Пример определения точки безубыточности
Исходные данные: рыночная цена услуги составляет 1200 руб. Переменные затраты на оказание услуги составляют 700 руб. на единицу. Объем годовых постоянных затрат организации составляет 200 тыс. руб.
Решение:
1) Определим величину покрытия (маржинальную прибыль)
2) Определим безубыточное количество услуг
Точка безубыточности в стоимостном выражении
Рассмотрим на примере влияние изменений в структуре оказанных услуг на их объем в стоимостном измерении. В таблице 5.1 приведены данные по туристской организации, позволяющие осуществить расчет влияния изменения структуры оказанных услуг на их объем (выручку). Для расчета влияния необходимо осуществить пересчет фактического объема при плановой структуре и плановых ценах услуг, а также расчет фактического объема услуг при плановых ценах.
Таблица 5.1 - Расчет влияния структурных сдвигов на объем услуг ООО «Вокруг света» за 2011 г.
Тур | Плановая цена за тур, руб. | Объем оказанных услуг, шт. | Удельный вес услуг, % | Объем услуг, тыс. руб. | Влияние структуры на объем услуг, тыс. руб. | ||||
по плану | по факту | по плану | по факту | по плану | фактически при плановой структуре | по факту | |||
7 (гр. 2хгр.3) | 8 (итог гр. 4х гр.5хгр.2) | 9 (гр.2х гр.4) | 10 (гр. 9 – гр. 8) | ||||||
А | 25,43 | 26,07 | |||||||
Б | 28,75 | 27,43 | -334 | ||||||
В | 30,02 | 31,00 | |||||||
Г | 15,80 | 15,50 | -151 | ||||||
Итого | Х | 100,0 | 100,0 |
Гр. 8 = итог гр. 4 х гр. 5 х гр. 2 = 62 90 х 0,2543 х 10000 = 15 995 тыс. руб.
Данные таблицы 5.1 показывают, что общее увеличение объема услуг по сравнению с планом составило 320 тыс. руб. (54 500 — 54 180). При сохранении плановой структуры объем услуг снизился бы на 341 тыс. руб. (53 839 - 54 180) в результате невыполнения плана по продаже туров Б и Г. Однако в результате изменения структуры услуг их объем в стоимостном выражении увеличился на 661 тыс. руб. (54 500 — 53 839). Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих услуг А и В в общем объеме услуг.
Анализ ассортимента услуг
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему услуг (продукции), но и по ассортименту (номенклатуре).
Номенклатура— перечень наименований услуг (изделий) и их кодов, установленных для соответствующих видов услуг в Общероссийском классификаторе услуг населению – ОК 002-93, утвержденном в 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями. В отношении продукции принят Общесоюзный классификатор промышленной продукции (ОКПП), действующий на территории СНГ.
Ассортимент— перечень наименований услуг с указанием объема их оказания по каждому виду.
Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой.
Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.
Товарный ассортимент характеризуется широтой(количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) исопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).
Ассортимент бывает полный, групповой и внутригрупповой.
При формировании ассортимента и структуры оказания услуг предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные услуги, а с другой — наиболее эффективное использование ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Систему формирования ассортимента составляют:
1) определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
2) оценка уровня конкурентоспособности имеющихся или планируемых услуг;
3) изучение жизненного цикла услуги, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов услуг и прекращение оказания морально устаревших и экономически неэффективных;
4) оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте услуг.
Оценка выполнения плана производства по ассортименту обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического объема оказания услуг, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий ее плановый выпуск (услуги, оказанные сверх плана или не предусмотренные планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
В таблице 5.2 приведены данные по выполнению плана оказания услуг.
Таблица 5.2 - Выполнение плана по ассортименту услуг турагентства «Вокруг света»
Страна | Объем оказания услуг в плановых ценах, тыс. руб. | Выполнение плана, % | Объем услуг, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | |
плановый | фактический | |||
Турция | 121,5 | |||
Египет | 94,1 | |||
Испания | 78,9 | |||
Чехия | 114,6 | |||
Итого | 102,4 |
Из данных таблицы 5.2 следует, что план по ассортименту продукции выполнен на 93,76% (902 : 962 х 100).
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды услуг, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие основных фондов предприятия по не зависящим от него причинам. Внутренние причины связаны с недостатками в организации процесса обслуживания клиентов, системе управления и материального стимулирования, с плохим состоянием оборудования, низкой культурой производства.
Совершенствование ассортимента фактически сводятся к проведению работ в следующих направлениях:
1) разработка принципиально новых услуг, существенно отличающихся от услуг конкурентов;
2) разработка услуг с улучшенными характеристиками по сравнению с ранее производимыми;
3) разработка новых вариантов оказания ранее осуществляемых услуг за счет модернизации или дополнительных приспособлений;
4) сокращение ассортимента оказываемых услуг или отказ от услуг, не пользующихся спросом.
Вопросы для самоподготовки по теме 8:
1) Каковы задачи и источники анализа объемов оказания услуг и продаж?
2) Какие показатели продукции (услуг) используются в анализе?
3) Какие единицы измерения продукции (услуг) Вы знаете?
4) Что Вы понимаете под безубыточным объемом продаж?
5) Что понимается под структурными сдвигами в объеме услуг (продукции)?
6) Как рассчитывается влияние структурных сдвигов?
7) Что выступает результирующим показателем и факторами при определении влияния структурных сдвигов?
8) Дайте определение номенклатуры услуг (продукции)
9) Какой нормативный документ определяет номенклатуру видов услуг?
10) Дайте определение ассортимента услуг (продукции) и его видов
11) Что такое широта, глубина и сопоставимость ассортимента?
12) Как определяется выполнение плана по ассортименту?
13) Каковы основные причины невыполнения плана оказания услуг по ассортименту?
14) Как влияет на результаты деятельности невыполнение плана по ассортименту услуг?