Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция (англ.Monopolistic competition) осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют
Монополистическая конкуренция (англ.monopolistic competition) осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Книга американского экономиста Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (The Theory of Monopolistic Competition, 1933) носит подзаголовок «Реориентация теории стоимости» (A Re-orientation of the Theory of Value), т.е. он считает, что проблема определения ценности должна исследоваться не только для условий совершенной конкуренции.
Предлагая термин «монополистическая конкуренция» ученый из Нового Света осознанно или нет, применил стилистическую фигуру «оксюморон», означающую сочетание слов с противоположным значением (например, «белые ночи», «женатый холостяк», «мертвые души», «вор в законе», «обыкновенное чудо»). Действительно, нет ничего в экономике более противоположного, чем конкуренция и монополия.
Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам. Дифференциация продукта(англ. product differentiation) означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий.
Дифференциация продукта вытекает из многих условий (рис. 71):
· особенности конструкции товара;
· его формы, окраски и упаковки;
· оригинальной рекламы;
· особой торговой марки и товарного знака;
· особого набора услуг, сопровождающего реализацию данного товара;
· конкретного местоположения торгового предприятия;
· персональных свойств продавца (репутации, любезности, деловой сноровки).
Рис 71. Условия дифференциации продукта
Несовершенная конкуренция
Под влиянием теории Э. Чемберлина экономическая наука пошла по двум основным направлениям. С одной стороны это аналитическое исследование совершенной конкуренции, с другой - изучение различных форм несовершенной конкуренции.
Э. Чемберлин полагает, что чистая конкуренция является нежизненной, искуственой абстракцией и не может рассматриваться как исходная база для описания реальности. Даже при любом большом числе производителей и продавцов данного вида товаров каждый из них предлагает покупателям по существу свой особый дифференцированный продукт.
Объем сбыта продукци в условиях монополистической конкуренции лимитирован тремя факторам:
· ценой;
· особенностями продукта;
· затратами на рекламу.
Чемберлн считает, что реклама может давать выгоду вследствии:
· неполной осведомленности покупателя относительного того, какими средствами можно наиболее полно удовлетворить потребности;
· возможности изменять потребности при помощи рекламы или торговой информации.
Э. Чемберлин выделяет в структуре издержек:
· издержки сбыта;
· издержки производства.
Издержки производства, по мнению Э. Чемберлина, создают полезности, служащие удовлетворению запросов, а издержки сбыта создают сами запросы.
Издержки, связанные с перевозкой, хранением товаров и доставкой их на дом являются издержками производства.
Проведение грани между двумя видами издержек имеет, считает Чемберлин, такое же фундаментальное значение, как проведение различия между спросом и предложением. Спрос ранее всегда рассматривался ка нечто такое, что уже существует, и все затрачиваемые издержки рассматривались как издержки производства в целях удовлетворения наличного спроса.
Издержки сбыта, подобно издержкам производства, могут быть в конечном счете разложены на затраты на ряд экономических факторов, скажем, на землю, труд и капитал. Например, ассигнуя сумму денег на рекламу в журнале можно израсходовать больше средств на оплату труда специалистов по оформлению и меньше на оплату места в журнале и наоборот.
Э. Чемберлин полагает, что его теория монополистической конкуренции обладает большей общностью, чем теория чистой конкуренции в том отношении, что:
· включает в себя и монополию и конкуренцию и сочетает их во всех степенях;
· охватывает сбытовую деятельность, а не предполагает, что сбыт товаров происходит автоматически.
Крупнейшим ученым, внесшим значительный вклад в теорию несовершенной конкуренции, является английский экономист Дж. Робинсон. Понятие совершенной конкуренции, считает она, слишком идеализирует реальную экономику.
В концепции Дж. Робинсон производитель имеет возможность влиять на цены. Эта возможность возникает в результате его исключительного положения. Выход на рынок для других фирм затруднен в результате создания легальных барьеров для вступления в отрасль и нечестной конкуренции.
Дж. Робинсон считает, что монополизация экономики ведет к социальной несправедливости даже к «монополистической эксплуатации». Она отмечает, что фактор производства эксплуатируется, если он оплачивается по цене, меньшей ценности созданного им предельного продукта. Чем больше монополизирована отрасль, тем сильнее эксплуатируются факторы производства. Дж. Робинсон признает полезность монополии, если она обеспечивает экономию в результате массового производства.