Marco Polo Hotels and Resorts» (Австрия).
Отели:
• «Марко Поло Пресня» (4 звезды) - Москва, 68 номеров;
• «Москва Палас отель» (5 звезд) - Москва, 221 номер;
• «Палас отель Невский» (5 звезд) - Санкт-Петербург, 287 номеров;
«Береста Палас отель» (4 звезды) - Новгород, 250 номеров.
Компания также имеет гостиницы в Грузии и Казахстане.,
«Marco Polo» предлагает отели трех видов: высококлассные отели 5 и 4 звезд, отели «Club Marco Polo» для отдыха с активными занятиями спортом и отели экономического класса «Stop and Sleep».
Dusit Thani / Kempinski» (Таиланд).
Отели:
• «Балчуг Кемпински» (5 звезд) - Москва, 234 номера;
• «Гранд отель Европа» (5 звезд) - Санкт-Петербург, 301 номер.
После приобретения компании «Kempinski» ведущая таиландская цепь «Dusit Thani» стала называться «Dusit Thani / Kempinski» и в 1994 г. в рейтинге крупнейших компаний мира заняла 35-е место. В настоящее время компания насчитывает 14361 номер в 61 отеле.
Carlson / Radisson/ SAS» (США).
Отели:
«Рэдиссон-Славянская» (5 звезд) - Москва, 430 номеров;
«Рэдиссон-Лазурная» (4 звезды) - Сочи, 300 номеров.
«Ассог» (Франция).
Отели:
• «Новотель» (4 звезды) - Москва, 488 номеров;
• «Софитель» (4 звезды) - Москва, 195 номеров. Гостиничная цепь «Ассог» является крупнейшей в
Европе.
Она предлагает отели различных классов и выступает на рынке с разными марками. Марки «Пульман», «Софитель», «Нов-
отель» - это отели высшего класса; марки «Алтеа / меркур» -среднего класса; марки «Архад, Ибис / Урбас» - отели 2 звезды, и отели «Формула 1» - 1 звезда.
Inter-Continental Hotels» (Великобритания).
Отель «Метрополь» (5 звезд) - Москва, 403 номера.
Forte Pie» (Великобритания).
Отель «Нацйональ» (5 звезд) - Москва, 231 номер.
IMP Group Ltd» (Канада).
Отель «Аэростар» (4 звезды) - Москва, 413 номеров.
«New World / Renaissance Hotel» (Гонконг).
Отель «Олимпик Пента Ренессанс» (4 звезды) - Москва, 473 номера.
Interstate / Colony» (США).
Отель «Тверская» (4 звезды) - Москва, 122 номера.
Рынок России привлекает в настоящее время и другие международные гостиничные компании, в том числе «Hilton» и «Choice Hotels Intern».
В России планируется создание собственных гостиничных цепей. Например, ВАО «Интурист» создает гостиничную цепь «Интурист Корона». Создана гостиничная цепь «Интуротель -ЕвроАзия», учредителями которой стали члены Ассоциации «ЕвроАзия»; в Орле - АО «Орелинтурист», в Сочи - АО «Гостиничный комплекс "Жемчужина"» и т. д.
Предприятия питания.
Деятельность гостиничной индустрии неразрывно связана с предприятиями питания. Целью работы предприятий питания является удовлетворение потребностей человека в пище. Процесс потребления пищи совпадает отчасти с процессом общения людей, развлечений.
По данным Госкомстата РФ, число мест в предприятиях питания России достигло 8581 тыс. Средняя их вместимость составляет около 73 мест.
Типизация предприятий питания в России осуществляется в зависимости от формы обслуживания потребителей, характера деятельности, ассортимента реализуемых блюд. Учитываются особенности интерьера, музыкального сопровождения, меблировки, столовой посуды и белья, приборов.
Сертификация предприятий питания России производится в соответствии с ГОСТ 28661-90.
К основным типам предприятий питания относят: ресторан, кафе, бар, буфет, столовую и пр. Наиболее комфортабельным
6-1871
предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд считается ресторан.
