Государства и международные организации как субъекты ВЭД
Согласно ст. 6 Закона № 347 Республики Беларусь государство является субъектом ВЭД. Однако государство, являясь субъектом ВЭД, остается суверенным образованием. Суверенитет — это его неотъемлемое свойство. Ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства.
Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН. Суть этого принципа состоит в том, что государство осуществляет свои права в соответствии со своим суверенитетом. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Все государства юридически равны.
Суверенитет государства обеспечивается его иммунитетами. Иммунитеты государства получили закрепление в законодательстве и судебной практике ряда стран.
Такие же нормы содержатся в ряде международных конвенций:
• Женевская конвенция 1958 г. «Об открытом море»;
• Венская конвенция 1961 г. «О дипломатических отношениях»;
• Европейская конвенция 1972 г. «Об иммунитете государств».
Иммунитет государства не носит императивного характера, государство может от него отказаться.
В частных отношениях различают следующие виды иммунитета государства: судебный иммунитет и иммунитет государственной собственности.
Судебный иммунитет включает:
• неподсудность одного государства суду другого государства;
• иммунитет от предварительного обеспечения иска;
• иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.
Неподсудность одного государства суду другого государства означает,что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу.
Иммунитет от предварительного обеспечения исказаключается в том, что в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства. Это возможно лишь с прямого согласия данного иностранного государства.
Иммунитет от принудительного исполнения судебного решенияозначает, что нельзя в принудительном порядке исполнить судебное решение, вынесенное против иностранного государства без его согласия.
Судебный иммунитет не означает, что одно государство не может выступать в суде другого государства в качестве истца по делу. Но обращение в суд другого государства автоматически не влечет признания подсудности в отношении встречного иска.
Иммунитет государственной собственностизаключается в том, что она пользуется неприкосновенностью. Заявление государства о принадлежности ему соответствующей собственности не может быть оспорено в юрисдикционных органах другого государства.
В настоящее время широкое распространение получила теория функционального (ограниченного) иммунитета,согласно которой, если государство как частное лицо занимается коммерческой деятельностью на территории другого государства, то оно иммунитетами не пользуется. К нему могут быть предъявлены иски в суде и на его собственность распространяются меры принудительного характера.
Эта теория по заключению Комиссии ООН по Международному праву применяется в судах Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Канады, ФРГ, Швейцарии, США и других стран.
Она закреплена и в ряде международных конвенций: Брюссельской конвенции 1926 г. «Для унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных торговых судов»; Европейской конвенции 1972 г. «Об иммунитете государств».
Белорусское законодательство основано на теории абсолютного иммунитета государства.
Принадлежащие белорусскому государству права в области ВЭД за границей осуществляются торговыми представительствами Республики Беларусь.
В странах, где нет таких представительств, их функции выполняют советники дипломатических представительств.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.12.1991 г. № 468 утверждены торговые представители Республики Беларусь в следующих странах:
• Республике Польша (Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, скандинавские страны);
• Италии (Болгария, Греция, Испания, Румыния, Югославия);
• ФРГ (Бельгия, Англия, Голландия, Франция, Швейцария);
• Республике Корея (КНДР, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Япония);
• США (страны Латинской Америки, Канада, Куба);
• Китае (Вьетнам, Индия, Ирак, Турция).
Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12.08.1996 г. № 527 утверждено положение о торгово-экономической службе дипломатического представительства Республики Беларусь за границей.
Согласно ст. 1.16. Закона № 347 Республики Беларусь международные организации являются субъектами ВЭД. Международные организации как субъекты ВЭД обладают правами юридического лица.
Однако правовое положение международных организаций существенно отличается от правового положения иностранных юридических лиц. Во-первых, международные организации не имеют национальности. Во-вторых, вступая в гражданско-правовые отношения, они не подчиняют свои отношения национальному праву какого-либо государства.
Собственность этих организаций пользуется иммунитетами, она не может быть без согласия данной организации подвергнута отчуждению, аресту и другим мерам принудительного характера.
Иммунитет международных организаций закреплен в соответствующих международных конвенциях.
Иски к международным организациям по гражданско-правовым спорам не подсудны суду страны пребывания.
В то же время сама организация вправе обращаться с иском о защите своих прав и законных интересов в суд страны пребывания.
Международная организация вправе отказаться от иммунитетов только при страховании своих транспортных средств на случай причинения материального ущерба третьим лицам.
Тема 4_________________________