С Задания для самостоятельной работы студентов. Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: экономический рост и развитие; экстенсивный и интенсивный экономический рост; темп
Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: экономический рост и развитие; экстенсивный и интенсивный экономический рост; темп роста ВНП, темп роста ВНП на душу населения; факторы предложения, факторы спроса, факторы распределения; прямые факторы экономического роста (количество и качество ресурсов, технологии, организационные возможности и т.д.), косвенные факторы экономического роста (состояние денежно-кредитной и налогово-бюджетной систем, общий инвестиционный климат, степень монополизации рынка и т.д.); человеческий капитал; «золотое правило накопления капитала» («биологическая ставка процента») Фелпса; уравнение расчета темпов роста; устойчивое развитие; новая экономика; новое качество экономического развития.
4 Общее макроэкономическое равновесие:
классическая и кейнсианская модели – 4 ч
4.1. Общее макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели. Модель AD-AS: совокупный спрос и совокупное предложение – 2 ч.
А План практического занятия
1 Общее макроэкономическое равновесие. Понятие общего макроэкономического равновесия. Условия установления макроэкономического равновесия.
2 Классическая модель макроэкономического равновесия: совокупный спрос и совокупное предложение («AD – AS»).
2.1) Совокупный спрос. Обратная зависимость объема совокупного спроса от уровня цен и эффекты: процентной ставки (эффект Кейнса), богатства (эффект Пигу), импортных закупок.
2.2) Совокупное предложение. Горизонтальный (кейнсианский), промежуточный, вертикальный (классический) отрезки совокупного предложения.
2.3) Классическая модель макроэкономического равновесия: совокупный спрос и совокупное предложение («AD – AS»). Шоки спроса и предложения.
В Контрольные вопросы для самопроверки
1 Что означает понятие «макроэкономическое равновесие»?
2 Что представляет собой совокупный спрос?
3 Объясните действие эффектов, объясняющих обратную зависимость объемов совокупного спроса от уровня цен.
4 Назовите факторы, влияющие на изменение уровня совокупного спроса.
5 Что представляет собой совокупное предложение?
6 Охарактеризуйте кривую совокупного предложения.
7 Опишите классическую модель равновесия AD-AS.
8 Как повлияет падение евро по отношению к рублю на уровень совокупного спроса на российском рынке?
9 Объясните, каким образом связаны между собой кривая производственных
возможностей и кривая совокупного предложения?
10 Какое влияние окажут следующие факторы на совокупный спрос и совокупное предложение:
а) ожидание стремительного подъема уровня цен;
б) роспуск ОПЕК, вызвавший 50% сокращение цен на нефть;
в) 10% снижение ставок индивидуального подоходного налога;
г) повышение производительности труда;
д) 12% повышение номинальной зарплаты;
е) снижение курса рубля.
С Задания для самостоятельной работы студентов
Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: общее макроэкономическое равновесие; совокупный спрос; эффект процентной ставки (эффект Кейнса), эффект богатства (эффект Пигу), эффект импортных закупок; неценовые факторы совокупного спроса; совокупное предложение, неценовые факторы совокупного предложения; горизонтальный (кейнсианский), промежуточный, вертикальный (классический) отрезки совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения «AD-AS»; шоки спроса и предположения; «эффект храповика».
4.2 Общее макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели. Кейнсианский крест. Потребление, сбережения, инвестиции. Эффект мультипликатора – 2 ч
А План практического занятия
1. Компоненты совокупных расходов. Планируемые и фактические расходы. Автономные и индуцированные расходы. Потребление, сбережение, инвестиции. Средняя склонность к потреблению и средняя склонность к сбережению (APC, APS). Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению (MPC, MPS). Инвестиции. Валовые и чистые инвестиции, производные и автономные.
2. Равновесие на товарном рынке. Крест Кейнса.
3. Мультипликатор автономных расходов. Налоговый мультипликатор. Рецессионный разрыв. Инфляционный разрыв. Мультипликатор государственных расходов.
4. Взаимосвязь моделей: «кейнсианский крест» и модель AD-AS.
В Контрольные вопросы для самопроверки
1 Определите экономические категории: «потребление», «сбережения». Что показывают функции потребления и сбережения?
2 Что представляют собой инвестиции. Какие инвестиции Вы знаете?
3 Какие факторы влияют на размер и динамику инвестиций?
4 Что представляет собой мультипликатор?
5 В чем проявляется эффект мультипликатора.
6 При каких условиях в экономике возникает дефляционный или инфляционный разрыв?
7 В чем экономический смысл парадокса бережливости?
8 Рассмотрим закрытую экономику, для которой функция потребления задана уравнением C = 200 + 2/3(Y − T). Планируемые инвестиции составляют 300, госрасходы равны 300 и налоги составляют ту же сумму — 300.
а) Определите равновесный уровень дохода.
б) Какими будут планируемые расходы при уровне дохода 1500? Чему равно в этом случае незапланированное изменение запасов?
в) Как изменится равновесный уровень дохода, если налоги возрастут до 400?
г) Как изменится равновесный уровень дохода, если государственные расходы снизятся до 200?
9 Предположим, что компании, занимающиеся автоперевозками, ввиду пессимистичных прогнозов решили сократить закупки машин у автомобильных заводов на 10 млрд руб. Учитывая, что предельная склонность к потреблению составляет 0,75, а налоговая ставка равна 0,2, рассчитайте, каким может быть снижение дохода в экономике вследствие сокращения инвестиционных расходов автоперевозчиков.
10 Объясните принцип действия мультипликатора. Почему в условиях инфляции и в открытой экономике коэффициент мультипликатора может изменяться относительно теоретически возможного уровня.