Фактический уровень организационной культуры

Требование к личности 9.9 9+9 9.1 5.5 1.9 1.1
5 D 1 С 4 Е 6 F 3 В 2 А
6 F 4 А 1 С 5 В 3 Е 2 D
6 С 3 F 4 А 5 D 1 Е 2 В
6 F 5 А 3 С 2 В 4 D 1 Е
4 F 1 D 2 В 5 А 6 С 3 Е
6 А 3 Е 5 В 4 F 1 D 2 С
6 D 5 С 1 В 4 F З А 2 Е
4 Е 6 В 3 D 5 С 1 А 2 F
5 D 6 F 4 А 2 Е 3 С 1 В
6 А 2 В 4 F 5 С 1 D 3 Е
 

=210

Обсудите полученные результаты и определите направления повышения уровня организационной культуры.

Тест № 3. Контроль знаний основных положений менеджмента по системе ГРИД

После изучения соответствующих тем курса заполняются тесты на усвоение основных положений менеджмента. Ваша личная точка зрения может совпадать или нет с концептуальными положениями. Ваши ответы на предложенные вопросы послужат основой для дискуссии на совместных практических занятиях.

Вам следует ответить на тест № 3, выбирая ответ из нескольких вариантов.

Выберите тот ответ, который, по вашему мнению, будет наиболее удачной концовкой предложения, даже если остальные варианты также не противоречат действительности. Выберите лишь один ответ. Итоги данного теста будут подведены в ходе деловой игры с помощью системы баллов. Правильные ответы оцениваются в 3 балла, неправильные — минус 3 балла, пункты, оставленные без ответа — 0 баллов.

1. Поведение руководителя:

А — определяется личными качествами, воспитанными в детстве;

В — может подвергаться изменениям, вызываемым переменами в оценке его причин и следствий;

С — может изменяться при смене шефа;

D — формируется под влиянием учреждений и организаций, с которыми человеку приходилось сталкиваться в детстве (школа, церковь и др.), и на примере которых он приобретает опыт, касающийся организационных структур;

Е — носит динамичный характер и подвергается изменениям по мере накопления опыта работы на руководящих постах.

2. ГРИД:

А — характеризует объем выпускаемой предприятием продукции при различных типах управления;

В — характеризует степень фактического удовлетворения потребностей работающих;

С — характеризует способы достижения людьми целей, выдвигаемых перед ними организацией, посредством сотрудничества с другими;

D — обеспечивает распознавание (при любых заданных условиях осуществления управления) методов достижения максимальных объемов выпуска продукции, с одной стороны, и способов проявления заботы о людях — с другой;

Е — характеризует способ использования власти для осуществления контроля за людьми в пределах организации.

3. Анализируя пять «чистых» теорий, заложенных в ГРИД, важно отдавать себе отчет в том, что тип управления:

А — как правило, является инструментом скорее гибким, чем фиксированным;

В — сильно зависит от типа организации, членом которой является руководитель;

С — устанавливается в процессе приобретения человеком опыта работы и подвергается изменениям по мере накопления опыта;

D — может быть определен посредством задания одной позиции (не обязательно угловой) на ГРИД для любого лица;

Е — может подвергаться изменениям в связи с изменениями обстоятельств внутреннего и внешнего плана.

4. «Запасная» теория индивидуума:

А — это теория, которая используется в том случае, когда основная теория не работает;

В — легче поддается изменениям, чем основная теория, поскольку не так сильна;

С — это стиль поведения в случае возникновения новых проблем;

D — это теория, используемая вместо основной из-за эмоционального напряжения;

Е — редко становится достоянием других. Исключение составляют приятные обстоятельства.

5. Когда люди оказываются в состоянии разрушить самообман,

А — другие начинают понимать и ценить их истинные намерения;

В — появляется возможность эффективно реализовать их стиль управления;

С — тогда они с большим сочувствием относятся к исповедуемым другими убеждениям и ценностям;

D — они могут более объективно оценить влияние, которое оказывают на других;

Е — они получают больше возможности оценить результаты, которых добиваются другие.

6. Реакция руководителя с ориентацией 9.1 на конфликт заключается в том, чтобы

А — добиться послушания, используя преимущества своего положения;

В — отвлечь внимание от предмета разногласий и обеспечить тем самым продвижение в избранном направлении и координацию деятельности организации;

С — переводя рассмотрение проблемы в альтернативный контекст, дать подчиненным возможность пойти «на попятный», не ощущая вины за высказанные несогласия;

D — идя на явное обострение противоречий, прояснить ситуацию и выработать наиболее приемлемый образ действий;

Е — заставить подчиненных ощутить все преимущества состояния неопределенности, пообещав им, что данному вопросу будет уделено должное внимание.

7. Анализ результатов деятельности подчиненных, производимый руководителем с ориентацией 9.1, приводит к формированию типа подчиненных, которые впоследствии.

А — стремятся выполнять работу на уровне выше среднего для того, чтобы не попасть в неприятное положение;

В — повторяют свои ошибки, поскольку не привлекались к анализу рабочего задания, что является одним из способов повышения профессионального уровня;

С — воспользуются возможностью поменять место работы;

D — демонстрируют явный прогресс в тех областях, которые ранее считались их слабым местом;

Е — указывают руководству на те особенности деятельности, которые затрудняют им возможность более качественно выполнять работу.

8. Подчиненные, считающие, что они предлагают более рациональное решение проблемы, чем руководитель с ориентацией 9.1, отвергший их идеи, могут:

А — провести определенную работу по завоеванию поддержки сотрудников, чтобы, объединив усилия, бросить вызов руководителю;

В — выждать, когда руководитель будет в хорошем настроении, и обсудить с ним эту проблему;

С — поступить по-своему, надеясь, что руководитель об этом не узнает;

D — сконцентрировать свои усилия на решении более важных проблем, чтобы доказать, на что они способны;

Е — направлять свою деятельность против руководителя.

