Экономический и технологический оптимум. Правило максимизации при-были и правило минимизации издержек.
Технологический опимум - состояние предприятия, когда достигается минимально возможный объем издержек при данном выпуске продукции или максимально возможный объем выпуска при заданной величине издержек. Существуют два основных принципа оптимизации: принцип технологической (производственной) эффективности — комбинации ресурсов разных видов — и принцип распределения ресурса по подразделениям фирмы. Критерием оптимальности в первом случае является одинаковая величина предельного продукта на 1 р. затрат используемых ресурсов, а во втором — одинаковый предельный продукт для всех подразделений предприятия (цехов).
Экономический оптимум это состояние (в случае статики) или траектория развития (в случае динамики) экономической системы, которые являются наилучшими относительно ее целей при данных внешних и внутренних условиях. Но хорошие менеджеры часто повторяют, что лучшее враг хорошего, так как существуют цели менеджера, экономической системы, фирмы, собственников и многих других участников экономического процесса. Причем эти цели являются разнонаправленными и противоречивыми. Даже если рассматривать цели фирмы, то и они не отличаются согласованностью. Например, фирма может стремиться к расширению или удержанию доли рынка своей продукции, увеличению прибыли, снижению издержек в ближайшем периоде или длительной перспективе. Поэтому определение экономического оптимума не является строгим, поскольку использует неоднозначные понятия, нуждающиеся в уточнениях.
Условие равновесия фирмы - это состояние, которое обеспечивает максимизация прибыли при минимальных издержках и выражается равенством предельных издержек и предельного дохода.
MC = MR
,где:
MC - предельные издержки
MR - предельный доход.
Правило наименьших издержек - производство любого продукта обеспечивает наименьшие издержки в соотношении ресурсов в том случае, если предельный продукт каждого вводимого фактора производства один и тот же:
Правило максимизации прибыли - фирма применяет соотношение ресурсов, обеспечивающее максимальную прибыль, если цена на каждый ресурс равна его предельному продукту в денежном выражении:
,где:
MR - предельный доход
P- цена
L- труд
k - капитал.
При MC > MR - прирост выпуска продукции становится неэффективным.
При MC < MR - фирма увеличивает спрос на факторы производства до тех пор, пока доход от их предельного продукта не уравновесится с ценой каждого из применяемых факторов.
20.Микроэкономическое равновесие: статический и динамический подход. Излишек покупателя и излишек продавца.
Если совместить два графика, то мы получим точку, которая называется «точкой рыночного равновесия»,которая показывает: совпадение интересов продавца и покупателя, количественное равенство объемов спроса и предложения, Показывает динамический характер рыночного равновесия , т.к. оно сформировалось в одной точке. Равновесие на рынке не является постоянным явлением, оно представляет лишь момент в движении спроса и предложения, которое снова нарушается. Динамический характер равновесия оказывает положительное влияние на экономику, так как он несет импульс дальнейшего развития. Точка равновесия показывает, что вся продукция нашла своего покупателя. С другой стороны она показывает, что спрос полностью удовлетворен. В точке рыночного равновесия возникает цена равновесияи ей соответствует определенный объем. Помимо цены равновесия на рынке существует цена продавца, цена покупателя. Цена продавца включает в себя затраты и прибыль фирмы. По линии спроса идет цена покупателя. Его цена строится на основе полезности. В цене равновесия отражены интересы, как продавца, так и покупателя. При отклонения рыночных цен от равновесия на рынке начинает действовать механизм, который приводит к возращению цены к равновесию. При повышение цен возникает избыток продукции, который не может быть реализован. При установлении на рынке цен равновесия часть продавцов и покупателей оказывается в выигрыше. Эффективные предприятия могли бы позволить себе продавать продукцию по цене ниже цен равновесия и при этом получать прибыль. Продавая продукцию по цене равновесия они выигрывают по сравнению с менее эффективными предприятиями.
Излишек потребителя- это разница между ценой которую потребитель готов заплатить и той которую он действительно платитюАналогично излишек производителяпредставлен разницей между величиной предельных издержек организации в процессе ее функционирования и осуществления одного производственного цикла и его стоимостью на рынке товаров и услуг. Цена товара должна быть несколько выше, чем величина предельных издержек. Только в этом случае фирма может говорить об эффективности развития и организации производства. Излишки потребителя и производителя находят свое практическое применение, когда необходимо произвести анализ государственной политики, направленной на регулирование рыночного ценообразования. Потери производителей превышают излишек потребителей, что свидетельствует об их прямой зависимости
21.Предпосылки А.Маршалла и Л.Вальраса: единственность и стабильность равновесия. «Паутинообразная» модель равновесия.