Из общего числа мест предприятий питания более 83 % приходится на столовые, около 5 % - на рестораны, почти 12 % - на кафе и закусочные. Средняя списочная численность работников столовых составляет 481 тыс., ресторанов - 128 тыс., кафе и закусочных - 157 тыс. человек.
Индустрия развлечений.
Индустрия гостеприимства неразрывно связана с развлечениями. В настоящее время не существует ни одной гостиницы, где бы не было условий для развлечения.
Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.
Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, т. е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица.
В статистической практике отсутствует критерий выделения сферы деятельности, занятой развлечениями людей. Связано такое положение прежде всего с недостаточной классификацией исходных видов деятельности. Следует отметить также чрезвычайно большое разнообразие предприятий, призванных создавать и организовывать условия развлечения. В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие производства рассредоточены по многим отраслям, образуя в ряде случаев их неосновную, вспомогательную или побочную деятельность.
Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание. Поэтому не-
проработанность вопросов экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, связана с относительной «молодостью» индустрии развлечений. Остаются нерешенными вопросы о технологическом единстве составных частей такого предприятия, его инфраструктуре. Трудно сформировать совокупность организационно-экономических признаков, характерных для предприятий индустрии развлечений.
Опыт развития индустрии развлечений в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.
К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности - цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т. п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (оркестры, ансамбли, мюзик-холлы и др.), также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах, в спортивных залах, клубах и пр.), а также спортивно-зрелищным мероприятиям. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках) также связано с развлечением.
К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся также предприятия туризма, включая средства размещения туристов. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивают развлечения в форме своей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.
Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудование и инвентарь, также должны входить в состав индустрии развлечений.
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.
Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов индустрии развлечений, безусловно, имеет важное значение. В широком смысле радостные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки (передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответствующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека. К основным характеристикам процесса развлечения относят:
• добровольный выбор вида развлечений человеком;
• неограниченный перечень видов развлечений;
• предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений;
• частую смену развлечений;
• комбинирование развлечений с другими занятиями (напри-мер, отдых и развлечения, спорт и
развлечения, развлечение и обучение);
• периодичность потребления развлечений (приуроченных к жизненному циклу человека).
Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или возникать стихийно. От формирования перечня развлечений следует переходить к сравнению значимости различных развлечений, а далее оценивать отдельные развлечения по их вкладу в развитие личности.
В России деятельность по организации развлечений развивалась на благотворительных началах. В начале XIX в. в Петербурге создается общество, ставящее своей целью устройство народных развлечений. В праздничные дни в массовых развлечениях участвовало свыше 2 тыс. человек. Народные дома (к 1914 г. их было 237) считаются первыми клубными учреждениями. Широкое распространение получили игры. К началу XX в. в России сложилась сеть досуговых просветительских учреждений.
К 1991 г. в СССР насчитывалось 134,6 тыс. клубных учреждений, 2471 музей, 747 профессиональных театров, 140 киноустановок. Сформировались тенденции развития индустрии развлечений.
Современная ситуация в России характеризуется разрушением индустрии развлечений, сформированной за последние десятилетия, и возникновением новых тенденций.
Растет число музеев, профессиональных театров при сокращении числа посещений. Увеличилось число национальных природных парков.
В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление - анимация, т. е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Очень популярны тематические парки (типа Диснейленда, Леголенда, Порт Авентура и т. д.) с ожившими персонажами, с которыми можно пообщаться. Стали появляться так называемые шоу-музеи с «живыми» представителями экспонируемой тематики.
К сожалению, в России еще не осознали, что такой вид раз-' влечений является очень
притягательным для клиентов. Из-за отсутствия подобных развлечений у нас в стране большинство
туристов предпочитают отдых за рубежом.
Однако руководители туристских фирм в некоторых регионах нашей страны уже поняли, что такого рода предприятия способны внести большой вклад в развитие туризма, экономики области, а также оказать значительный социальный эффект.
Первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, на северо-западе Подмосковья (Истринский, Волоколамский, Клинский и Рузский районы) строится первый сафари-парк. Одним из отечественных примеров «шоу-музея» может служить Бородино.
Выводы
Международный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения. Туризм можно изучать как науку, заниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. И наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны.
За последнее десятилетие XX столетия международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества. В связи с этим огромное значение имеет процесс изучения туризма как науки.
Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость развития программ внутреннего туризма. До недавнего времени значение туризма в политической, экономической и социальной жизни России не было
в полной мере определено. Однако в последнее время в России наблюдается интерес именно к внутреннему туризму. И это неслучайно. Может быть, туризм является именно той отраслью, которая способна вывести нашу страну из кризиса.
Анализ современного состояния туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития:
• преобладание выездного туризма объясняется нежеланием туристских фирм разработать схему
национального туроперей-тинга, поскольку действовать на основе использования западных схем
намного проще. Все это в результате приводит к оттоку туристского капитала за границу;
• число туристских фирм превышает спрос на туристские ус-дуги - отсюда острая конкурентная
борьба на рынке;
• существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в
настоящее время она не соответствует мировым стандартам;
• из-за снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и
номерного фонда;
• сохраняется тенденция убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;
• происходит процесс внедрения иностранных гостиничных компаний на российский рынок.
Государственные организации, занимающиеся управлением туризма на федеральном и региональном уровнях, не уделяют должного внимания развитию внутреннего туризма. Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского продукта играют национальные общественные организации.
«Аэрофлот - Российские международные авиалинии»;
1Научно-производственный центр «Универсал»;
Промстройбанк России.
Разработчики самолетов, производители, авиаперевозчики и финансисты составили единое структурное целое. В основу производственной программы Консорциума легли разработки старейшего в России конструкторского бюро «Авиационный научно-технический комплекс им. А. Н. Туполева». Выпуск самолетов Консорциума осуществляет АО «Авиастар» - самое крупное авиастроительное предприятие.
Выпускаемые самолеты разработаны с учетом колоссального опыта производства и эксплуатации авиатехники, накопленного в России и во всем мире. Они оснащены авиадвигателями российского производства, которые разработаны АО «Авиадвигатель» и созданы АО «Пермские моторы». Наиболее крупным покупателем продукции Российского авиационного консорциума является авиакомпания «Аэрофлот».
Воздушные трассы России связывают между собой около 3900 городов и населенных пунктов. Общая протяженность воздушных линий России - 1,5 млн км. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно организовать авиамаршруты для туристов России. Соглашения о воздушных сообщениях заключены со 130 странами. По данным ФАС (на 01.01.99 г.), в России зарегистрировано 300 авиакомпаний, 8 перевозчиков федерального значения, 77 регионального значения и еще 93 местные авиакомпании; остальные авиаперевозчики специализируются на деловой, коммерческой и бизнес-авиации. Показатели гражданской авиации России за 1997-1998 гг. представлены в табл. 1.4.
Падение объема авиаперевозок за последние несколько лет привело к сокращению сети аэропортов в нашей стране с 1200 до 639. Из них 63 - федерального значения, которые обслуживают более 80 % внутренних и 95 % объемов международных пассажирских перевозок. По состоянию на 01.01.98 г. к обслуживанию международных полетов допущено 55 аэропортов РФ; 26 имеют аэродромы, сертифицированные по I и II категориям ИКАО; 52 аэропорта по результатам выполнения технических рейсов допущены к приему самолетов 1-го и 2-го классов.
Динамика развития отрасли показывает, что объем пассажи-роперевозок гражданской авиации за последние 5 лет сократился в 2,3 раза, рентабельность авиаперевозок упала с 21 до 5,5 %. Одной из главных причин кризиса, по мнению Отчетной палаты РФ, является чрезмерное раздробление «Аэрофлота» на множество мелких экономически несостоятельных авиакомпаний, расчленение летных служб, служб обеспечения и материальной части. Резко ухудшилось обеспечение безопасности полетов, эксплуатируемый парк воздушных судов физически и морально устарел.
В настоящее время состояние на рынке внутренних перевозок можно оценить следующим образом: авиакомпания «Аэрофлот» пока значительно уступает другим компаниям на внутреннем рынке. В 1998 г. его услугами воспользовались всего 129 тыс. пассажиров (что составляет 2 % общего объема перевозок компании), основную же часть перевозок по стране осуществляют «Внуковские авиалинии», «Пулково» и «Трансаэро». По данным ФАС, настоящую экспансию проводят на российском рынке авиакомпании «Lufthansa», «British Airways», «Finn-air», вывозя пассажиров не только из Москвы, но и из крупнейших региональных центров.
В целом в 1997 и первой половине 1998 гг. наметилась некоторая стабилизация объемов авиаперевозок. В 1997 г. было перевезено около 26 млн пассажиров, авиакомпании России закончили год с прибылью. За первое полугодие 1998 г. пассажи-рооборот, по оценкам, вырос. Августовский кризис резко переломил эту тенденцию. Во втором полугодии пассажире- и rpyзооборот снизились на 20-30 %, а в целом за 1998 г. было перевезено всего 22,4 млн пассажиров (снижение на 13 %) при пас-сажирообороте 55,5 млрд пассажиро-километров (снижение на 10 %). При этом по международным линиям снижение составило лишь 6 %. После 2000-2001 гг., базируясь на умеренно-оптимистическом прогнозе, можно ожидать соответствующего роста авиаперевозок. По пессимистическому сценарию воздушному транспорту России грозит полный развал и оценивать емкость рынка авиатехники просто не имеет смысла.
Железнодорожные перевозки.
Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети железных дорог, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров.
Железные дороги преимущественно расположены в европейской части страны, менее развита Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток).
Всего в России насчитывается 17 железных дорог, каждая из которых возглавляется управлением:
1) Октябрьская (управление в Санкт-Петербурге);
2) Северная (Ярославль);
3) Горьковская (Н. Новгород);
4) Московская (Москва);
5) Куйбышевская (Самара);
6) Приволжская (Саратов);
7) Юго-Восточная (Воронеж);
8) Северо-Кавказская (Ростов-на-Дону);
9) Уральская (Екатеринбург);
10) Южно-Уральская (Челябинск);
11) Красноярская (Красноярск);
12) Восточно-Сибирская (Иркутск);
13) Забайкальская (Чита);
14) Дальневосточная (Хабаровск);
15) Байкало-Амурская (Тында);
16) Западно-Сибирская (Новосибирск);
17) Кемеровская (Кемерово).
Среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что железнодорожный транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно авиации и автобусам. Если обратиться к цифрам и сравнить показатели 1985 и 1995 гг., это мнение подтверждается: раньше 70 % туристов пользовались услугами железной дороги, 15 % - «Аэрофлотом», а в 1997 г. доля железнодорожных перевозок снизилась до 35 %.
Снижению туристского потока на железнодорожном транспорте есть ряд объективных причин:
• значительное уменьшение числа предоставляемых туристских поездов со стороны Министерства путей сообщения;
• низкое качество обслуживания туристов в пути следования;
• высокие тарифы и пр.
Министерство путей сообщения (МПС) - это главный орган в России, ответственный за управление железнодорожным сообщением, единственный владелец всех железных дорог в России (монополист). В структуру МПС входят главные управления и управления по отдельным отраслям железнодорожного транспорта.
Главное пассажирское управление МПС занимается вопросами обеспечения перевозок как пассажиров, так и туристов. В управлении железных дорог имеются пассажирские службы, а в отделениях дорог - пассажирские отделы или секторы.
Главное управление вагонного хозяйства МПС занимается обслуживанием пассажиров и туристов в поездах. Этому управлению подчинены резервы проводников, конторы обслуживания пассажиров и вагонные депо.
Главное управление движения МПС занимается вопросами организации следования поездов по графику. Главное врачебно-санитарное управление - санитарным состоянием вокзалов, пассажирских вагонов и т. д.
