Становление предпринимательства в Российской Федерации
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки коммерческие предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в этой сфере. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов коммерческого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных предприятий приходится 84% [42, с.61]. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития коммерческого предпринимательства.
В 90-е годы прошлого века стабильно росла доля коммерческих предприятий в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.2005г. в России насчитывалось 1319 малых предприятий, на которых было занято 13,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 17,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве (см. таблицу 1.4.1., 1.4.2) [38, с.105].
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий.
Рассмотрим отраслевые структуры коммерческого предпринимательства, существующие на территории Российской Федерации и их место в общей структуре коммерческих предприятий (см. таблицы 1.4.1, 1.4.2.).
Таблица 1.4.1
Отраслевая структура предпринимательства, в %
Отраслевая структура числа предприятий | Отраслевая структура полной численности занятых на предприятиях | Структура производства продукции (работ, услуг) по основным отраслям коммерческого предпринимательства | |
Промышленность | 14,6 | 24,0 | 20,0 |
Сельское хозяйство | 1,1 | 0,8 | 0,3 |
Лесное хозяйство | 0,05 | 0,05 | |
Транспорт и связь | 2,3 | 2,2 | |
Строительство | 16,6 | 29,9 | 16,3 |
Продолжение таблицы 1.4.1
Торговля и общественное | |||
питание | 42,7 | 24,6 | 50,5 |
Материально-техническое | |||
снабжение и сбыт | 1,8 | 1,3 | 6,0 |
Информационное обслуживание | 0,8 | 0,5 | 0,2 |
Общая коммерческая | |||
деятельность | 4,8 | 3,9 | 2,5 |
Прочая деятельность в материальном производстве | 1,5 | 1,4 | 0,7 |
Бытовые услуги, жилищное | |||
хозяйство | 1,8 | 1,1 | 3,3 |
Здравоохранение, спорт, | |||
социальное обеспечение | 1,9 | 1,3 | 0,1 |
Народное образование | 0,9 | 1,0 | 0,04 |
Культура и искусство | 0,9 | 0,7 | 0,06 |
Наука и научное обслуживание | 5,6 | 5,3 | |
Финансы, пенсионное | |||
обеспечение | 1,3 | 0,9 | |
Прочие | 1,05 | 3,15 |
Таблица 1.4.2
Региональная структура предпринимательства
Экономические районы | Доля в общем числе МП, % |
Центральный, | 30,5 |
в том числе Москва | 20,0 |
Северный | 2,9 |
Северо-западный | 9,6 |
Волго-вятский | 2,9 |
Центрально-Черноземный | 2.7 |
Поволжский | 9,6 |
Северо-Кавказский | 9,8 |
Уральский | 10,6 |
Западно-Сибирский | 10,5 |
Восточно-Сибирский | 5,2 |
Дальневосточный | 5,0 |
Однако нельзя не заметить, что «золотой век» предпринимательства и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность коммерческих предприятий, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.
Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии российского коммерческого предпринимательства.
1998 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими темпами роста числа коммерческих предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу коммерческого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор [24, с.47].
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число предприятий возросло в 3,4 раза. Количество предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза) [24, с.48].
В то же время в 1998 году в общей структуре российского предпринимательства произошло резкое уменьшение доли предприятий в сфере материального производства. На сегодняшний день это положение стало еще хуже все больше и больше предприятий в сфере материального производства становятся неплатежеспособными, т.е. фактически банкротами.
По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была мало конструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы коммерческого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ коммерческие предприятия продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями коммерческих предприятий в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.
Падение потребительского платежеспособного спроса торговое коммерческое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с «челночной» деятельности.
Уже к 2000 году оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского коммерческого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа коммерческих предприятий. Главными причинами приостановки роста числа предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности [41, с.44-45].
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные предприятия оказываются первой жертвой такого поглощения.
В 2000-2001 гг. коммерческие предприятия вошли в стадию более стабильной рыночной ситуации.
В 2001-2006 гг. отмечается подъем коммерческого предпринимательства, расширение видов деятельности, возобновление производства товаров народного потребления, реальное противостояние западному производителю.
Для изменения, закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского коммерческого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки коммерческого предпринимательства на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности предприятий в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского коммерческого предпринимательства.