9. Руководитель с ориентации 9.1 с большой степенью вероятности воспринимает признаки неудовлетворительной работы:

А — как возможность извлечь уроки из собственных ошибок;

В — как нечто, не достойное внимания, что лучше всего поскорее забыть;

С — как нечто иногда неизбежное, однако недопустимое в будущем;

D — как результат деятельности сил и лиц, находящихся за пределами сферы его контроля;

Е — как личный вызов и при разработке проектов в будущем будет увеличивать долю ответственности, передаваемой подчиненным, с целью ее рассредоточения.

10. Подход к принятию решений, демонстрируемый руководителем с ориентацией 9.1, предполагает:

А — активную стимуляцию подчиненных к участию в данном процессе, чтобы добиться приемлемых решений;

В — привлечение других сотрудников, если у него достаточно времени для того, чтобы ознакомиться с их мнением, прежде чем будет принято решение;

С — выработку решения в одиночку, что базируется на уверенности в том, что он располагает для этого всеми необходимыми ресурсами и властью;

D — ситуацию, в которой руководитель принимает решение и «выдает» его подчиненным;

Е — необходимость координирования планируемого и фактического методов внедрения.

11. Руководители с ориентацией 9.1:

А — чувствуют себя в безопасности и уверены, что работая в пределах круга своих обязанностей, они добьются хороших результатов;

В — считают, что авторитет приобретается благодаря поддержке подчиненных, и настойчиво стремятся заслужить их расположение;

С — очень осторожны и пользуются властью только в тех случаях, когда это абсолютно необходимо;

D — очень неопределенно представляют себе, до каких пределов простираются их полномочия, и обычно предпочитают выяснить этот вопрос, обращаясь к вышестоящему руководству;

Е — пытаются навязать другим свои убеждения, выходя за пределы своих полномочий.

12. Руководитель с ориентацией 1.9:

А — предоставляет подчиненным возможность делать то, что им хочется, поскольку они сами определят круг своих потребностей;

В — считается с чувствами подчиненных и поддерживает атмосферу, в которой общественные потребности удовлетворяются в первую очередь, а производственные — во вторую;

С — достигает определенных успехов в формировании атмосферы дружественных отношений, способствующих бесконфликтной работе;

D — использует систему тайного сообщения и другие неофициальные каналы связи для получения информации о моральном климате в организации;

Е — наряду с вниманием к вопросам производства уделяет пристальное внимание вопросам морали.

13. При возникновении конфликта руководитель с ориентацией 1.9:

А — постарается разрядить обстановку, сосредоточив внимание на положительных аспектах ситуации;

В — обратит всё в шутку, чтобы снять напряжение;

С — доброжелательно предложит обсудить пути разрешения конфликта;

D — постарается снять напряжение, сосредоточив внимание подчиненных на необходимости продолжать работу;

Е — предложит для обсуждения новые темы, что позволит окольными путями снять конфликт.

14. Энергичные подчиненные, работающие в организации с ориентацией 1.9:

А — часто восстают против своего руководителя;

В — получают возможность работать в том темпе, который они сами себе устанавливают;

С — ищут поводы для усугубления конфронтации с руководителем;

D — обнаруживают, что они могут творчески работать, даже когда руководитель не требует от них повышенной интенсивности труда;

Е — почти всегда демонстрируют высокие моральные качества и преданность организации и ее целям.

15. Коммуникационная политика в организации с ориентацией 1.9, как правило, определяется:

А — уделением особого внимания письменным меморандумам и отчетам, что обеспечивает их приемлемость;

Б — руководителями, избегающими вступать в обсуждение политики, правил и процедур, принятых в организации, однако высказывающих свое субъективное мнение, если их об этом спрашивают;

С — использованием информационного органа внутреннего пользования для доведения до сведения работающих политических установок, правил и управленческих ценностей, освещающего в основном проблемы общественной жизни организации;

D — высокой пристрастностью к интересам человека, причем информация о нем циркулирует как по официальным, так и по неофициальным каналам;

Е — наличием людей со стремлением быть полезными друг другу и оказывающими друг другу помощь в случае затруднений при решении проблем.

16. Суть подхода к критике в организациях с ориентацией 1.9 предполагает:

А — уделение основного внимания положительным аспектам трудовой деятельности подчиненного, поскольку индивидуум, вероятно, уже осознал свои просчеты и недостатки;

В — наличие обратной связи с целью обеспечения приемлемых темпов роста производительности труда;

С — использование критики как средства, поощряющего людей участвовать в решении проблем и высказываться по данному поводу;

D — действие обратной связи по настоятельной просьбе подчиненных, осуществляемой, однако, опосредованным путем;

Е —- сведение критики к минимуму во избежание разочарования у подчиненных.

17. Руководитель с ориентацией 1.9:

А — предлагает ряд различных курсов деятельности в надежде, что одна из альтернатив будет принята подчиненными;

В — оценивает ситуацию и предпринимает решительные действия, чтобы завоевать уважение подчиненных;

С — перекладывает ответственность за свои действия на других, в уверенности, что проблема решится сама собой;

D — чувствует себя уверенно, придерживаясь курса, который позволил добиться успехов в прошлом;

Е — нерешителен при проявлении инициативы, поскольку это может привести к разногласиям.

18. Подход руководителя с ориентацией 1.1 к работе с информацией, поступающей от подчиненных:

А — сводится к ее «глушению», чтобы дать подчиненным понять, что их идеи не нашли признания;

В — основан на пассивном восприятии, которое имеет место до тех пор, пока это не перестанет противоречить сформировавшемуся у него видению ситуации;

С — является поверхностным и осуществляется лишь с целью создания минимальной «информационной» базы;

D — сводится к ее отрицанию, по принципу «чем меньше я буду знать об этом, тем лучше»;

Е — сводится к использованию ее в качестве основы для планирования дальнейшей деятельности.

