Виды и типы финансового регулирования экономики
Мировая практика, исходя из применяемых регуляторов, выделяет две сложившиеся модели финансового регулирования - кейнсианскую и неоклассическую. Модель, в которой преобладают финансовые методы регулирования, называют кейнсианской экономической политикой. Политика, основанная на денежно-кредитном механизме регулирования, получила название монетаризма.
1. Кейнсианская концепция утверждает, что для рыночной экономики не характерно рыночное равновесие, способное обеспечить полную занятость. Это объясняется склонностью к сбережению части доходов и преобладанию совокупного предложения над совокупным спросом. Поскольку преодолеть склонность к сбережению не реально, государство вынуждено регулировать экономику для воздействия на совокупный спрос посредством увеличения денежной массы, снижения процентных ставок, стимулирования инвестиционной деятельности. Недостаточный спрос компенсируется бюджетным финансированием и общественными работами.
Основные идеи теории Кейнса заключаются в следующих положениях:
- Проблемы расширенного воспроизводства должны обеспечиваться не предложением ресурсов, а расширением спроса, который обеспечивал бы реализацию этих ресурсов.
- Рыночная экономика не способна к саморегулированию, а потому вмешательство государства - это неизбежность.
- Проблемы макроэкономического равновесия для избежания кризисов перепроизводства необходимо решать путем обеспечения равновесия между потребителем и производителем, между занятостью и доходом.
Основным инструментом регулирования признается бюджетная политика, призванная обеспечить занятость рабочей силы и производственного оборудования.
Была выстроена следующая логическая цепочка. В случае сокращения покупательского спроса происходит и сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства приводит к разорению мелких производителей, массовых увольнений работников крупными предприятиями, масштабной безработице. В свою очередь, безработица способствует снижению доходов населения как основных покупателей. А это усиливает дальнейшее снижение спроса на товары и услуги, что приводит к хронической депрессии.
В качестве выхода из этого замкнутого круга и оживления национальной экономики Кейнс настаивал на необходимости вмешательства государства, поскольку массовый потребитель не в состоянии этого сделать. В случае если государство предъявит и оплатит крупный заказ предприятиям, то они наберут дополнительную рабочую силу, что приведет к росту потребительских расходов и росту совокупного покупательского спроса. Это будет способствовать росту совокупного предложения товаров и услуг и общему оздоровлению экономики.
Идеи Кейнса получили широкое распространение и признание. Э. Х Хансен (США) использовал коэффициент мультипликатора в теории экономического цикла, сформулировав вывод, что, увеличивая расходы в периоды спада производства в период кризиса и сокращая их в периоды «перегрева экономики», государство может влиять на экономику и сглаживать циклические колебания занятости и производства.
Придерживаясь этой теории, развитые страны строили свою экономическую политику на протяжении 25 лет вплоть до середины 1970 гг., когда начался нефтяной кризис.
Однако последний мировой финансовый кризис 2008 года показал, что, несмотря на отрицание или игнорирование некоторых положений кейнсианства, меры, предпринятые большинством стран для его урегулирования, были преимущественно кейнсианскими.
2. Сущность теории монетаризма заключается в том, что темп роста денежной массы определяет уровень производства, цен, безработицы и другие экономические параметры.
Представители монетаризма считают наиболее эффективным воздействие на экономику через финансовую политику. Они утверждают, что частная собственность, как изначально более стабильная, должна противостоять решениям правительств, как основному источнику нестабильности экономики, посредством устойчивых правил финансовой политики. Значительное место в высказываниях представителей монетаризма занимает теория рациональных ожиданий, обосновывающая, что инфляционные ожидания выступают серьезным фактором ускорения инфляции.
Основные положения монетаризма заключены в следующих положениях:
1. Роль государства в регулировании экономики должна быть ограничена лишь контролем над денежной массой и денежным обращением.
2. Рыночное хозяйство является саморегулирующей системой, поэтому все диспропорции связаны с избыточным вмешательством государства в экономику.
3. Денежная масса воздействует на расходы потребителей, предприятий. Рост массы денег увеличивает рост производства, а при полной загрузке мощностей приводит к росту цен и инфляции.
4. Инфляцию следует подавлять всеми возможными средствами, даже и за счет сокращения социальных программ.
5. Темп роста цен должен происходить в зависимости от уровня ожидаемой инфляции и темпа прироста общественного продукта.
6. Диспропорции в рыночном хозяйстве возникают в результате внешнего вмешательства.
7. Число государственных регуляторов следует сократить до минимума, снизив или исключив налоговые, бюджетные регуляторы.
8. В качестве главного регулятора используются «денежные импульсы», т. е. регулярная денежная эмиссия, объем которой должен соответствовать темпу прироста ВВП.
9. Отказ от проведения краткосрочной денежно-кредитной политики в пользу долгосрочной, рассчитанной на постоянное воздействие на экономику.
Согласно этой теории динамика ВВП определяет спрос на деньги, тогда как функция спроса на деньги остается стабильной. Предложение денег не является стабильным, так как зависит от действий правительства, которые сложно предсказать. В долгосрочном периоде реальный объем ВВП остановит свой рост, и потому при изменении предложения денег это не будет никак на него влиять, кроме как влияния на уровень инфляции. Этот принцип получил название нейтральности денег.
Данный принцип был закреплен в монетаристском правиле, которое гласит, что предложение денег должно увеличиваться с такой же скоростью, с какой растет и реальный ВВП. С точки зрения представителей монетаризма постоянно растущее предложение денег будет поддерживать расширяющийся спрос, не увеличивая при этом инфляцию. Соблюдение этого правила позволит устранить непредсказуемое воздействие антициклической денежно-кредитной политики.
Это правило вызвало серьезные возражения со стороны оппонентов - кейнсианцев, которые считали, что не следует отказываться от проведения активной денежно-кредитной политики в силу того, что скорость денег не стабильна, а постоянный рост предложения денег может вызвать значительные колебания совокупных расходов, оказывая дестабилизирующее воздействие на экономику.
Практика использования этих моделей финансового регулирования показала, что наиболее эффективным является сочетание двух этих моделей регулирования экономики. Особенности того или иного периода и стоящие задачи определяют применение либо монетарной либо кейнсианской модели финансового регулирования экономики. Если экономика находится в состоянии замедления роста и депрессии, дополняющейся массовой безработицей и социальной напряженностью в обществе, то используется кейнсианская модель регулирования, позволяющая провести структурные изменения в экономике. Если же экономика находится в состоянии инфляции или стагфляции, нестабильности денежного обращения и национальной валюты, хронического бюджетного дефицита, то преобладает неоклассическая (монетарная) модель регулирования. Однако кризис в экономике обычно приводит к смене моделей регулирования, т. е. им присуща циклическая взаимозаменяемость.
Следовательно, финансовое регулирование государством экономики зависит от колебаний конъюнктуры. При этом при кейнсианской модели осуществляется воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости от фазы экономического цикла, в то время как монетаристская модель предполагает борьбу с экономическим циклом как единым целым.
Формами финансового регулирования принято обозначать процессы, которые протекают в перечисленных видах. Так, в бюджетном виде регулирования формой является финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом виде формами выступают прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.
Выделяют три формы финансового регулирования:
1. Прямая (административная) форма регулирования, т. е. прямое воздействие, которое осуществляется посредством нормативно-законодательных актов, ограничений, лимитов и прочих мер. При прямом финансовом регулировании предусматривается непосредственное воздействие на конкретный объект. К примеру, субъектам малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям предусмотрены налоговые льготы в рамках программ поддержки малого предпринимательства или осуществление государственных и муниципальных заказов некоммерческим организациям. Прямое воздействие на экономические процессы осуществляется посредством: взимания прямых федеральных налогов; финансирования расходов за счет средств бюджета развития; применения сниженных или повышенных ставок налогов и платежей, уплачиваемых в бюджет или внебюджетные фонды; изменения размеров нормативов государственных расходов; штрафов, пени за нарушение финансовой дисциплины. Все это воздействует на доходы субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка.
2. Косвенная (экономическая) форма регулирования, т. е. непрямое, косвенное воздействие с использованием финансовых регуляторов, направленных на создание соответствующих условий для функционирования субъектов экономики. Косвенные формы регулирования включают косвенное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Косвенное финансовое регулирование осуществляется опосредованно, через воздействие на другие объекты. Например, для оказания финансовой поддержки сельхозпроизводителям в налоговом законодательстве могут предусматриваться более низкие ставки налогов для финансово-кредитных институтов, обслуживающих фермеров и сельхозпроизводителей. Может использоваться и перекрестное субсидирование, когда эффект от государственной помощи получает субъект хозяйствования, не являющийся объектом финансового регулирования. В частности, в рамках мер поддержки государством сельхозпроизводителей им выделяются субсидии из бюджета для приобретения на льготных условиях сельхозоборудования. Машиностроительные предприятия при этом включают сумму субсидии в цену своей продукции, в результате поддержка оказывается не сельхозпроизводителям, а изготовителям оборудования для сельского хозяйства.
3. Смешанная форма регулирования. К смешанным формам финансового регулирования относят: местные налоги и сборы, неналоговые платежи в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности, нормативы формирования и использования внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций. Конкретные виды доходов и расходов государства, методы аккумулирования и распределения вместе с процедурой предоставления характеризуют приемы финансового регулирования, а конкретные принципы взимания средств и предоставления финансирования определяют характер этого влияния. Финансовое законодательство и органы, уполномоченные осуществлять регулирование, обеспечивают организационные возможности для проведения финансового регулирования. В составе типов финансового регулирования выделяют такие составные части, как финансовые, ценовые, кредитные, валютные, оплата труда.
К видам финансового регулирования относят следующие:
- налоговое;
- бюджетное;
- государственно-кредитное;
- таможенно-тарифное;
- валютно-финансовое;
- внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т. д.).