Факторы звенности товародвижения

к сокращению издержек по таким связям. Было бы нерационально каждому розничному предприятию данного города или района посы­лать своих представителей в другие области и регионы для закупки нужных товаров. Намного экономичнее розничным предприятиям по­купать, например, кондитерские изделия, консервы, чай, сахар, соль и другие товары иногороднего производства у местных оптовых пред­приятий. Местное оптовое предприятие, закупая товары для многих розничных предприятий у различных поставщиков, находящихся за пределами данного района, организованнее и дешевле осуществит не­обходимые связи с поставщиками-изготовителями товаров.

Основная масса товаров, закупаемая оптовыми предприятиями у иногородних поставщиков-изготовителей, пойдет через склады этих же оптовых предприятий, а другая часть, например плодоовощные консервы, в производственном ассортименте может быть направлена и контейнерах транзитом продовольственным магазинам. Такой то­вар, как соль, может направляться целыми вагонами на склады сель­ских потребительских обществ, минуя склады оптовых предприятий. Звенность товарооборота по консервам в данном случае будет больше звенности движения консервов, а звенность товародвижения по соли окажется одинаковой со звенностью товарооборота. Все подобного рода несовпадения экономически являются рациональными и наи­лучшими вариантами применения форм звенности товарооборота и товародвижения.

Факторами звенности товародвижения, образующимися независи­мо от звенности в торговле, являются физико-химические свойства и степень сложности ассортимента данной группы товаров. Например, та же соль является продуктом большого объемного веса и имеет низ­кую цену, а ее продвижение в розничную сеть весьма трудоемкое. По­этому с предприятий соляной промышленности отправлять соль на большие расстояния целесообразно крупными партиями. Для преоб­разования крупных партий в мелкие, приемлемые для магазинов, дви­жение соли обязательно нуждается в одном складском звене, находя­щемся на небольшом расстоянии от магазинов.

Независимо от звенности в товарообороте нуждаются в одном складском звене и кондитерские изделия, хотя их можно направлять с фабрик не вагонами, а контейнерами и более мелкими партиями. Не­обходимость в складском звене для этих товаров обусловливается вы­сокой степенью сложности товарного ассортимента кондитерских из­делий. Для необходимой широты товарного ассортимента розничные предприятия должны иметь постоянно в продаже десятки наименова-

ний карамели, конфет, драже, шоколадных и других кондитерских из­делий. Большая часть этих изделий имеет ограниченные сроки хране ния. Следовательно, розничные предприятия не могут принимать эти товары от фабрик даже теми минимальными нормами, которые уста­новлены для отгрузок по железной дороге. Они нуждаются в более частом пополнении запасов кондитерских изделий и других подобных товаров значительно меньшими партиями, но в широком ассортимен­те. Аккумулировать необходимые товарные запасы, преобразовывать промышленный ассортимент в торговый и обеспечивать непрерывное товароснабжение розничной сети — таково назначение складских зве­ньев в движении товаров сложного ассортимента как продовольствен­ных, так и непродовольственных.

Существенным фактором звенности товародвижения являются транспортные условия, стремление к наиболее экономичному исполь­зованию различных видов транспорта и транспортных средств. Исполь­зование, например, наиболее дешевых перевозок водным транспортом обусловливает создание перевалочных складов на речных и морских путях, особенно в районах Крайнего Севера. Сокращение перевалоч­ных звеньев возможно лишь путем экономически рационального пре­вращения их из перевалочных в основные торгово-распределитель-ные, осуществляющие товароснабжение розничной сети, тяготеющей к данной пристани. Для движения товаров, например, в розничную сеть потребительской кооперации глубинных районов, куда не про­ходят обычные автомашины средней грузоподъемности, требуется иметь перевалочные склады потребительских обществ, с которых то­вары, подготовленные на районной или межрайонной оптовой базе, будут доставляться по назначению автомобилями малой грузоподъ­емности или высокой проходимости, а также гужевым транспортом. Улучшение и выпуск машин повышенной проходимости для работы в условиях проселочных дорог приведет к упразднению перевалочного звена в таких районах.

Наши рекомендации