19. Руководитель, решивший переориентироваться на тип 1.1:

А — нуждается в более строгом руководстве со стороны собственного руководителя;

В — может обнаружить, что применявшийся ранее стиль управления был неэффективен;

С — близок к тому, чтобы подать в отставку или подыскать себе новое место работы;

D — вероятно, никогда особо не отличался творческим отношением к работе, и его, возможно, не следовало бы выдвигать на руководящую должность;

Е — встречаются нечасто, поскольку желание активно действовать объясняется личной мотивацией.

20. Служебные контакты при управлении по типу 1.1:

А — носят преимущественно «подпольный» характер и осуществляются окольными путями;

В — носят характер, несовместимый с требованиями производства;

С — весьма ограничены во избежание различных расспросов и уточнений;

D — являются отражением контактов с руководителем, стоящим на более высокой ступени иерархии;

Е — обычно осуществляются письменно, чтобы избежать личных контактов и недоразумений.

21. Характерной особенностью руководителей с ориентацией 1.1 является то, что они:

А — демонстрировали низкий творческий потенциал до того, как перешли к данному типу управления;

В — перекладывают основное бремя ответственности на более творчески относящихся к делу подчиненных;

С — принимают творческие предложения, исходящие от других, хотя сами не стремятся выдвигать подобные предложения;

D — стимулируют подчиненных к творческой деятельности до тех пор, пока не требуется их личное вмешательство в данный процесс;

Е — могут творчески подходить к изысканию способов сохранения нейтралитета.

22. Руководители с ориентацией 1.1:

А — находят логическое объяснение просчетам в работе, обвиняя в этом посторонних лиц или объясняя обстоятельствами, не имеющими отношения к делу;

В — ищут способы представить других в невыгодном свете;

С — разрабатывают остроумную стратегию сбыта для того, чтобы наглядно представить результаты своей деятельности;

D — болезненно относятся к своим более чем скромным трудовым успехам и упорно работают над повышением производительности;

Е — принимают высказываемые другими оценки уровня своей производительности и причин, обусловливающих такое положение вещей.

23. Руководитель с ориентацией 1.1:

А — прежде чем принимать решение, ознакомится с идеями его подчиненных по данному вопросу;

В — выжидает, пока обстоятельства подскажут ему, что предпринять;

С — принимает решения в обобщенной формулировке и избегает давать подробные рекомендации, которые могут обидеть подчиненных;

D — неохотно приступает к решению проблем, прецедента которым не существует; в противном случае подчиненным предоставляется возможность самим принимать решение;

Е — перекладывает ответственность за решение на подчиненных, для того чтобы стимулировать их профессиональный рост.

24. Подход к пропаганде взглядов в рамках управления по типу 5.5 состоит в том, чтобы:

А — открыто высказывать свои мнения для выработки наиболее приемлемого образа действий;

В — твердо придерживаться своих убеждений (часто в ущерб более удачным идеям);

С — осторожно сформулировать решение, с правом его изменить;

D — сохранять нейтралитет и не принимать идеи подчиненных;

Е — сделать достоянием гласности свои убеждения, если это создаст более гармоничную атмосферу.

25. Наиболее вероятно, что руководитель с ориентацией 5.5:

А — в случае невысоких производственных достижений позволит подчиненным испытать всю прелесть состояния неопределенности;

В — в качестве инструмента контроля использует неофициальное общественное давление;

С — осуществляет контроль, удостаивая внимания выдающиеся производственные достижения и игнорируя плохие результаты;

D — стремиться добиться высокой производительности труда подчиненных, указывая им на их достоинства и на недостатки;

Е — требует от подчиненных высокой отдачи после завершения периода проб и ошибок, в ходе которого все просчеты были проанализированы.

26. В случае возникновения острого конфликта между подчиненными руководитель с ориентацией 5.5:

А — ищет выход, который удовлетворял бы всех;

В — стремиться разрешить проблемы, лежащие в основе конфликта;

С — в шутливой форме пытается примирить конфликтующие стороны и заставить их договориться друг с другом;

D — анализирует вопросы, по которым у подчиненных возникли разногласия, с перспективой на будущее;

Е — изолирует конфликтующие стороны, чтобы они «поостыли».

27. Одним из аспектов критики в условиях управления по типу 5.5 является:

А — аттестация подчиненных, производимая в контексте заранее спрогнозированного поведения;

В — предположение, что подчиненные с большей готовностью будут реагировать на руководящие указания в том случае, если будут убеждены в их целесообразности;

С — достижение обоюдного согласия относительно целей, связанных с усовершенствованием производства;

D — стремление воздерживаться от критики в том случае, если подчиненный — хороший работник;

Е — тактика чередования предложений по совершенствованию производства с элементами поощрений.

28. Подход руководителя с ориентацией 5.5 к процессу планирования:

А — состоит в объединении максимального числа господствующих мнений во избежание отклонений от сложившегося положения вещей;

В — ограничивается анализом того, что вызовет согласие или несогласие со стороны подчиненных;

С — рассчитан на длительную перспективу и является всеобъемлющим в целях устранения малейших возмущений, вызываемых внешней средой;

D — фокусируется на действиях, которые можно предпринимать без чьего-либо согласия;

Е — часто базируется на большем объеме фоновых данных, чем требуется для определения целесообразности запланированных действий.

29. Принимая решение, руководитель с ориентацией 5.5 стремится:

А — найти приемлемое решение, изучая имеющиеся в его распоряжении факты;

В — «навязать» другим свою точку зрения;

С — действовать решительно, чтобы создать себе соответствующий имидж;

D — к тому, чтобы оно было приемлемо для большинства подчиненных;

Е — оставить его на усмотрение подчиненных.

30. Суть концепции «цели» в организации с ориентацией 9.9 сводится к следующему:

А — цели проецируют действия на конкретный момент времени в будущем;

В — цель ясна руководителю, в обязанности которого входит довести ее до ведома подчиненных;

С — обеспечить обстановку лояльности к ним подчиненных, обстановку доверия к руководителям более высокого уровня;

D — управление методом оценки эффективности становится определяющим в том случае, когда цели ясны;

Е — все осознают выдвигаемые перед ними цели и рассматривают как руководство к действию.