Л.Вальрас рассматривал макроэкономическое равновесие с позиции теории предельной полезности. Потребители, если они действуют рационально с позиций рыночной экономики, постоянно максимизирует приобретаемую полезность: на каждую денежную единицу покупки должна приходиться одинаковая полезность. Производители действуют так же. При этом потребность потребителя в каждом конкретном товаре определяется не только свойствами этого товара, но зависит и от наличия других товаров. Соответственно издержки производителя зависят не только от технологии данного производства, но и от возможности выбора из всей совокупности вариантов использования факторов производства. По Вальрасу, макроэкономическое равновесие достигается путем изменения структуры равновесных цен, при этом в условиях макроэкономики цены взаимосвязаны, являются относительной категорией.
В основе его модели экономики лежит предположение о том, что контракты носят условный, подвижный характер, следовательно, в том случае, если спрос больше предложения или предложение больше спроса, могут быть пересмотрены в течение определенного периода (до того момента, как товары будут получены, а деньги уплачены). При неизменном бюджете участников сделок превышение спроса над предложением будет приводить к росту относительных цен, и наоборот, превышение предложения над спросом будет снижать относительные цены.
Модель общего равновесия Вальраса базируется на положении, что в процессе заключения контрактов на продажу и покупку товаров на рынках устанавливается такой набор относительных цен, при котором все желаемые товары продаются и покупаются и нет избыточного спроса и избыточного предложения.
Таким образом, модель общего равновесия Л. Вальраса показывает, что общее предложение конечных товаров и услуг в денежном выражении должно быть равно общему спросу на них, который определяется как сумма доходов собственников факторов производства. Однако в модели Вальраса есть определенное противоречие: если при наличии равновесия на всех рынках относительные цены останутся прежними, но одновременно возрастут цены на все товары, то в соответствии с законом Вальраса никаких изменений в спросе и предложении не произойдет. Тем не менее практика показывает, что увеличение абсолютных цен приводит к росту спроса на деньги.
При данном подходе рассматриваются прямые функции спроса (предложения):
Это означает исследование динамики объемов спросаи объемов предложения при заданных ценах.
Пусть реальная рыночная цена будет выше цены равновесия , как это представлено на рисунке.
При этой цене объем спроса составит , а объем предложения .
Возникает избыток предложения, и на рынке возникает тенденция к понижению цены.
Напротив, если рыночная цена ( ) установится ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров, и цена будет иметь тенденцию к повышению.
Стабильность или нестабильность рыночного равновесия равновесия может быть проанализирована при помощи так называемой паутинообразной модели.
Данная модель преполагает слудеющие допущения:
§ величина спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения — от цен предшествующего периода.
где — период времени
§ функции спроса и предложения являются линейными,
где — положительные коэффициенты;
§ функции спроса и предложения не меняются во времени
В зависимости от соотношения абсолютной величины тангенса угла наклона кривой спроса и угла наклона кривой предложения (угол определяется по отношению к оси ОР) будет определяться стабильность или нестабильность рыночного равновесия.
Возможны три случая:
§ если , то любое отклонение от равновесия будет вести к увеличению колебаний цен и объемов, все более удаляя исходное положение от точки равновесия.
§ если , то любое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды;
§ если , то колебания будут постепенно затухать, а рыночное равновесие восстановится
Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спросавеличине предложения.
Равновесие по Маршаллу
Альфред Маршалл (1842-1924) английский экономист, профессор Кембридского университета, основатель Кембридской школы в экономической теории.
При альтернативном подходе исследуются обратные функции спроса (предложения).
то есть упор делается на ценах спроса и ценах предложения при заданном объеме.
Пусть реальный объем продаж ниже равновесного уровня , тогда цена спроса , отражающая готовность покупателей приобрести этот товар, будет выше цены предложения . Это будет стимулировать продавцов увеличивать объем продаж.
И наоборот, если объем продаж выше равновесного уровня то цена спроса , будет меньше цены предложения .
Подобная рыночная ситуация заставит продавцов сократить объем продаж до точки равновесия.
Рыночное равновесие по Маршаллу (объем продаж выше рыночного объема)
Условие равновесия по Маршаллу предсталяет собой равенство цены спроса цене предложения: