Рынка портовых услуг
Выбор конкурентной стратегии базового порта на перспективу необходимо начинать с оценки состояния конкурентного "климата" на РПУ, который складывается под воздействием факторов макро- и микросреды рынка. Эту процедуру допустимо выполнять в упрощенной постановке при условии, что достаточно четкое представление о конкурентном "климате" на РПУ дает показатель интенсивности конкуренции портов, отражающий степень их взаимного противодействия в борьбе за клиентуру, или, иначе говоря, - их конкурентную активность.
В практике бизнеса установлено, что на конкурентную активность субъектов рынка в наибольшей степени влияют два фактора; темпы роста (сворачивания) рынка за счет увеличения (уменьшения) количества потребителей и/или объемов реализации товаров; соотношение рыночных долей субъектов рынка. Установлено также, что интенсивность рыночной конкуренции изменяется по правилу: нарастает по мере снижения темпов роста рынка и выравнивания рыночных долей его субъектов; ослабевает при противоположной тенденции изменения этих показателей:
Отмеченная закономерность лежит в основе методики оценки интенсивности конкуренции на рынках разных типов. Суть этой методики характеризуется ниже в приложении к РПУ.
Методикой предусматривается определение интенсивности рыночной конкуренции портов с двух точек зрения: для некоторого (заданного) периода времени и в определенный момент времени (на конец рассматриваемого периода). Рассчитываемые при этом показатели интенсивности конкуренции портов учитывают проявление охарактеризованных в п. 2.1 факторов - темпов роста РПУ и соотношения рыночных долей портов. Первый показатель (Ip), характеризующий динамику РПУ на рассматриваемом временном интервале, находится из соотношения
,
где Тр – среднегодовой темп роста (при положительном значении) или сворачивания (при отрицательном значении) РПУ.
Величина Тр определяется по формуле
,
где – емкость РПУ соответственно в первом и последнем годах заданного периода времени.
Полученный результат комментируется с точки зрения влияния темпа роста (сворачивания) РПУ на интенсивность конкуренции портов, а в более общем смысле - на конкурентный «климат» рынка.
Из практики бизнеса известно, что диапазону изменения показателя Iр (от 0 до 1) соответствует интервал изменения темпов роста рынка от 140% до 70%, т.е. при , а при . Содержательно это означает, что при росте спроса на портовые услуги конкурентная активность портов затухает, а при падающем спросе - она стремительно нарастает.
Показатель интенсивности конкуренции портов (ID), обуславливаемой соотношением их рыночных долей, находится из выражения
,
где VD - коэффициент вариации рыночных долей портов.
Из приведенного соотношения видно, что с уменьшением коэффициента вариации (а это происходит по мере сближения значений рыночных долей портов) интенсивность портовой конкуренции повышается. И, напротив, при увеличении коэффициента вариации, когда рыночные доли портов существенно отличаются, интенсивность конкуренции портов падает до нуля.
Величина коэффициента вариации VD находится по формуле
,
где и sD - соответственно, среднее арифметическое значение и среднеквадратическое отклонение рыночных долей портов.
Значение показателя рассчитывается в п. 2.1., а величина sD определяется из выражения
Полученный результат комментируется, как и в случае показателя IР, но теперь уже с точки зрения влияния на конкурентный «климат» РПУ соотношения рыночных долей портов. Из формулы для определения ID видно, что с увеличением коэффициента вариации рыночных долей портов (от 0 до 1) показатель портовой конкуренции изменяется в противоположном направлении (от 1 до 0), т.е. при , а при .
В заключение необходимо привести обобщающую оценку конкурентного «климата» на РПУ с учетом совокупного проявления факторов темпа роста (сворачивания) рынка и соотношения рыночных долей портов.