Механизмы реализации инновационной политики
Основные причины, тормозящие развитие высокотехнологического сектора отечественной экономики, следующие:
· отсутствие возможностей у предприятий и организаций получения заемных средств, адекватных по срокам и процентным ставкам, для реализации ими программ и проектов в высокотехнологическом секторе промышленности;
· неготовность большинства предприятий к жесткой конкурентной борьбе с иностранными фирмами, как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Остальные проблемы носят производный от этих двух характер.
Исходя из изложенного, предполагаются следующие механизмы развития данных предприятий:
· государство либо должно самостоятельно выделять из бюджета средства для кредитования инновационных программ и проектов, либо создать такие условия для кредитующих организаций, когда им было бы выгодно предоставлять кредиты для реализации данных программ и проектов на сроки до пяти и более лет с процентной ставкой не выше 8-10% годовых;
· проведение технического аудита предприятий и организаций ОПК, предусматривающие комплексную оценку их интеллектуальных ресурсов и оказание содействия по внедрению данных ресурсов на платежеспособных отечественных и внешних секторах рынка.
Основным фактором, ограничивающим изобретательскую активность, является сегодня не столько способность инженеров и предпринимателей выступать с новыми идеями, сколько их возможность быть в курсе последних достижений в областях применения инноваций, лежащих за пределами их узкой специализации, а также умение воспользоваться полученными знаниями. Именно эту функцию и реализуют специальные структуры инновационного бизнеса – технологические брокеры. Примером удачной организации структур национального технологического брокера могут служить Британская технологическая группа (Великобритания) и правительственное агентство АНВАР (Франция).
Эти проблемы не могут быть решены без государственной поддержки, так как в ближайшей перспективе многие наукоемкие технологии останутся невостребованными на внутреннем рынке и с ними будет трудно пробиться на внешний. Поэтому важным принципом государственного воздействия в перспективе должен стать тщательный отбор и поддержка нескольких стратегических направлений развития, обеспечивающих продвижение вперед широкого спектра связанных машиностроительных технологий и технологий отраслей-потребителей.
Ориентируя значительную часть продукции наших передовых отраслей на внешний рынок, в большинстве случаев нецелесообразно создавать исключительно экспортно-ориентированные производства, как это делали в свое время не только «четыре дракона», но и Германия, Япония, и ряд других стран, добившихся крупных успехов в экономическом развитии. Причина тому – наличие огромного рынка, в наполнении которого заинтересованы и мы сами, и наши зарубежные партнеры. Поэтому сейчас для нас в каждом конкретном случае стоит задача определения оптимального соотношения между долей продукции, ориентированной на экспорт и предназначенной для внутреннего потребления, выпускаемой одними и теми же предприятиями. Это важно как для нас самих, так и для зарубежных инвесторов.
Только когда продукция лучшей части российской промышленности сразу же будет ориентирована и на внешний, и на внутренний рынки, мы можем надеяться на то, что внутренний рынок постепенно заполнится продукцией высокого качества. В результате при этапном раскрытии нашей экономики для массового импорта эта продукция будет конкурентоспособной, и тем самым угроза разорения наших производителей перед лицом конкурентов-экспортеров будет меньшей, чем в иных условиях.
В целом следует иметь в виду, что без протекционистских мер по защите отечественных производителей нам не обойтись.
Региональный аспект
В Российской Федерации, по оценкам экспертов необходимо:
· увеличить долю работающих на средне- и высокотехнологичных производствах и долю работающих в секторе высокотехнологичных услуг более чем в 2,5 раза;
· увеличить бюджетное финансирование исследований и разработок в 1,99 раза;
· количество патентов, используемых в высокотехнологичных отраслях, в расчете на один миллион жителей увеличить минимум в 1,86 раза;
· венчурное инвестирование в технологические фирмы увеличить в три раза;
· количество пользователей Internet на 100 жителей увеличить более чем в 7 раз;
· объем рынка информационных технологий увеличить в 5 раз;
Вместе с тем, в обозримой перспективе в России неизбежно сочетание активного инновационного развития, предполагающего реализацию на мировых рынках собственных инновационных разработок, и «имитационного», базирующегося на освоении и адаптации зарубежных нововведений, их постепенном внедрении в собственную инновационную систему.
Необходимо при этом учитывать и тот факт, что субъекты РФ существенно различаются по экономическому, природно-ресурсному и научно-техническому потенциалу, по уровню социально-экономического развития. Ситуация в России принципиально отличается от ситуации в ЕС, где такие региональные различия по планам его развития не должны превышать 25 процентов.
Для каждого региона (или группы регионов) России требуется индивидуальный подход к решению проблем инновационного развития.
В каждом регионе или группе регионов должны быть созданы национальные региональные инновационные системы, а на федеральном уровне инновационная система, соответствующая задачам макроэкономической политики. Федеральная и региональные системы сформируют единую Российскую инновационную систему.
Существует ряд объективных причин, определяющих повышение роли региональных органов управления в развитии научно-технической деятельности.
Во-первых, инновационная деятельность по природе своей тяготеет к децентрализованному управлению. Региональные звенья управления лучше приспособлены к решению задач.
Во-вторых, на региональном уровне на основе существующих неформальных контактов и общих интересов, объединяющих различные организации и местные власти, как правило, полнее обеспечивается необходимое взаимодействие между образованием, наукой и высокотехнологичным производством, соединение образовательного, научного и промышленного потенциалов, являющееся ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке.
Предлагается в этой связи создать Российскую двухуровневую (федерально-региональную) инновационную систему как систему генерации и поддержания инновационных процессов, действующую в рамках реализации инновационной политики государства.
Основная цель системы – обеспечение условий для устойчивого развития экономики страны на основе интенсификации инновационной деятельности.
Для достижения этой цели, прежде всего, должна быть разработана и законодательно утверждена федерально-региональная инновационная политика, предусматривающая приоритетное развитие научно-технического комплекса страны и высокотехнологической промышленности.
Омский регион окончательно сделал ставку на развитие малого и среднего инновационного бизнеса как опорного элемента долговременного комплексного инновационного развития Омской области.
Заключение
Проводимые в последние годы экономические и инновационные форумы по проблемам развития экономики России выявили национальную ключевую идею, глобальную и в то же время реалистичную, понятную всем, способную овладеть массами и вызвать всенародный порыв. Такой идеей является прорывное развитие Сибири и Дальнего Востока на новой инновационно-технологической основе создания конкурентоспособной продукции, через широкое транспортное освоение восточных и северных территорий чрезвычайно богатых природными ресурсами. Известно, что только дороги и транспорт «пробуждают пространства», преобразовывают и «вдыхают в них жизнь».
Предлагаемая Концепция «Омской модели инновационно-индустриального стратегического развития Сибири на основе межгосударственного сотрудничества» (шифр «Омский Локомотив-М») предполагает все вышеуказанное реализовывать на территории Омской области в полном соответствии с ее научно-техническими и производственными возможностями, в виде экспериментальной оптимизационной модели национальной инновационной модели России. Развивая свой регион и отрабатывая на своем примере механизм реализации всей государственной Программы инновационно-индустриального развития Сибири и России в целом в ХХI веке, мы планируем довести уровень жизни его населения до мировых стандартов.
Вопросы и задание
1. В чем суть концепции «Омский локомотив – М»?
2. Приведите причины, объясняющие для чего необходимо инновационное развитие региона?
3. Можно ли использовать опыт инновационного развития Омской области для Брянской области? Какой?
4. Разработайте план программы перехода Брянской области на инновационный путь развития?
Заключение
Данное учебно-методическое издание подготовлено с целью детально познакомить всех обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» с методом учебных конкретных ситуаций – методом ситуационного менеджмента.
Условия и содержание деловой активности, сложившиеся в нашей стране, требуют от будущих государственных служащих новых качеств и специальных навыков. Это особенно важно в рамках проводящейся в настоящее время в стране и субъектах федерации административной реформы, целью которой является повышение эффективности деятельности органов государственной власти, а значит и качества оказываемых государственными служащими услуг населению.
Использование кейс-метода в обучении позволяет, во-первых, интегрировать обучение в контексте предмета изучения, во-вторых, идентифицировать и решать конкретные проблемы, в-третьих, позволяет студенту становиться активным творцом знаний, решений, в-четвертых, переложить контроль за учебным процессом с преподавателя на самих обучающихся.
Список использованной литературы
1. Виханский О.С. Российский менеджмент: Учебное пособие для вузов / О.С. Виханский, А.И. Наумов, А.М. Зобов. Кн.1. Ситуационное обучение менеджменту / ГАУ. – М.: 1997. – 148 с.
2. Лобанов В.В. Региональные и муниципальные программы / В.В. Лобанов, Л.В. Попова. Кейсы: Учебное пособие / ГУУ. – М., 2002.- 176 с.
3. Типология субъектов Российской Федерации с точки зрения регионального развития / Под ред. В.В. Климанова. – М.: ИРОФ, 2007. – 208 с.
4. Сборник материалов Круглого стола в Совете Федерации Федерального Собрания РФ «Инновационное развитие регионов», 21 апреля 2005 г. /Под ред. П.С. Федирко, В.Н. Тренева, В.А. Ирикова, С.В. Седова. – М., 2006
5. Электронный ресурс www.regions.extech.ru
Содержание
Введение | |
Рекомендации по проведению практического занятия методом кейс-стади | |
Кейс 1 «Типология регионов как инструмент новой региональной политики» | |
Кейс 2 «Социально-экономическое развитие города-наукограда Обнинска» | |
Кейс 3 «Формирование региональной промышленной политики и управление ее реализацией (на примере опыта Владимирской области)» | |
Кейс 4 «Общественные финансы» | |
Кейс 5 «Городские инвестиции» | |
Кейс 6 «Социальные инвестиции компании ГМК «Норильский никель» | |
Кейс 7 «Особая экономическая зона «Казинка» | |
Кейс 8 «Омская региональная модель инновационного развития «Омский локомотив-М» | |
Заключение | |
Список использованной литературы |
КОВАЛЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ
САЛОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
Региональная экономика и управление
Сборник учебных конкретных ситуацийк практическим занятиямстудентов Vкурса, обучающихсяпо направлению 080504 - «Государственное и муниципальное управление»
Лицензия НД №14185 от 6.03.2001 г.
Формат 60x94 1/16. Тираж 30 экз. Печ.л. – 5,4. Бесплатно.
Брянская государственная инженерно-технологическая академия
241037 г.Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, редакционно-
издательский отдел. Подразделение оперативной печати
Подписано к печати ___ ________2008 г
[1] В скобках указан индекс физического объема, т.е. отношение объема к объему предыдущего года без учета инфляции.