В режиме внутреннего туризма железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях.
Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что железная дорога - это основной путь в Россию из этих государств.
Автобусные и автомобильные перевозки.
В рамках единой транспортной системы туризма в бывшем СССР по состоянию на 1991 г. автомобильные перевозки были самыми массовыми и составляли около 52 % общего объема перевозок. К тому времени функционировало 9600 автомобильных
маршрутов, разработанных в соответствии с действующими нормами. Только в 123 автотранспортных туристских предприятиях находилось на балансе 10,5 тыс. автобусов.
В 1990 г. доля российских автоперевозчиков на международном рынке составила 75 %, в 1996 г. сократилась до 27 %. Доля перевозок в 2000 г. предположительно составит 15,4 %.
Сокращение доли автомобильных перевозок идет за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не менее автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции:
1) самостоятельный вид путешествий и экскурсий;
2) вспомогательный (трансферный) транспорт.
Лидерство автомобильного транспорта подтверждается данными Госкомстата РФ за 1998 г. (рис. 1.4).
Авиационный
транспорт
17%
Автомобильный
транспорт 38%
Пешком 6%
Морской
транспорт
5%
Железнодорожный
транспорт
34%
Рис. 1.4. Диаграмма прибытий по видам транспорта в 1998 г.
В бывшем СССР монопольными международными перевозчиками были фирмы «Совтрансавто», «Интурист», «Спутник», «Интурбюро». В настоящее время только в Москве работает более 30 фирм-перевозчиков, специализирующихся на международном туризме: «Интуртранс», «Автотур-Спутник», «Автотур-транс» и т. д.
Наиболее популярными маршрутами являются: Москва -Минск - Варшава - Берлин - Париж - Москва; Москва - Стамбул - Москва; Москва - Лондон - Москва; Москва - Рим - Москва; Калининград - Берлин - Калининград и др. Наиболее популярный маршрут автобусных туров по России - города «Золотого кольца России».
Основной проблемой в настоящее время при организации автобусных туров является недостаток автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса на российском туристском рынке - это большая редкость, а отечественные автобусы, к сожалению, отстают от мировых стандартов качества.
Водные перевозки.
Перевозка туристов водным транспортом в России имеет небольшой удельный вес - около 5 % общего объема транспортных путешествий. В бывшем СССР функционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали около 200 судов. Снижение объема водных туристских путешествий обусловлено также тем, что после распада СССР целый ряд портов, водных артерий и бассейнов отошли от России. Это же касается и судостроительных заводов. В России на водных маршрутах в 1996 г. было задействовано около 100 больших пассажирских судов, в том числе 48 комфортабельных многопалубных пассажирских лайнеров.
Несмотря на то что круизный бизнес - самый динамично развивающийся и прибыльный на сегодняшний день сектор мирового туристского рынка, в 1997 г. из 4,1 млн выехавших за рубеж российских туристов, по данным Госкомстата, круизные. путешествия предпочли лишь 15 тыс. человек.
Сегодня на российском рынке работают всего лишь несколько фирм, предлагающих круизный отдых. Наиболее известные из них: «Ланта-тур», «СВО туры и круизы», «Нептун», которые продают круизы западных компаний, и «При-мэкспресс» - единственная круизная компания, предлагающая отечественный продукт собственного производства в течение всего года.
На сегодняшний день большое количество россиян предпочитают российские круизные компании. Это объясняется низкой стоимостью туров по сравнению с турами, предлагае мыми западными круизными компаниями. Также огромное значение имеет привычная для российского путешественника языковая среда.
Около 80 % всех используемых на данное время пассажирских судов СНГ принадлежит Черноморскому морскому пароходству. За последние 15 лет состав круизных теплоходов не обновлялся. Многие компании-судовладельцы имеют большие задолженности, и нет гарантий, что судно не арестуют в одном из портов мира.
Плохое техническое состояние судов, ненадежность поставщиков услуг, отсутствие сложившегося спроса на круизы тормозят развитие в России круизного бизнеса.