Механизм взаимосвязи элементов рынка потребительских товаров
Главным в рыночных отношениях являются экономические интересы производителей и потребителей, проявляющиеся в формировании и взаимодействии элементов рынка.
Предложение потребительских товаров - это продукт, который уже находится на рынке или может быть на него доставлен.
Производители выносят на рынок определенное количество товаров и предлагают их для продажи. При этом их экономические интересы заключаются в том, чтобы продать товар, т.е. обменяв продукт труда на деньги, возместить затраты и получить чистый доход.
Товарному предложению на рынке противостоит общественная потребность, принимающая форму спроса. Потребительский спрос - это вынесенная на рынок потребность в товарах, которая выражается в стоимостной форме и обеспечивается денежными средствами. Спрос на рынке предъявляют покупатели, чтобы рассматривать свои интересы. Экономическая сторона этих интересов состоит в обмене денежных товаров на нужные товары.
Цена - денежное выражение стоимости товара и важный инструмент рыночного эквивалентного обмена потребительских товаров и денег. В цене на основе рыночных механизмов уравновешиваются интересы производителей и покупателей.
Покупка товаров по определенной цене и в определенных условиях -это неизбежный компромисс между продавцами и покупателями в сфере реализации своих интересов.
Рынок и цена - категории, обусловленные товарным производством. Причем первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок выступает основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он служит одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов.
Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, поскольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен на рынке.
Механизм рыночного ценообразования базируется на увязке важнейших понятий - товар, деньги, стоимость, обмен, цена.
Товар - это продукт или услуга, удовлетворяющий какую-либо человеческую потребность через куплю-продажу.
Товарный вид любого предмета и явления - это особое свойство, суть которого в способности быть проданным.
Проблемы товара связаны с его свойствами: потребительной стоимостью, меновой стоимостью и стоимостью.
Потребительная стоимость - это полезность или способность продукта, вещи, услуги удовлетворять какую-либо потребность людей.
Потребительная стоимость товара находиться в прямой зависимости от его естественных свойств. Потребительная стоимость любого потребительского товара подвержены историческим и социальным условиям. Развитие производства, общества, общественных и индивидуальных потребностей приводит к тому, что один и тот же вид блага в разное время приобретает разную способность удовлетворять потребности людей.
Наличие у продукта (вещи, услуги) потребительной стоимости еще не делает ее товаром. Вторым свойством, обязательным для товара, является меновая стоимость, которая проявляется, как способность товара в определенных количественных соотношениях обмениваться на другие товары.
Меновая стоимость - это способность вещи (услуги) обмениваться в определенных количествах на другие вещи (услуги).
Меновые пропорции товаров на первый взгляд выступают чем-то случайным, зависящим от субъективных решений рыночных субъектов. Однако, при многократном повторении сделок обмена устанавливаются вполне определенные соотношения. Оно меняется во времени и пространстве. Но в каждый исторический момент и на каждом региональном рынке эта пропорция однозначна.
Потребительные стоимости разных товаров разнородны, а меновые - равнозначны. Потребительные стоимости чаще всего не имеют количественного выражения, в то же время меновая стоимость выражается в определенном количестве другого товара или денег.
Общим и равным, содержащимся во всех товарах, является труд, затраченный на их производство и реализацию. Такой труд лежит в основе стоимости товара.
Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но не является тождественной категорией, ибо стоимость есть внутреннее свойство товара, а меновая стоимость - это его внешнее свойство, проявляющееся лишь в процессе обмена на рынке.
Стоимость - не природное свойство продукта (вещи, услуги), а общественное отношение между производителями и потребителями товаров, скрытое вещной оболочкой. В условиях рыночной экономики составные части стоимости обособляются (стоимость израсходованных материальных ресурсов, стоимость рабочей силы, прибавочная стоимость) приобретают денежные выражения и преобразуются в издержки, заработную плату и прибыль.
Наглядно этот процесс изображен на рис.3.
Рис. 3. Структура стоимости и цены товара
В рыночном хозяйстве все имеет свою цену. Продавая продукт своего труда производитель получает за него деньги, на которые покупает нужные товары. При этом цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения.
Механизм ценообразования лежит в основе формирования и распределения ресурсов потребительских товаров. Когда спрос на товары возрастает, рынок немедленно на это реагирует повышением цен. Таким образом, своими деньгами потребитель стимулирует увеличение производства нужного ему товара. Производитель, получая этот сигнал на рынке, стремиться удовлетворить возросший спрос, т. к. это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают, что заставляет производителя уменьшить его выпуск. Таким образом, механизм свободного рыночного ценообразования координирует поведение производителей и потребителей, не прибегая к разрешениям и директивам каких-либо руководящих Центров и решая три важнейших экономических вопроса:
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?
