Приемлемо |
0,74-0,51 | Предел |
0,50 и менее | Неприемлемо |
Оценка «хорошо» показывает, что система (функция) функционирует нормально, успешно обеспечивает (количественно и качественно) выполнение работ. При оценке: «приемлемо» - обеспечивает выполнение нормативных требований качества продукции, но отдельные элементы системы требуют доработки; «предел» - работает со срывом и не позволяет обеспечивать выполнения задач по качественному производству продукции; «неприемлемо» - не решает поставленных задач по качеству, требуются
полный пересмотр ее функционирования и разработка системы фактически заново.
Рабочим документом, в котором фиксируются и обрабатываются результаты оценки эффективности, является карта экспертной оценки эффективности функционирования системы качества.
В организации создается группа экспертов из пяти-десяти специалистов ведущих подразделений. Каждый эксперт должен работать самостоятельно, выставляя оценки-баллы в карту, при необходимости он может запрашивать дополнительные данные у руководителей соответствующих подразделений. Пример заполнения карты приведен в таблице 8 . Оценка эффективности функционирования системы качества может проводиться раз в полгода, но не реже одного раза в год.
Таблица 8 - Карта экспертной оценки эффективности функционирования СМК
Функции управления качеством | Ответственный отдел за реализацию функции | Фактическая оценка, балл |
1 Формирование и проведение политики и целей в области качества | Высшее руководство | |
2 Документирование системы качества | Служба управления качеством | |
3 Проведение внутреннего аудита | Служба управления качеством | |
4 Планирование качества | Отдел технического контроля | |
5 Мотивация обеспечения качества | Отдел труда и зарплаты | |
6 Управление документацией | Отдел стандартизации и другие | |
7 Распределение ответственности за вопросы качества | Служба управления качеством | |
8 Управление процессами мониторинга и измерений | Отдел технического контроля и метрологи | |
9 Управление несоответствующей продукцией | Отдел технического контроля и эксплуатации |
Окончание таблицы 8
Функции управления качеством | Ответственный отдел за реализацию функции | Фактическая оценка, балл |
10 Мероприятия по улучшению (корректирующие и предупреждающие действия) | Отдел технического контроля и эксплуатации | |
11 Уровень подготовки персонала в вопросах управления качеством | Служба управления качеством | |
12 Анализ со стороны руководства | Высшее руководство | |
13 Управление записями | Руководители по принадлежности информации |
Обработанные и систематизированные данные анализируют и намечают мероприятия по совершенствованию системы. По значениям коэффициентов определяют ее работоспособность в целом и отдельных функций управления качеством. На основе анализа выявляют причины слабого функционирования отдельных функций, например:
- недостаточно полно разработана документация;
- низкая степень использования нормативных документов, касающихся системы, различными подразделениями;
- слабое использование принципов механизма управления и специальных функций управления качеством;
- несоответствие организационно-штатной структуры сложившимся условиям, нарушение взаимосвязей по вертикали и горизонтали отделов, служб и подразделений по вопросам обеспечения качества;
- непродуманное распределение специальных функций управления качеством между руководителями, специалистами и подразделениями;
- плохая организация контроля качества продукции;
- недостаточная подготовка руководящего состава и специалистов в вопросах управления качеством;
- слабое использование мотиваций в обеспечении качества продукции и другие причины.
По результатам оценки эффективности функционирования системы можно наметить конкретные направления работы организации:
- определить стратегию и тактику в области качества;
- совершенствовать систему управления качеством;
- учесть выявленные недостатки при разработке плана мероприятий по обеспечению качества производимой продукции на год.
Коэффициент эффективности системы может быть использован для:
- оценки работоспособности системы в целом и ее элементов;
- выявления слабо работающих функций системы;
- анализа и принятия конкретных мер по совершенствованию системы;
- распределения функциональных обязанностей, прав и повышения ответственности по вопросу качества производства продукции между руководителями, специалистами и подразделениями.
Пример сводной формы экспертной оценки представлен в таблице 9. В оценке принимала участие комиссия из 7 специалистов (главный технолог, главный метролог, главный инженер, главный контролер, конструктор, экономист, начальник сектора качества),
Т аб л и ц а 9 - Сводные данные анализа СМК
№ функции | Порядковый номер членов экспертной комиссии | |||||||
Кф1 | ||||||||
0,73 | ||||||||
0,79 | ||||||||
0,93 | ||||||||
0,76 | ||||||||
0,49 | ||||||||
0,76 | ||||||||
0,77 | ||||||||
0,57 | ||||||||
0,73 | ||||||||
0,47 | ||||||||
0,70 | ||||||||
0,41 | ||||||||
0,91 | ||||||||
Итого: | 9,02 |
Коэффициент эффективности функционирования системы качества:
Кс=9,02/13=0,7.
Кс, равный 0,7, входит в интервал 0,51-0,74, что, согласно таблице №7, соответствует оценке «предел». То есть СМК работает со срывом и не позволяет обеспечивать выполнение задач по качественному производству продукции.
При более тщательном анализе таблицы можно выделить те функции управления качеством, которые получили минимальные баллы:
- мотивация обеспечения качества (функция №5);
- управление процессами мониторинга и измерений (6);
- мероприятия по улучшению (10);
- анализ со стороны руководства (12).
Список рекомендуемой литературы
1. Кольцова А.В., Угрюмова М.А. Управление качеством продукции на основе затрат на его обеспечение. Монография – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2003.- 99 с.
2. Управление качеством:Учебное пособие для вузов //Аристов О.В.- М:ИНФРА-М, 2006, 240 с.
3. Рахлин К.М., Свиткин М.З., Мацута В.Д.,. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. - С-Пб.:Из-во СПб картфабрика ВСЕГЕИ, 2005.- 403 с.
4. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; Под ред. О.П. Глудкина. – М.: Радио и связь, 1999.- 600 с.
5. Будищева И.А,, Плоткин Я.Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. – М.: Из-во стандартов, 1989. – 184 с.
6. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: Из-во АМИ, 1998.- 336 с.
7. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции / Пер, с англ. - М.: Экономика, 1986.- 163 с.