31. Концепция контроля в условиях управления по типу 9.9 сводится к следующему:

А — люди будут руководствоваться правилами, которые они понимают;

В — члены рабочей «команды» должны активно участвовать в распределении обязанностей во избежание дублирования усилий;

С — вероятно, что формирование условий труда необходимо для самоконтроля;

D — подчиненные будут эффективнее выполнять планы, разработанные их руководителем, если получат конкретные указания на каждом этапе их реализации;

Е — если подчиненные осознают круг своих обязанностей и согласны с тем, что их выполнение — условие успешной работы, то их деятельность поддается контролю.

32. Работа с информацией, сообщаемой подчиненными в организации с ориентацией 9.9, с большой степенью вероятности:

А — фокусируется на личностях подчиненных еще до того, как руководитель вникнет в суть проблем, чтобы достичь взаимопонимания;

В — в равной степени фокусируется и на рабочих аспектах, и на межличностных;

С — носит менее регулярный характер, чем это свойственно другим типам управления;

D — концентрируется на выискивании и проверке фактов, касающихся проблем по работе;

Е — ограничивается кругом только тех производственных проблем, в отношении которых можно ожидать объективности подчиненных.

33. Когда в достижении конкретных производственных целей люди придерживаются ориентации 9.9, они с пониманием относятся к положению о том, что:

А —- показатель качества работы служит скорее для стимулирования, чем для принуждения;

В — подчиненные легко могут справиться с предъявляемыми к ним производственными требованиями;

С — руководителю нет особой необходимости давать указания своим подчиненным;

D — ясность методов достижения цели более важна, чем ясность самой цели;

Е — успех определяется степенью взаимопонимания и согласия подчиненных.

34. Подход к принятию решений в рамках управления по типу 9.9 предполагает:

А — первоочередное ознакомление с мнениями подчиненных, поскольку это стимулирует их сотрудничество;

В — анализ расхождений в мнениях с целью выявления их причин;

С — взвешенное отношение к идеям и мнениям подчиненных и принятие решений, приемлемых для всех;

D — довольно трудоемкую процедуру, которая стоит затраченных на нее усилий, поскольку обеспечивает преданность подчиненных интересам организации;

Е — создание оптимальной комбинации благодаря опыту, профессиональной подготовке и убеждениям руководителя.

35. Урегулирование конфликтной ситуации в организации с ориентацией 9.9:

А — сводится к поиску улик, которые могут лишь усугубить недоразумение;

В — базируется на убеждении, что конфликт редко возникает в том случае, если подчиненные получают четко сформулированные задания и относятся к ним с пониманием;

С — предполагает разрешение конфликта посредством выработки гибкой позиции;

D — базируется на убеждении, что конфликт неизбежен, однако тщательного анализа различных позиций, как правило, достаточно, чтобы убедить подчиненных продолжить сотрудничество;

Е — предполагает поддержку позиций других, а не отстаивание собственной.

Сверить ответы нужно после самостоятельной работы над тестом № 3.

Правильные ответы к тесту № 3

(усвоение концепции ГРИД):

1 — В

2 — С

3 — Е

4 — А

5 — D

6 — D

7 — В

8 — Е

9 — D

10 — С

11 — Е

12 — В

13 — А

14 — С

15 — D

16 — A

17 — E

18 — С

19 — В

20 — D

21 — E

22 — A

23 — В

24 — С

25 — D

26 — A

27 — E

28 — В

29 — D

30 — E

31 — С

32 — D

33 — A

34 — В

35 — С

Поясните ваш ответ. Выясните причины неверных ответов, обсудите их на семинарских занятиях.

Для закрепления знаний предлагаем посмотреть какой-либо видеофильм — например, «Гараж».

Процесс обучения ориентируется на следующие цели:

q разбор поведения персонажей кинофильма, выработка навыков анализа эпизодов, аналогичных ситуациям, возникающим в жизни;

q оценка эффективности работы группы по устранению разногласий и конфликтов;

q оценка работы группы, направленной на достижение наивысших результатов.

Исходные данные (пример)

Анализируется деятельность нескольких персонажей кинофильма «Гараж».

«Гараж» — фильм о собрании членов гаражно-строительного кооператива, на котором решалась судьба некоторых его членов. Вопрос — быть или не быть членом кооператива — зависит от объективности решения, принимаемого коллективом, при условии, что каждый из его членов располагает лишь частью информации.

Фильм начинается показом собрания. Камера останавливается на каждом участнике, раскрывая его отношение к участию в этом мероприятии. Пока обсуждаемые вопросы не носят решающего значения и не затрагивают лично каждого из присутствующих, отчетливо проявляется равнодушие в их поведении.

Переход к обсуждению вопроса о членстве в кооперативе резко меняет ситуацию, обостряя отношения. Первоначальный результат голосования к концу фильма, после напряженной дискуссии, взаимных упреков и обид, отвергается и принимается новое решение. Постепенный сдвиг в сторону нового решения происходит по мере того, как каждый из присутствующих определяет для себя свою позицию. Во время собрания неоднократно возникают конфликты, для решения которых используются разнообразные подходы: подавление разногласий, сглаживание конфликта, уход от него, прямая конфронтация, компромисс.

В ходе дискуссии персонажей фильма становится понятно, чем определяются их позиции — заинтересованностью в «производственном» результате (установка на технократический подход), или же интересом к людям, проявляющимся в уважении к другим участникам собрания.

Целевая задача. Каждая группа должна определить основной и «запасной» стили управления, а также «основное» и «запасное» утверждения, характеризующие некоторых персонажей фильма «Гараж» по пяти параметрам типов управления. Для эффективного выполнения задания предлагается анализировать поведение не всех персонажей. Поскольку максимум информации можно извлечь из фильма лишь в том случае, если он будет смотреться как единое целое, то персонажи, которых необходимо проанализировать, называются преподавателем лишь в конце просмотра.

