Методика подготовки к семинарским занятиям
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Экономико-правовой факультет в г. Симферополе
ПЛАНЫ, ЗАДАНИЯ
Для семинарских, практических занятий
И методические рекомендации к ним
По учебной дисциплине
«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС»
для студентов 4 курса дневной формы обучения
Специальность – «Правоведение»
СИМФЕРОПОЛЬ
Составил: ст. преподаватель _____________ Т.Б. Дрягина
Планы, задания для семинарских, практических занятий и методические рекомендации к ним по учебной дисциплине Гражданский процесс (для студентов4 курса дневной формы обучения) по специальности – «Правоведение» обсуждены, одобрены на заседании кафедры отраслевых юридических дисциплин
от «_____»________20__ г. протокол № ____
Зав. кафедрой отраслевых юридических дисциплин к.ю.н.
Н.С. Панова
________________/инициалы, фамилия/
(подпись)
«_____»___________20___г.
Планы и задания к семинарским и практическим занятиям по учебной дисциплине "Гражданский процесс" для студентов 4 курса дневной формы обучения (7 семестра) экономико-правового факультета ОНЮА являются составной частью программы курса. Цель планов и заданий - оказать помощь студентам по обеспечению более глубокого усвоения теоретического материала, полученного ими в ходе прослушивания лекций, при самостоятельном изучении ими нормативного материала и рекомендованной литературы.
Сами планы семинарских и практических занятий и заданий к ним по своему содержанию соответствуют потребностям практической деятельности юриста. Указанные виды учебных занятий охватывают изучение гражданского судопроизводства и по своей методике позволяют преподавателю и студентам, по выбору более гибко с учетом максимальных возможностей использовать учебное время для закрепления теоретических знаний в ходе семинаров и практических занятий.
На семинарских занятиях детально изучаются основные проблемные вопросы курса гражданского процесса, а практическое решение задач составленных на основании жизненных ситуаций способствует выработке у студентов приемов и навыков работы с текущим законодательством и материалами судебной практики, Постановлениями Пленумов Верховного Суда Украины. До семинарского и практического занятий студентам необходимо ознакомиться с основной литературой, рекомендуемой по каждой теме, и дополнительными источниками.
Оценка уровня и качества овладения теоретическими знаниями и практическими навыками работы в процессе семинарских и практических занятий осуществляется по пятибалльной системе, регистрируется в соответствующем журнале и учитывается при итоговом контроле. Задания для практических занятий и самостоятельной подготовки студентов выполняются в тетради-практикуме, которая представляется для итогового контроля.
Одной из форм индивидуальной подготовки студентов является подготовка и защита докладов, фиксированных выступлений и рефератов. Тема доклада избирается студентом по согласованию с преподавателем по одному из наиболее актуальных вопросов семинарского занятия и обсуждается в процессе проведения занятия. После проведения занятия доклад представляется преподавателю в письменном виде, оформленным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям. Наиболее интересные доклады могут быть рекомендованы кафедрой к опубликованию в научных изданиях академии.
В случае, если студент по тем или иным причинам пропустил семинарское или практическое занятия, либо был неудовлетворительно аттестован на них, по каждой теме он обязан в течении семестра представить преподавателю конспекты лекций, семинарских и практических занятий с проведением собеседования по пропущенным или неудовлетворительно аттестованным учебным занятиям. Оценка отработанного материала производится по пятибалльной системе вне учебных занятий на кафедре.
Студенты, которые своевременно не отработали образовавшиеся текущие задолженности к итоговым семестровым формам контроля не допускаются.
В целях углубленного изучения материала рекомендуется предварительно изучить конспект лекций по изучаемой теме, а затем не менее двух учебников или иной основной литературы, названной к каждой теме. По возможности целесообразно ознакомиться с соответствующим материалом в других учебниках по гражданскому процессу последних лет изданий. В этой связи, следует обратить внимание на освещение всех вопросов итогового контроля знаний и рабочей программы, в пределах изучаемой темы.
