Проектирование продольного профиля автомобильной дороги
4.1 Установление руководящей рабочей отметки
Руководящая рабочая отметка – это минимальная величина насыпи, при которой обеспечивается требуемая работоспособность земляного полотна и рабочей одежды, и нормируемая природно-климатическими и геофизическими факторами.
Высота насыпи определяется по формуле:
Нрук =hs + Dh + a м (13)
где hs - расчетная высота снежного покрова в месте, где возводится насыпь, с вероятностью превышения 5%. hs= 0,5 м.
Dh - возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снежного покрова, необходимое для выполнения условий по ее снегонезаносимости, м,Dh=0,6 м.
Iо - поперечный уклон обочины, 40‰
I - поперечный уклон проезжей части, 20 ‰
В - ширина проезжей части, м. B = 7 м.
Данные по руководящим отметкам сведены в таблицу 4
Таблица 4 - Данные по руководящим отметкам
Участок ПК+ | Руководящая отметка, м | Примечание | |||||
h рук | h рук | h рук | hд.о. | h min | h рук | ||
ПК0-ПК13+90 | 1,27 | - | - | 0,6 | 1,0 | 1,27 | h=0,5 |
4.2 Назначение контрольных точек
Контрольная точка - это точка с заданной отметкой или уклоном на продольном профиле трассы, через которую должна пройти проектная линия. Контрольные точки бывают жёсткими и гибкими. К контрольным точкам относятся: начало и конец трассы, точки пересечения с существующими автомобильными или железными дорогами в одном или двух уровнях, места пересечения крупных водотоков, места укладки водопропускных труб, пересечения с ЛЭП, отметка проезжей части моста.
Таблица 5 - Контрольные точки
№ п/п | Пикетное положение | Проектная отметка, м | Примечание |
ПК0 | 149,28 | Начало трассы | |
ПК1+05 | 147,9 | Пересечение с р. Голубая | |
ПК9 | 147,2 | Труба | |
ПК15 | 141,78 | Конец трассы |
4.3 Расчет проектной линии
Для графического исполнения продольного профиля определяем высотное положение точек поверхности трассы на пикетах и плюсовых точках.
При этом учитываем:
Наименьшие радиусы кривых:
- в плане: 600 м
- в продольном профиле: 10000 м – выпуклы; 3000 м – вогнутых
Пример расчета:
h= i2R/2, (14)
где h-превышение вершины кривой над началом кривой и расстоянием
R-радиус кривых
i- уклон, 20‰
h=(0,02)2*25000/2=5,00 м
Находим длину вертикальной кривой:
l=i*R (15)
l=0,02*25000=500
Зная отметку начала кривой и превышение вершины определяют отметку вершины кривой:
Hв =Hнк + h, (16)
где Hнк - отметка начала кривой; h-превышение
Hв=149,20+5,00=154,20
Зная отметку вершины кривой определяют отметку любой точки в пределах кривой:
Нi= Hв±l2/2R, (17)
где l- расстояние от вершины кривой до точки;
Hв- отметка вершины кривой;
±l2/2R- превышение вершины кривой;
Нi=154,20-4002/50000=151,00
Знак « + » принимают для вогнутых кривых, « - » для выпуклых.
Отметку конца вершин кривой определяем аналогично.
4.4 Проектирование системы водоотвода
При проектировании придерживаются следующих требований:
- канавы предусматривают при высоте насыпи до 2 метров; в выемке канавы устраивают всегда;
- продольный уклон канавы - не менее 5‰, поперечное сечение канавы принимают для песчаных грунтов - треугольное;
- для отвода воды из канав через каждые 300-400 метров устраивают поперечные водосбросы;
- на косогорных участках допускается устройство только нагорных канав.
Таблица 6 - Таблица привязки водоотводных канав
Пикетажное положение | Отметка начала канавы, м | Отметка конца канавы, м | Уклон, ‰ | Тип укрепления |
ПК4+50 - ПК5 | 151,35 | 152,02 | Без укрепления | |
ПК5 - ПК5+50 | 152,02 | 151,35 | Без укрепления | |
ПК11+50 - ПК13+50 | 146,27 | 145,21 | 5,3 | Без укрепления |
4.5 Выбор типов поперечных профилей земляного полотна
Поперечный профиль - изображение дороги, рассеченное вертикальной плоскостью, перпендикулярной к оси дороги. Выбор типа поперечного профиля земляного полотна обуславливается: категорией дороги и высотой насыпи или глубиной выемки, наличием боковых резервов и канав, типом применяемых грунтов для устройства земляного полотна, поперечным уклоном поверхности земли, типом грунтов основания земляного полотна, а также другими специальными условиями.
Для III категории принимаем основные характеристики:
- поперечный уклон проезжей части 20‰ , обочины - 40‰;
-основные элементы дороги:
-ширина земляного полотна -10м, проезжей части - 7м, обочины -2,5 м;
Таблица 7 - Привязка типовых поперечных профилей:
Типовой поперечный профиль | с ПК+ | по ПК+ | Примечание |
Тип 7а | ПК11+50 | ПК13+50 | Выемка |
Тип 1 | ПК4+50 | ПК5+50 | Насыпь |
Тип 3 | ПК0 ПК5+50 ПК13+50 | ПК4+50 ПК11+50 ПК15 | насыпь до 6-ти м |