Глава 2. Анализ экономической эффективности предпринимательской деятельности предприятия ОАО «ТНПКО»
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «ТНПКО»
Открытое акционерное общество «Татарское научно-производственное коммерческое объединение» было образовано 1998 году. Форма собственности частная, основной вид деятельности: производство химической продукции.
Юридический адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова д.28.
Все структурные ОАО «ТНПКО» подразделения работают, слаженно, что позволяет сократить время консолидации всех подразделений.
Генеральный директор ОАО «ТНПКО» руководит всеми видами деятельности организации, принимает решения и несет за них полную ответственность, представляет ОАО «ТНПКО» и решает все вопросы. Организует деятельность, разрабатывает план работы на будущие периоды и претворяет их в жизнь. Тесно сотрудничает со всеми работниками особенно главным бухгалтером, который предоставляет ему всю финансовую информацию.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Подчиняется непосредственно директору.
В перспективе предприятие ОАО «ТНПКО» планирует расширить направления деятельности.
Компонентами функциональной системы производственного менеджмента организации являются:
1. Планирование осуществляется руководством ОАО «ТНПКО» в лице генерального директора. Нужно отметить высокую квалификацию управленческого персонала организации. Но заметно, что новая информация извне поступает крайне редко, что не позволяет оперативно реагировать на требования, формируемые рынком. Необходимо организовать на предприятии службу маркетинга.
2. Учет и контроль в организации выполняется службами бухгалтерии, финансовым отделом. Бухгалтерия организации пользуется новыми технологиями ведения бухгалтерского учета, широко использует современное программное обеспечение 1С – Бухгалтерия 7.7.
3. Мотивация в ОАО «ТНПКО» проявляется в виде стабильной заработной платы, поощрений и премий.
Управляющая система складывается из следующих компонентов:
1. Управление персоналом. Осуществление функций управления персоналом возложено на директора, который претворяет кадровую политику организации.
2. Психология менеджмента. Здесь уместен комментарий: хорошее управление хорошая работа и соответственная заработная плата.
Разработка, реализация, анализ и прогнозирование управленческого решения. Разрабатывается, как правило, генеральным директором, затем спускается директива и контролируется его выполнение.
Анализ инвестиционной привлекательности в организации производится, поскольку руководство видит в этом смысл. Принцип следующий: «Разумные вложения – повышение прибыли». Инвестиции со стороны при таком ведении дел возможны. В итоге повышается маневренность, дальнейшее развитие может осуществляться за счет собственных и заемных средств. Разрабатываются инвестиционные программы организации. Вкладывают тогда, когда появляются свободные денежные средства. Проводится оценка инвестиционной деятельности, ей уделяется особое внимание. Цель инвестиций - возможность получить доход. Как правило, перед реализацией проекта оценивается результат от его ведения, обычно это разумная экономия, связанная со снижением себестоимости. Эффект экономии повышается из-за понижения в сроках реализации проекта.
По моему мнению, у организации есть реальная возможность привлечения инвестиций, а соответственно и для развития инвестиционного менеджмента. Но для этого нужно:
- привлечь дополнительный оборотный капитал;
- откорректировать миссию ОАО «ТНПКО»;
- пересмотреть цели;
- разработать долгосрочную стратегию развития сроком от 1 до 3 лет.
Рассмотрим финансовое состояние предприятия ОАО «ТНПКО». Финансовое состояние ОАО «ТНПКО» во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены. По степени принадлежности используемый капитал подразделяется на собственный и заемный. Сведения, которые приводятся в пассиве баланса позволяют определить: какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных или краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взяли средства, кому обязано за них предприятие.
Для анализа финансовых результатов деятельности предприятия используем данные плана экономического и социального развития, баланса, ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках», и другие данные бухгалтерского учета и результаты анализа других аспектов деятельности предприятия [4, c.136].
Проанализируем финансово-экономическое положение ОАО «ТНПКО», за 2004-2006 года. Были осуществлены хозяйственные операции за этот период, которые отражаются в учетных регистрах (наш пример будет содержать лишь только один баланс плюс приложения, по которым, и будет вестись вся работа).
Баланс прилагается к работе и из него берутся данные для расчета различных коэффициентов. Рассчитаем следующие коэффициенты и сделаем по ним выводы о деятельности ОАО «ТНПКО» (см. приложение 1).
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяется имеющимся в распоряжении предприятия имуществом и источниками его финансирования. Проведем анализ и оценку баланса предприятия ОАО «ТНПКО» (см. табл. 2.1.3).
Таблица 2.1.3