Этап 1. Оценка персонажей фильма каждым участником.

Каждый участник, работая самостоятельно и используя «Описание типов управления», должен оценить действия предложенных ему персонажей. Определите для каждого персонажа основной (наиболее характерный) и запасной (менее характерный) типы управления и результаты занесите в формуляр № 3. Для оценки данного вида деятельности следует руководствоваться такими элементами, как умение работать с информацией, пропаганда взглядов, разрешение конфликтов и принятие решений.

Определите «основной» и «запасной» стили управления, определяя управленческие ценности. В рабочей тетради перечислите причины, которыми вы будете руководствоваться при групповом обсуждении. Ваши доводы должны основываться на поведении персонажей фильма.

Этап 2. Деятельность в составе группы.

Каждая группа должна составить заключение по типам управления и их элементов, характеризующих персонажей фильма.

Этап 3. Анализ деятельности группы.

Каждая группа должна собраться в аудитории для групповых занятий повторно для анализа своих действий. Каждый член группы должен представить свое описание и конкретные примеры по пяти параметрам анализа деятельности группы. Как и при выполнении предыдущих заданий, выделяемую для оценки того или иного пункта сумму баллов следует записывать в рабочей тетради в колонке «Индивидуальная оценка». Далее, опираясь на приведенные членами группы примеры и оценки, группа должна достичь согласия в отношении распределения баллов. Следует убедиться, что индивидуальная и групповая оценки базируются на конкретных примерах, приведенных группой при выполнении задания.

В случае нежелания группы проанализировать все аспекты своей деятельности, существует вероятность самообмана. Цель данного этапа — выработка независимого понятия о групповой деятельности. Группы, у которых не осталось перспектив для совершенствования, должны повторно проанализировать свою деятельность, поскольку их можно заподозрить в недостаточной искренности ответов.

Члены группы должны определить, что мешает их деятельности в настоящий момент — препятствия, возникшие в процессе выполнения последнего задания или еще раньше, и разработать мероприятия по устранению этих препятствий.

Формуляр 3

Пример заполнения ответов по фильму «Гараж»

(основной тип — 1, запасной — 2)

Фактический уровень организационной культуры - student2.ru

Индивидуальные результаты обсудите в малых группах.

Правильные ответы на задание по фильму «Гараж»

Персонаж Основной стиль Запасной стиль
Малаева Аникеева Милосердов Председатель гаражного кооператива Профессор Карпухин 1.9 9.1 1.9 5.5   5.5 1.1 9.9 5.5 1.1 1.1   9.9 9.1

Примечание. При несовпадении ответов вернитесь к учебному пособию и еще раз изучите типы управления по ГРИД.

Приложение 5

(к главе № 7)

Тест «Почтовая корзина (выбор вариантов)»1

Каждый участник данную задачу должен решить самостоятельно. Он поставлен в определенную ситуацию, и ему нужно принять много решений. При этом обстоятельства являются неблагоприятными, и все происходит в жестких временных рамках. Для данного теста участнику отводится один час, и все свои решения он должен обосновать письменно. После оценки результатов упражнения каждому участнику должна быть предоставлена возможность послетестовой беседы, чтобы пояснить и уточнить принятые им решения. Вам также предоставляется возможность определить, как быстро можно заставить участника поменять свою позицию или до каких пор он отстаивает свое решение,

С помощью упражнения «почтовая корзина» оцениваются управленческие способности и способности принимать решения, а также стиль работы и систематика. Вы можете определить, может ли данный человек отличить важное от несущественного и выбрать приоритеты. Может ли участник делегировать практические задания, не теряя при этом состояния данных дел из виду, а выстраивая систему их контроля?

Так как выполнение упражнения очень ограничено во времени, то вы сможете получить информацию о выносливости, сообразительности и гибкости участников этого тестирования.

Ситуация

Сегодня среда, 29 июня, 16.00. Вы только что вернулись домой из длительной командировки, во время которой с вами нельзя было связаться по телефону.

Вас зовут Хайнс Белл, ваша профессия — менеджер крупной фирмы.

В четверг, 30 июня, в 8.00, вам необходимо выехать в небольшую командировку в Китай. Bы вернетесь домой в понедельник, 4 июля, в 19.00. Вам нельзя позвонить, и вы тоже не будете иметь возможности позвонить домой. В связи с этим все дела, которые должны быть выполнены сейчас, необходимо сделать до командировки.

Сегодня утром ваша жена была отправлена в больницу с приступом аппендицита и семь часов назад была прооперирована. Перед направлением в больницу она сложила все важнейшие письма и записки в вашу почтовую корзину.

Вы остались дома один. К сожалению, ваш телефон сломался. Соседей нет дома. Таким образом, вы не можете позвонить. Кроме 800 DM и одного чека, в вашей чековой книжке никаких других денег нет.

В последующий час, а именно с 16.00 до 17.00, вам необходимо проанализировать содержание вашей почтовой корзины. После этого — с 17.00 до 19.00 — вас ждут срочные дела в городе.

В своей почтовой корзине вы найдете записки, письма, документы и т.д. Просмотрите их все и напишите на поле ваше решение или в случае необходимости напишите ответное письмо. Вы можете также написать, что и кому вы хотите поручить. Например, вы можете написать ответное письмо, договориться о встрече, решить накопившиеся вопросы сейчас или позже или вообще ничего не делать. Только вы один принимаете решение. Итак, еще раз попытайтесь войти в ситуацию и роль Хайнса Белла.

К вашему хозяйству имеют отношение следующие лица:

Хайнс Белл — это вы,

Ульрика Белл — ваша жена,

Клаус и Уши — ваши дети (н и 15 лет),

Мария — ваша домохозяйка.

Почтовая корзина — документ 1

Среда, 29.06, 8.00

Дорогой Хайнс!