На вопрос: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – рынок отвечает спросом, то есть желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает платежеспособный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. Чтобы подчеркнуть демократический характер рынка, в западной литературе часто сравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный потребительский спрос, скорректированный уровнем цен, он информирует производителей, в каких товарах нуждается рынок. Получив такую информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижают объемы его производства.
В качестве механизма, регулирующего спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. Цены на рынке должны вызвать у людей стимулы к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Цены как элемент рынка призваны также обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производства товаров.
Таким образом, ценовой механизм через спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие рыночного механизма, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что рынок реагирует и координирует товарное предложение и покупательский спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможности производства всегда ограничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и даже противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее, механизм рынка заставляет их и их посредников служить общей цели, учитывать и корректировать их стремление и интересы. Надежность рыночного механизма, его способность к коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.
На вопрос: КАК ПРОИЗВОДИТЬ – рынок также дает однозначный ответ, о том, какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Известно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Уменьшение издержек производства, рост производительности труда, возможно, осуществить лишь внедряя достижения НТП, применяя новые достижения науки, технологии и организации производства. Таким образом, рынок диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.
Наконец, на вопрос: ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ – рынок недвусмысленно отвечает: для тех потребителей, которые в состоянии купить товар, располагают деньгами, ибо рынок ориентирован на тех, кто в состоянии заплатить за товар, а не тех, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики рынка. Однако как определенная структура организации экономической деятельности потребительский рынок и не строился для реализации социальной справедливости в обществе, его функция заключается в регулировании хозяйственной деятельности, организации эффективного обмена товарами.
Рынок потребительских товаров (как и любой другой) представляет триединство товарного предложения, покупательского спроса и цены. Каждый из этих элементов развивается во взаимосвязи и взаимозависимости с другими. Оптимальное развитие рынка характеризуется сбалансированностью его элементов.
Предложение, спрос и цена, являясь главными элементами рынка, находятся в постоянной диалектической связи между собой, которая отражает действие экономического закона спроса и предложения. Основное требование этого закона – соответствие спроса и предложения друг другупо объему и структуре. В широком смысле слова это означает согласованность их развития, обеспечивающую высокие темпы развития производства, бесперебойную реализацию поступающих на рынок товаров при минимально возможных издержках производства и обращения.
Большое влияние на пропорции между спросом и предложением оказывает действие закона возвышения потребностей, в результате проявления которого повышается требование покупателей к ассортименту и качеству товаров на рынке.
Ситуация, складывающаяся на рынке потребительских товаров, характеризуется определенным соотношением между спросом и предложением при определенном уровне цен, называется рыночной конъюнктурой.
Конъюнктура потребительского рынка – это совокупность экономических условий, при которых осуществляется процесс купли-продажи товаров в конкретных границах места и времени.
Оптимальное состояние рынка потребительских товаров, обеспечивающие возможность каждому покупателю выбрать и купить товар, предполагает превышение товарного предложения над спросом. Это состояние рынка можно выразить следующим уравнением:
Sj - Дj = R jt
где Sj - предложение определенного товара в натуральном или стоимостном выражении;
Дj - объем покупательского спроса на данный товар в конкретных условиях места и времени;
R jt - объем нормального запаса товара j , обеспечивающий покупателям возможность выбора товара по потребительским качествам или уровню цен.
Если на рынке потребительского товара реализуются не только по заказу, но и готовая продукция, то нормальный запас уравновесит объем и структуру спроса и предложения.
Обобщенный характеристикой рынка, представляющей интерес для субъектов, является емкость рынка – это возможный объем реализации товаров на нем, обусловленный взаимодействием спроса и предложения по вещественному составу и стоимости.
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики происходит в сфере отдельных товарных и региональных рынков, формируя их элементы, определяя их параметры и конъюнктуру. Схематически рынок потребительских товаров представлен на рис. 4 .
Рис. 4 . Основные элементы и показатели состояния рынка
Классификация
Хозяйственных связей
По структуре | По сроком действия | По ведомственной подчиненности | По характеру взаимодействия | По территории |
Простые (между предприятием-производителем и предприятием розничной торговли) | Разовые Краткосро- чные (до 1 года) Длительные (более года) | Межотраслевые (увязывают экономические интересы отрасли) | Горизон- тальные (между субъектами, находящимися на одном уровне) | Местные Региональные Федеральные Межгосударственные |
Сложные (один или несколько оптовых звеньев) | Внутриотраслевые (заключаются в перемещении товаров и характеризуют взаимоотношения звеньев оптовой и розничной торговли) | Вертикальные |
Рис. 6. Классификация хозяйственных связей