Становление предпринимательства в Российской Федерации

В реформировании российской экономики еще со времен пере­стройки коммерческие предприятия взяли на себя роль создателя по­чвы для новой системы хозяйст­вования. Доминирующий сегодня ча­стный сектор зарождался именно в этой сфере. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов коммерческого предпринимательства в общем ко­ли­честве частных, государственных и муниципальных, общественных предприятий приходится 84% [42, с.61]. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью рас­крытых внут­ренних возможностях развития коммерческого предпринимательства.

В 90-е годы прошлого века стабильно росла доля коммерческих предприятий в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада прак­тически во всех сферах рос­сийской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.2005г. в России насчитывалось 1319 малых предприятий, на которых было занято 13,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 17,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-по­средническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономиче­ский район с ядром в Москве (см. таблицу 1.4.1., 1.4.2) [38, с.105].

В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий.

Рассмотрим отраслевые структуры коммерческого предпринимательства, существующие на территории Российской Федерации и их место в общей структуре коммерческих предприятий (см. таблицы 1.4.1, 1.4.2.).

Таблица 1.4.1

Отраслевая структура предпринимательства, в %

  Отраслевая структура числа предприятий Отраслевая структура пол­ной численности занятых на предприятиях Структура произ­водства продук­ции (работ, ус­луг) по основным отрас­лям коммерческого предпринимательства
Промышленность 14,6 24,0 20,0
Сельское хозяйство 1,1 0,8 0,3
Лесное хозяйство 0,05 0,05  
Транспорт и связь 2,3 2,2  
Строительство 16,6 29,9 16,3

Продолжение таблицы 1.4.1

Торговля и общественное      
питание 42,7 24,6 50,5
Материально-техническое      
снабжение и сбыт 1,8 1,3 6,0
Информационное обслуживание 0,8 0,5 0,2
Общая коммерческая      
деятельность 4,8 3,9 2,5
Прочая деятельность в материальном производстве 1,5 1,4 0,7
Бытовые услуги, жилищное      
хозяйство 1,8 1,1 3,3
Здравоохранение, спорт,      
социальное обеспечение 1,9 1,3 0,1
Народное образование 0,9 1,0 0,04
Культура и искусство 0,9 0,7 0,06
Наука и научное обслуживание 5,6 5,3  
Финансы, пенсионное      
обеспечение 1,3 0,9  
Прочие 1,05 3,15  

Таблица 1.4.2

Региональная структура предпринимательства

Экономические районы Доля в общем числе МП, %
Центральный, 30,5
в том числе Москва 20,0
Северный 2,9
Северо-западный 9,6
Волго-вятский 2,9
Центрально-Черноземный 2.7
Поволжский 9,6
Северо-Кавказский 9,8
Уральский 10,6
Западно-Сибирский 10,5
Восточно-Сибирский 5,2
Дальневосточный 5,0

Однако нельзя не заметить, что «золотой век» предпринимательства и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с дру­гими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной по­пыткой проведения ре­форм сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой ис­ключитель­но на аппарат государственной власти и управления. Попытки цен­т­рального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсекто­ра и свободными це­нами негосударственных предприятий, регламенти­ровать деятельность коммерческих предприятий, ис­пользовать рычаги налогообложения на­талкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально иной экономический курс, кото­рый воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой тера­пии. Начался новый, второй, этап и в развитии российского коммерческого предпринимательства.

1998 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми вы­сокими темпами роста числа коммерческих предприя­тий (в 2,1 раза) и численно­сти занятых в них. Этот факт носит фено­менальный характер, поскольку осуществ­ленная тогда либерализа­ция цен и введение налогового прессинга сильно подор­вали финансо­вую базу коммерческого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому уве­личению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не пре­одоленный до сих пор [24, с.47].

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число предприятий возросло в 3,4 раза. Количество предприятий в сфере сельского хозяй­ства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению фун­кционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на­родного образо­вания (2,8 раза) [24, с.48].

В то же время в 1998 году в общей структуре российского предпринимательства произошло резкое уменьшение доли предприятий в сфере материального произ­водства. На сегодняшний день это положение стало еще хуже все больше и больше предприятий в сфере материального производства становятся неплатежеспособными, т.е. фактически банкротами.

По широко распространенному мнению, модель шоковой тера­пии была мало ­конструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в ча­стности, сферы коммерческого предпринимательст­ва. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных ре­форм коммерческие предприятия продемонстрировали и свои позитивные воз­можности. Важнейшими функциями коммерческих предприятий в условиях шоковой терапии стали соци­альное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предос­тавление возможности полу­чения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое коммерческое пред­принимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовав­шихся ажиотажным спросом у российс­кого потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капи­талов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мел­кая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-эконо­миче­скую дифференциацию российского общества, группируясь в ни­шах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Дос­таточно быстро рядом с мелкими тор­говыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с «челночной» дея­тельности.

Уже к 2000 году оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической дея­тельности. Многие из возникших ранее предприятий преиму­щественно торгово-посреднической или, напри­мер, научно-консуль­тационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генериро­вать новые тенденции в развитии российского коммерческого предпринимательства. Обо­значился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, зна­чительным сокраще­нием прироста числа коммерческих предприятий. Главными причинами приостановки роста числа предпри­ятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой до­ходностью, исчерпание психологичес­ких ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоя­тельной предпринимательской деятельности [41, с.44-45].