Как показывает опыт, оправдывает себя практика конспектирования материала, который не был охвачен лекцией, по вопросам как семинарского занятия (заданиям для самостоятельной подготовки), так и итогового контроля знаний. Это окажет помощь (значительно сократит время) при подготовке к зачету или экзамену, защите реферата, курсовой или дипломной работы. Высокой профессиональной подготовки студенты могут добиться лишь тогда, когда они ознакомятся с проблемными вопросами теории и практики гражданского процесса. Этому способствует изучение дополнительной литературы. Она должна использоваться студентами, прежде всего при подготовке к семинарским и практическим занятиям, выполнении заданий в процессе самостоятельной подготовки. Указанных литературных источников, как правило, бывает достаточно для написания реферата. Они могут быть использованы в качестве основных источников и при написании реферата, доклада или дипломной работы.
После изучения учебной программы курса, рекомендуемой основной и дополнительной литературы и написания краткого конспекта этого материала по вопросам итогового контроля знаний в пределах темы занятия целесообразно при подготовке к семинарскому занятию составить схему или план ответа на каждый из вопросов занятия с отражением узловых моментов (дефиниций, классификаций и пр.). Применение цветных фломастеров (паст), соподчиненное подчеркивание либо схематичное или табличное изложение сути поможет последовательно, логически обоснованно и правильно ответить на основные и дополнительные вопросы. Следует избегать зачитывания со схемы (плана, краткого конспекта ответа и др.) дефиниций, классификаций или других аналогичных теоретических положений, которые целесообразно излагать по памяти.
Результаты выполнения заданий на практических занятиях или самостоятельной подготовки должны отражаться (приобщаться к ней) в специальной тетради-практикуме, предоставляемой вместе с конспектами лекций на итоговый контроль для оценки качества работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время. В тетради-практикуме должны аккуратно излагаться результаты выполнения заданий в виде конспекта самостоятельно изученных вопросов, схем, таблиц и т.п. При этом необходимо указать к какому именно занятию (№, п/п занятия и сущность задания согласно настоящим методическим указанием) выполнено задание.
Методика подготовки к семинарским занятиям
Целью семинарского занятия является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения законодательства, иных нормативных материалов и научной литературы по изучаемой сфере. Студент должен уметь анализировать нормы действующего законодательства и применять их к конкретным жизненным обстоятельствам, знать современные тенденции развития гражданского судопроизводства и уяснить основные проблемы науки гражданского процесса.
Семинарское занятие одновременно служит и средством проверки знаний студентов, а также отработки навыков самостоятельного изучения гражданского процесса, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать усвоенный материал. В процессе выступления на семинарском занятии студенты должны продемонстрировать умение выделять основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений. По всем темам семинарских занятий дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию (по выбору студента 1-2 учебника, 1-2 статьи, монографии и нормативные акты).
Начинать подготовку к семинарским занятиям надо с уяснения содержания вопросов, стоящих в плане занятия, что может определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и точного ответа. Далее целесообразно обратиться к конспекту лекций и действующему гражданскому процессуальному законодательству Украины, к постановлениям Пленумов Верховного Суда Украины. Для более углубленного усвоения законодательства, уяснения его особенностей рекомендуется знакомиться с соответствующими нормами и гражданского процессуального закона РФ и постановлениями Пленума Верховного Суда России, а также развитых Европейских государств и США.
Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях и только после этого, когда уже имеется необходимая теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной дополнительной литературы, содержащей информацию по вопросам темы. Для более глубокого усвоения материала, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя при подготовке к семинару студентам необходимо вести конспект в отдельной, специально для этого предназначенной тетради. Такой конспект может быть в форме письменного плана ответов по каждому вопросу темы, а иногда и кратким ответом, подкрепленным ссылками на нормативные материалы или литературу. Это поможет при выступлении на семинаре. В той же тетради следует записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятии.
Если студент не подготовился к семинарскому занятию или пропустил его по какой-то причине (в том числе и по болезни), он обязан во внеурочное время отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятие.