Пример определения точки безубыточности

Исходные данные: рыночная цена услуги составляет 1200 руб. Переменные затраты на оказание услуги составляют 700 руб. на единицу. Объем годовых постоянных затрат организации составляет 200 тыс. руб.

Решение:

1) Определим величину покрытия (маржинальную прибыль)

Пример определения точки безубыточности - student2.ru

2) Определим безубыточное количество услуг

Пример определения точки безубыточности - student2.ru

Точка безубыточности в стоимостном выражении

Пример определения точки безубыточности - student2.ru

Рассмотрим на примере влияние изменений в структуре оказанных услуг на их объем в стоимостном измерении. В таблице 5.1 приведены данные по туристской организации, позволяющие осуществить расчет влияния изменения структуры оказанных услуг на их объем (выручку). Для расчета влияния необходимо осуществить пересчет фактического объема при плановой структуре и плановых ценах услуг, а также расчет фактического объема услуг при плановых ценах.

Таблица 5.1 - Расчет влияния структурных сдвигов на объем услуг ООО «Вокруг света» за 2011 г.

Тур Плановая цена за тур, руб. Объем оказанных услуг, шт. Удельный вес услуг, % Объем услуг, тыс. руб. Влияние структуры на объем услуг, тыс. руб.
по плану по факту по плану по факту по плану фактически при плановой структуре по факту
7 (гр. 2хгр.3) 8 (итог гр. 4х гр.5хгр.2) 9 (гр.2х гр.4) 10 (гр. 9 – гр. 8)
А 25,43 26,07
Б 28,75 27,43 -334
В 30,02 31,00
Г 15,80 15,50 -151
Итого Х 100,0 100,0

Гр. 8 = итог гр. 4 х гр. 5 х гр. 2 = 62 90 х 0,2543 х 10000 = 15 995 тыс. руб.

Данные таблицы 5.1 показывают, что общее увеличение объема услуг по сравнению с планом составило 320 тыс. руб. (54 500 — 54 180). При сохранении плановой структуры объем услуг снизился бы на 341 тыс. руб. (53 839 - 54 180) в результате невыполнения плана по продаже туров Б и Г. Однако в результате изменения структуры услуг их объем в стоимостном выражении увеличился на 661 тыс. руб. (54 500 — 53 839). Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих услуг А и В в общем объеме услуг.

Анализ ассортимента услуг

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему услуг (продукции), но и по ассортименту (номенклатуре).

Номенклатура— перечень наименований услуг (изделий) и их кодов, установленных для соответствующих видов услуг в Общероссийском классификаторе услуг населению – ОК 002-93, утвержденном в 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями. В отношении продукции принят Общесоюз­ный классификатор промышленной продукции (ОКПП), действу­ющий на территории СНГ.

Ассортимент— перечень наименований услуг с указанием объема их оказания по каждому виду.

Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой.

Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Товарный ассортимент характеризуется широтой(количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) исопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Ассортимент бывает полный, групповой и внутригрупповой.

При формировании ассортимента и структуры оказания услуг предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные услуги, а с другой — наиболее эффективное использование ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Систему формирования ассортимента составляют:

1) определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

2) оценка уровня конкурентоспособности имеющихся или планируемых услуг;

3) изучение жизненного цикла услуги, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов услуг и прекращение оказания морально устаревших и экономи­чески неэффективных;

4) оценка экономической эффективности и степени риска измене­ний в ассортименте услуг.

Оценка выполнения плана производства по ассортименту обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического объема оказания услуг, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий ее плановый выпуск (услуги, оказанные сверх плана или не предусмотренные планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

В таблице 5.2 приведены данные по выполнению плана оказания услуг.

Таблица 5.2 - Выполнение плана по ассортименту услуг турагентства «Вокруг света»

Страна Объем оказания услуг в плановых ценах, тыс. руб. Выполнение плана, % Объем услуг, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.
плановый фактический
Турция 121,5
Египет 94,1
Испания 78,9
Чехия 114,6
Итого 102,4

Из данных таблицы 5.2 следует, что план по ассортименту продукции выполнен на 93,76% (902 : 962 х 100).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды услуг, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие основных фондов предприятия по не зависящим от него причинам. Внутренние причины связаны с недо­статками в организации процесса обслуживания клиентов, системе управления и мате­риального стимулирования, с плохим состоянием оборудования, низкой культурой производства.

Совершенствование ассортимента фактически сводятся к проведению работ в следующих направлениях:

1) разработка принципиально новых услуг, существенно отличающихся от услуг конкурентов;

2) разработка услуг с улучшенными характеристиками по сравнению с ранее производимыми;

3) разработка новых вариантов оказания ранее осуществляемых услуг за счет модернизации или дополнительных приспособлений;

4) сокращение ассортимента оказываемых услуг или отказ от услуг, не пользующихся спросом.

Вопросы для самоподготовки по теме 8:

1) Каковы задачи и источники анализа объемов оказания услуг и продаж?

2) Какие показатели продукции (услуг) используются в анализе?

3) Какие единицы измерения продукции (услуг) Вы знаете?

4) Что Вы понимаете под безубыточным объемом продаж?

5) Что понимается под структурными сдвигами в объеме услуг (продукции)?

6) Как рассчитывается влияние структурных сдвигов?

7) Что выступает результирующим показателем и факторами при определении влияния структурных сдвигов?

8) Дайте определение номенклатуры услуг (продукции)

9) Какой нормативный документ определяет номенклатуру видов услуг?

10) Дайте определение ассортимента услуг (продукции) и его видов

11) Что такое широта, глубина и сопоставимость ассортимента?

12) Как определяется выполнение плана по ассортименту?

13) Каковы основные причины невыполнения плана оказания услуг по ассортименту?

14) Как влияет на результаты деятельности невыполнение плана по ассортименту услуг?

Наши рекомендации