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыноч­ной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной дея­тельности. Получил развитие процесс погло­щения предприятий. Часто наиболее рентабельные предприя­тия оказываются первой жертвой такого поглощения.

В 2000-2001 гг. коммерческие предприятия вошли в стадию более стабильной рыночной ситуации.

В 2001-2006 гг. отмечается подъем коммерческого предпринимательства, расширение видов деятельности, возобновление производства товаров народного потребления, реальное противостояние западному производителю.

Для изменения, закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста россий­ского коммерческого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятель­ности требуется активизация государ­ственной поддержки коммерческого предпринимательства на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизне­са, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятель­ности предприятий в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит пе­рейти к четверто­му этапу по-настоящему рыночного развития российского коммерческого предпринимательства.

Глава 2. Анализ экономической эффективности предпринимательской деятельности предприятия ОАО «ТНПКО»

2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «ТНПКО»

Открытое акционерное общество «Татарское научно-производственное коммерческое объединение» было образовано 1998 году. Форма собственности частная, основной вид деятельности: производство химической продукции.

Юридический адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова д.28.

Все структурные ОАО «ТНПКО» подразделения работают, слаженно, что позволяет сократить время консолидации всех подразделений.

Генеральный директор ОАО «ТНПКО» руководит всеми видами деятельности организации, принимает решения и несет за них полную ответственность, представляет ОАО «ТНПКО» и решает все вопросы. Организует деятельность, разрабатывает план работы на будущие периоды и претворяет их в жизнь. Тесно сотрудничает со всеми работниками особенно главным бухгалтером, который предоставляет ему всю финансовую информацию.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Подчиняется непосредственно директору.

В перспективе предприятие ОАО «ТНПКО» планирует расширить направления деятельности.

Компонентами функциональной системы производственного менеджмента организации являются:

1. Планирование осуществляется руководством ОАО «ТНПКО» в лице генерального директора. Нужно отметить высокую квалификацию управленческого персонала организации. Но заметно, что новая информация извне поступает крайне редко, что не позволяет оперативно реагировать на требования, формируемые рынком. Необходимо организовать на предприятии службу маркетинга.

2. Учет и контроль в организации выполняется службами бухгалтерии, финансовым отделом. Бухгалтерия организации пользуется новыми технологиями ведения бухгалтерского учета, широко использует современное программное обеспечение 1С – Бухгалтерия 7.7.

3. Мотивация в ОАО «ТНПКО» проявляется в виде стабильной заработной платы, поощрений и премий.

Управляющая система складывается из следующих компонентов:

1. Управление персоналом. Осуществление функций управления персоналом возложено на директора, который претворяет кадровую политику организации.

2. Психология менеджмента. Здесь уместен комментарий: хорошее управление хорошая работа и соответственная заработная плата.

Разработка, реализация, анализ и прогнозирование управленческого решения. Разрабатывается, как правило, генеральным директором, затем спускается директива и контролируется его выполнение.

Анализ инвестиционной привлекательности в организации производится, поскольку руководство видит в этом смысл. Принцип следующий: «Разумные вложения – повышение прибыли». Инвестиции со стороны при таком ведении дел возможны. В итоге повышается маневренность, дальнейшее развитие может осуществляться за счет собственных и заемных средств. Разрабатываются инвестиционные программы организации. Вкладывают тогда, когда появляются свободные денежные средства. Проводится оценка инвестиционной деятельности, ей уделяется особое внимание. Цель инвестиций - возможность получить доход. Как правило, перед реализацией проекта оценивается результат от его ведения, обычно это разумная экономия, связанная со снижением себестоимости. Эффект экономии повышается из-за понижения в сроках реализации проекта.

По моему мнению, у организации есть реальная возможность привлечения инвестиций, а соответственно и для развития инвестиционного менеджмента. Но для этого нужно:

- привлечь дополнительный оборотный капитал;

- откорректировать миссию ОАО «ТНПКО»;

- пересмотреть цели;

- разработать долгосрочную стратегию развития сроком от 1 до 3 лет.

Рассмотрим финансовое состояние предприятия ОАО «ТНПКО». Финансовое состояние ОАО «ТНПКО» во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены. По степени принадлежности используемый капитал подразделяется на собствен­ный и заемный. Сведения, которые приводятся в пассиве баланса позволяют определить: какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот пред­приятия долгосрочных или краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взяли средства, кому обязано за них предприятие.

Для анализа финансовых результатов деятельности предприятия используем данные плана экономического и социального развития, баланса, ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках», и другие данные бухгалтерского учета и результаты анализа других аспектов деятельности предприятия [4, c.136].

Проанализируем финансово-экономическое положение ОАО «ТНПКО», за 2004-2006 года. Были осуществлены хозяйственные операции за этот период, которые отражаются в учетных регистрах (наш пример будет содержать лишь только один баланс плюс приложения, по которым, и будет вестись вся работа).

Баланс прилагается к работе и из него берутся данные для расчета различных коэффициентов. Рассчитаем следующие коэффициенты и сделаем по ним выводы о деятельности ОАО «ТНПКО» (см. приложение 1).

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяется имеющимся в распоряжении предприятия имуществом и источниками его финансирования. Проведем анализ и оценку баланса предприятия ОАО «ТНПКО» (см. табл. 2.1.3).

Таблица 2.1.3

Наши рекомендации