Из-за острого воспаления аппендицита я вынуждена лечь в больницу, и уже сегодня мне сделают операцию. Приди ко мне, пожалуйста, вечером. Я надеюсь, что к понедельнику снова встану на ноги и меня выпишут. До этого времени позаботься, пожалуйста, о детях и проследи за порядком в доме.

До 18.00 дети будут в школе. К сожалению, у них нет ключа. Они придут домой в 18.30. У Марии сегодня выходной, и она придет только завтра утром в 8.30.

У меня есть билеты в оперу на следующую среду. Пожалуйста, не назначай на этот день никаких встреч, ведь это еще и день нашей свадьбы.

Важнейшие документы и письма ты найдешь в своей почтовой корзине.

Передавай привет детям.

Твоя Ульрика

Почтовый ящик — документ 2

Доктор медицинских наук Эрвин Бор

Зубной врач 24 июня

Уважаемый господин Белл! Как мы с вами недавно договаривались, пришло время предъявить наши права в борьбе против строительства объездной дороги. Ни в коем случае не должно произойти так, чтобы мы отказались от части наших земельных участков и при этом согласились бы с неизбежно возникнувшим из-за интенсивного движения шумом.

Дорожно-строительное управление назначило мне по телефону встречу на среду, 6 июля, на 10.00, чтобы обсудить мероприятия по защите от шума.

Я очень прошу вас прийти на эту встречу.

С наилучшими пожеланиями,

я рассчитываю на Ваше присутствие

Эрвин Бор

Почтовая корзина — документ 3

Земельный сберегательный банк «Энтенхаузен»

Вторник, 28 июня

Уважаемый господин Белл! Вы владеете ценными бумагами АО «Винтерфельд» стоимостью 100 000 DM, которые находятся на вашем счете в нашем банке. К нам поступила информация, что АО «Винтерфельд» предположительно 1 июля объявит банкротство. Нетрудно представить себе, что это значит для ваших акций. Вы должны понимать, что вам грозят огромные убытки — возможно, даже до 95 % стоимости акций.

Наше предложение: направьте нам указание продать ваши акции по курсу 50 % от их стоимости. Наше предложение действительно до 18.00 29 июня.

С наилучшими пожеланиями

Директор банка

Почтовая корзина — документ 4

28 июня

Дорогой папочка! В среду, 06.07, будет родительское собрание — с 10 до 13 часов. Наш классный руководитель хотел бы обсудить с тобой некоторые щепетильные инциденты. Мы с Клаусом, конечно же, не считаем это нужным, но ты, наверное, все-таки должен прийти.

Твоя дочь

Почтовая корзина — документ 5

Садовник Грюн

Уважаемый господин Белл! Во вторник, 05.07, и в среду, 06.07, мы хотели бы сделать посадку в вашем саду, как и в предыдущие годы. О новой аранжировке мы уже подробно поговорили с вашей женой.

Пожалуйста, оставьте вашим служанкам первую часть оплаты в размере не менее 800 DM. Это необходимо для покрытия возникающих у нас первоначальных затрат.

С наилучшими пожеланиями

Садовник Грюн

Почтовая корзина — документ 6

Окружной суд Энтенхаузена 27 июня

Касательно: заседатель в окружном суде

Уважаемый господин Белл! Мы рады сообщить вам, что вы выбраны почетным заседателем, и просим вас быть 5 июля с 15.00 до 18.00 в большом зале окружного суда, где состоится церемония приведения вас к присяге и введения в должность. Только по очень уважительным причинам вы можете отказаться от должности заседателя.

С уважением

Мюллер — работник окружного суда

Почтовая корзина — документ 7

Уважаемый господин Белл! Только что вашу жену положили в больницу. Я надеюсь, что все будет хорошо!

Я хотела бы попросить вас выписать мне завтра банковский чек и оставить 300 DM наличными для срочных покупок. Я не знаю, увижу ли я вас завтра, но некоторые вещи должны быть срочно оплачены.

С наилучшими пожеланиями

Ваша домохозяйка Мария

Почтовая корзина — документ 8

ООО «Земельные участки»

15 июня

Уважаемый господин Белл! Уже в течении трех лет вы и ваша семья живете в обслуживаемом нами доме на Маузштрассе, 1. Наш доверитель решил поднять уровень арендной платы. Мы ссылаемся на п.4, п. 2.1 арендного договора и просим вас понять нас, если мы увеличим арендную плату на 20% — в соответствии с возросшими в 1,9 раза расходами.

Просим вас направить нам письменное согласие до 4 июля. В противном случае мы будем вынуждены в конце квартала аннулировать наш арендный договор.

С наилучшими пожеланиями

Виктор Вухер — коммерческий директор

Почтовая корзина — документ 9

28 июня

Дорогой папочка! Я купил для мамы на день ее рождения хороший подарок — женский «Ролекс» — на распродаже за 900 DM. Кроме того, она всегда мечтала иметь такие часы. 300 DM я уже заплатил. Остаток я должен получить от продажи моего мопеда, только мой друг не может сейчас заплатить 600 марок за мой мопед, так как его родители против этой покупки. Но я должен ювелиру еще 600 DM. Мог бы ты мне их одолжить? Как только я продам свой мопед, я сразу же их верну.

Клаус

Почтовая корзина — документ 10

Шван-гимназия «Энтенхаузен» 28 июня

Директор школы

Уважаемый господин Белл! К сожалению, я должен вам сообщить, что оба ваших ребенка — Уши и Клаус Белл — в пятый раз в этом месяце отсутствовали на занятиях без уважительной причины. Уже две недели назад, когда ваши дети в третий раз пропустили занятия, я написал вам и попросил высказать свое мнение по этому поводу.

Лежащее передо мной письмо с извинениями и вашей подписью вызвало у меня недоверие, и поэтому я хотел бы, чтобы вы со мной встретились и прояснили этот инцидент. Если я и далее ничего от вас не услышу, я буду вынужден исключить ваших детей из школы из-за нарушения дисциплины.

С уважением

Директор школы

Почтовая корзина — документ 11

Уважаемый господин Белл! Мне только что позвонил наш трудный сосед, который, однако же, находится в хороших отношениях с вашим шефом. Сосед жалуется, что вода из нашего дождевого водостока заливает его сад. Наши водостоки, к сожалению, забились. Он даже пригрозил заявить на вас, но хотел бы сначала поговорить с вами в понедельник, 04.07, в 15.00.

В этот же день около 16.00 должна прибыть новая девушка-служанка. Звонили также с вашей работы и сообщили, что вас не будет до среды.

Все встречи были отменены.

На среду, 06.07, около 19.00 вы приглашены домой к своему шефу. У него к вам важное дело. Я не знаю, о чем идет речь, но думаю, что это может быть очень важно.

Марта — Ваша домохозяйка

Почтовая корзина — документ 12

Эгон Грошенбюгел

адвокат и налоговый консультант 27 июня

Дорогой господин Белл! Указанные вами в вашей последней налоговой декларации убытки от спекуляции акциями не могут снизить налогооблагаемую сумму. Мы предлагаем вам заключить договор страхования от риска падения курса, вызванного банкротством. На 1000 DM страховая премия составляет лишь 30,95 DM. Максимальный объем страхования составляет 80 000 DM.

Остальные детали мы можем обсудить лично. Так как я 29 июня работаю только до 19.00, то мы можем договориться встретиться до этого времени. Пожалуйста, принесите чек для оформления страховки.

С наилучшими пожеланиями

Ваш налоговый консультант

Планирование встреч

Как вы знаете, сегодня среда, 29 июня, почти 17.00. В 19.00 закрываются все магазины и офисы. И вы опять должны быть дома. В остающиеся у вас два часа вы хотите выполнить как можно больше личных дел. К сожалению, ваша машина не на ходу, а общественный транспорт и другие средства передвижения не работают из-за забастовки. Телефон тоже не работает.

План-схема показывает различные места, которые вы должны посетить, и возможные пути к ним. Числа на линиях означают время, которое вам необходимо, чтобы добраться до цели. Цифры в квадратах означают время, в течение которого вы должны оставаться в данном пункте (все в минутах). Например, чтобы добраться от парикмахерской до вокзала, вам нужно 8 минут (два раза по четыре). Этот путь ведет вас через офис врача, но вам не нужно заходить к врачу. У врача вам нужно забрать справку о сделанных прививках, которую вы обязательно должны взять с собой в Китай. Банк закрывается в 19.00, но вам нужно в 18.30 быть дома, чтобы открыть дверь детям, у которых нет ключей. Для этого вы должны учесть 5 минут задержки дома (см. План). Посещение парикмахерской (5 минут) необходимо, так как сломалась ваша бритва. Магазин деликатесов вам необходимо посетить, чтобы забрать презент для жены вашего шефа. Вы передадите его ей на вокзале, так как ее поезд прибывает в 17.57 и уходит в 18.03, а вы пообещали вашему шефу сделать приятную неожиданность его жене к ее шестидесятилетию. Вы можете посетить свою собственную жену в больнице только после 17.00. В бюро прописки вы до 17.30 должны забрать свой загранпаспорт. В музее с 17.00 до 19.00 вас ждет ваша подруга.

Фактический уровень организационной культуры - student2.ru

Попытайтесь зайти во все места, обозначенные на плане. За каждую минуту, проведенную в больнице, вы получите три, за каждую минуту в музее — два премиальных балла.

Для распределения вашего времени

Пожалуйста, сделайте набросок оптимального варианта вашего пути. Внесите в него промежутки времени:

Начало: дом

Время в пути: от дома до _______

место ________ с _____ до ___ = __ минут

время в пути: от________ до ___=__ минут

место________ с_____ до ___=__ минут

время в пути: от________ до ___==__ минут

место________ с_____ до ___=__ минут

время в пути: от________ до ___=____ минут

место________ с_____ до ___=__ минут

время в пути: от________ до ___ = __ минут

место________ с_____ до ___=__ минут

время в пути: от________ до ___==__ минут

место________ с_____ до ___=___ минут

время в пути: от________ до ___ = __ минут

место________ с_____ до ___=___ минут

время в пути: от________ до ___==__ минут

место________ с_____ до ___=__ минут

время в пути: от________ до ___=__ минут

место________с____ до ___=__ минут

время в пути: от________ до ___=__ минут

Общее время = __ минут

Все ли места вы посетили? 0 Да 0 Нет

Используйте этот лист для обоснования своих решений:

Документ Решение Обоснование
1 . Записка жены 2. Ежедневник 3. ... и т.д.    

Решение

Документ Решение
1. Ежедневник     2. Доктор Бор — дорожно-строительное управление   3. Земельный сберегательный банк, акции   4. Дочь Все встречи должны быть занесены в ежедневник (сосед, разговор с учителем и директором, посещение шефа).   Даже если вы только арендатор, вы обязаны прийти на встречу либо прислать кого-либо вместо себя (например, жену).   Имеет очень важное значение, но не- обходимо рассматривать вместе с документами 12 и 14. Небольшой убыток от частичной продажи акций (сумма 20 000 DM) является соразмерным и об этом необходимо сообщить банку. На оставшуюся часть заключить страховой договор (см. Документ 15). Требует отдельного планирования (посещение адвоката).   Имеет большое значение, так как его актуальность подтверждается документом 11. Внести запись о встрече в ежедневник. Предварительно обязательно поговорить с учителем и директором. Отдать поручение домохозяйке или жене договориться о встрече на вторник, 5 июля.  
Документ Решение
5. Садовник   6. Окружной суд     7. Мария     8. Увеличение арендной платы   9. Сын   10. Директор школы     Неважно, пренебречь, ничего не делать. 5 июля вы снова вернетесь, а садовник знает, что делать.   Не очень важно. Вы вернетесь только 5 июля. Назначенный срок слишком мал. В случае необходимости написать в окружной суд письмо.   Принять во внимание: никакого банковского чека после того, как в доме была совершена кража — лучше быть поосторожнее. Можно выписать чек на 300 марок. Покупка часов (документ 10) и письмо садовника (документ 6) показывают проблематичную ситуацию с деньгами. Лучше отложить счета на некоторое время.   Важно: написать письмо с предложением о встрече и переговорах, написать протест против аннулирования договора. Не оставлять неуверенности.   В данный момент пренебречь, но потом поговорить на тему расходования денег и посещения школы. Ювелир может подождать: он не может продавать дорогие часы 14-летнему ребенку. В крайнем случае поговорить с сыном вечером.   Важно, так как, кроме исключения из школы, возможно и открытое заявление (документ 5). Краткое письмо с просьбой о встрече. Сначала проанализировать положение вещей, после чего в случае необходимости принести извинения.
Документ Решение
11 . Экономический отчет     11. Мария     13. Адвокат     Важна только статья о спекуляциях. Но кому вы больше доверяете — банку или этому отчету? Взаимосвязь с документами 4 и 15.   Встречу с соседом принять всерьез. Распорядиться, чтобы в понедельник поздно вечером или во вторник была назначена встреча. Разговор с новой девушкой-служанкой делегировать жене или Марии. В случае необходимости поручить жене позвонить шефу и спросить, сможет ли он пойти в оперу вместе с вами (документ 1).   Важно: за 2500 DM страхование риска падения курса акций. Запланировать личное посещение (документ 15), взять с собой чек.

Планирование встреч

Парикмахерская, банк, бюро прописки, адвокат, магазин деликатесов, врач, вокзал. Здесь вы встречаетесь с 17.59 — не заходя к врачу на три минуты раньше, то есть тоже вовремя. После двух минут передачи подарка на вокзале можно на одну минуту зайти к подруге в музей. Далее вы идете в больницу к жене (там вы проводите 10 минут), потом возвращаетесь домой, чтобы открыть дверь детям. После этого опять в музей на 13 минут.

Приложение 6

(к главе № 8)

Деловая игра «Лидер»

Введение

Основной целью этой деловой игры является формирование у студентов профессиональных умений и навыков по управлению персоналом при приеме на работу. Деловая игра базируется на активизации познавательной деятельности обучаемых в учебном процессе. Она построена в форме имитации профессиональной деятельности менеджера туристской фирмы с использованием игрового проектирования и занятий игрового характера.

Исходная информация для отбора и найма персонала

Для решения о том, какой работник необходим для определенного вида работы, требуется иметь точное представление о характере самой работы, квалификации и качествах претендента. Для получения такой информации необходимо:

q провести анализ содержания работы;

q описать характер работы и на этой основе выявить соответствующие задачи и обязанности исполнителя;

q определить требования к персоналу, предъявляемые работой, и выделить тип исполнителя этой работы1.

Анализ содержания работы

Анализ содержания работы — процесс систематического и подробного исследования работы с целью идентификации ее составных элементов и обстоятельств, при которых она выполняется. В связи с этим выясняется, что делается, когда это делается, почему это делается, где это делается, как это делается; ответственность, взаимоотношения, требования, предъявляемые работой; условия труда; контроль за выполнением работы.

Описание характера работы

Анализ содержания работы позволяет сделать ее описание и на этой основе определить соответствующие задачи и обязанности исполнителя. При этом должны быть отражены следующие аспекты:

q наименование работы (виды деятельности) и ее позиция в фирме;

q описание содержания работы;

q компетентность (с позиции развития инициативы и самостоятельности сотрудника);

q уровень ответственности за данную работу;

q информационные и коммуникационные связи;

q физические аспекты работы;

q требования обучения;

q условия занятости (карьера, нормальное рабочее время, регламентация сверхурочных);

q подотчетность;

q заработная плата.

Результатом выполнения вышеуказанных действий является составление должностной инструкции (примерное содержание должностной инструкции менеджера по кадрам приводится на с. 630). Должностная инструкция включает подробное перечисление должностных обязанностей («должен уметь») и некоторые квалификационные требования к претендентам (возраст, образование и др.).

Квалификационные требования к исполнителю

На этапе составления квалификационных требований к исполнителю необходимо полно определить знания, умения, навыки, квалификацию, практический опыт, черты характера личности претендента и качества, которые понадобятся для выполнения данной работы. При этом целесообразно определить желаемый уровень характеристик, а также тот основной минимум требований, которым должен удовлетворять претендент в случае, если не удастся отобрать идеального кандидата (рекомендации к этому разделу приводятся на с. 614 — 621).

Ситуация №1

В туристской фирме в отделе маркетинга имеется вакансия на должность менеджера по продаже.

Задание 1

1.1. Исследуйте содержание работы менеджера по продаже.

1.2. Опишите содержание работы менеджера по продаже (руководствуясь рекомендациями на с. 609).

Порядок выполнения задания

1. Задание выполняется каждым индивидуально в форме самостоятельной домашней работы.

2. Групповое решение проблемы — в форме аудиторного занятия.

Процедура выполнения

Преподаватель формирует группы (пять - шесть человек в каждой). На основе проведенной индивидуальной подготовки в результате совместного обсуждения каждая группа составляет проект работы.

После проектирования из представителей групп формируется комиссия для обобщения материалов и внесения соответствующих уточнений и дополнений в коллективное обсуждение. На этой основе составляется окончательный проект работы на объявленную вакансию.

Коллективное обсуждение проектов осуществляется следующим образом. Проект одной из групп выносится на обсуждение всей аудитории, а другие группы в ходе дискуссии вносят уточнения и дополнения.

Окончательный вариант описания содержания работы менеджера по продаже представляется вниманию всей аудитории и служит основой для выполнения следующих заданий. Пример описания содержания работы менеджера:

Описание работы менеджера

Наши рекомендации