Общемировые тенденции развития высшего образования

С 50—60-х гг. во всех странах мира стали уделять больше внимания вопросам высшего образования.

В 1960 11-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. По предложению СССР ЮНЕСКО совместно с рядом других международных организаций (Международная ассоциация университетов, Между­народная ассоциация профессоров и доцентов и др.) проводит большую работу по установлению эквивалентности аттестатов зрелости, дипломов и ученых степеней в международном плане. В1963 г. по решению 12-й сес­сии Генеральной конференции ЮНЕСКО создан Международный ин­ститут планирования образования (Париж). С 1966 г. ежегодно прово­дятся совещания министров высшего и среднего специального образо­вания социалистических стран по важнейшим проблемам высшего об­разования. В 1967 г. в Вене была проведена конференция министров высшего образования европейских стран по вопросам демократизации высшего образования. В связи с развивающейся научно-технической революцией во многих странах разрабатываются, а в некоторых осуще­ствляются реформы высшего образования.

Приложение 4

Стандарт № 1

Оформление рефератов, курсовых, выпускных и других письменных работ студентов

Настоящий стандарт является обязательным к использованию сту­дентами всех курсов во всех видах письменных работ.

Отклонения от стандарта не допускаются.

При подготовке настоящего стандарта использован ГОСТ 0 7.32 1- 091 1. «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Основными элементами этого государственного стандар­та, его составными частями являются: структура отчета о НИР (вклю­чая титульный лист, список исполнителей, реферат по ГОСТ 7.9-77,аннотация по ГОСТ 7.0-77, перечень сокращений, введение, основная часть, заключение, список использованных источников по ГОСТ 7.1, приложения), требования к структурным элементам отчета; правила оформления отчета.

Правила оформления студенческих письменных работ

Общие требования

1.1. Студенческая письменная работа, как правило, печатается на принтере ПЭМВ на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм, такими форматами также считаются все форматы, нахо­дящиеся в пределах от 203x288 мм до 210*297 мм).

Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах фор­мата A3.

Текст работы печатается с количеством знаков в строке 60-75, с межстрочным интервалом, позволяющем разместить 40 строк на стра­нице. При компьютерном наборе текст печатается шрифтом 13—14 пунктов. Высота строчных букв, не имеющих выступающих элементов, должна быть не менее 2 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентиро­вания внимания на определениях, терминах, теоремах, важных особен­ностях, применяя шрифты разной гарнитуры, выделения с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и пр.

Текст студенческих письменных работ следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое — не менее 30 мм, правое — не менее 10 мм, верхнее — не менее 15 мм, нижнее — не менее 20 мм.

Объем студенческой письменной работы, как правило, не должен превышать 20-23 страниц для курсовых работ, а для выпускной — 40 — 50 страниц текста, оформленного в соответствии с п. 1.1 (исключая иллюстрации, таблицы и список использованных источников).

1.2. Студенческая письменная работа в виде доклада должна иметь объем 12—24 страниц (исключая иллюстрации, таблицы, список источ­ников). Текст печатается в соответствии с требованиями п. 1.1.

1.3. Шрифт печати должен быть четким, лента — черного цвета средней жирности. Плотность текста работы должна быть одинаковой.

В письменной работе допускается вписывать отдельные слова, формулы, условные знаки чернилами, тушью, пастой только черного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

1.4. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления письменной работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами.

1.5.Распечатки с ЭВМ иллюстраций должны соответствовать фор­мату А4. Распечатки включаются в общую нумерацию страниц и поме­щаются в приложении. Текст основной части письменной работы делят на главы, раз­делы, подразделы, пункты.

1.6.Заголовки структурных частей письменной работы «ОГЛАВ­ЛЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕ­НИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ (АН­НОТАЦИЯ)", «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатают прописными буквами в середине строк. Так же печатают заголовки глав.

Слово «ГЛАВА» перед заголовком главы как в тексте, так и в оглав­лении может не употребляться. Заголовки разделов печатают строчны­ми буквами (кроме первой прописной), располагая их в середине строк.

Заголовки подразделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголо­вок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой.

Заголовки пунктов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) в разрядку или с использованием шрифтового выделения (полужирный шрифт, курсив), с абзаца в подбор к тексту.

В конце заголовка, напечатанного в подбор к тексту, ставится точ­ка. Для заголовков могут использоваться гарнитуры шрифта, отличные от гарнитуры основного текста.

1.8. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пунк­та) и текстом должно составлять 2—3 межстрочных интервала, с кото­рым напечатан сплошной текст. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в 1,5-2 меж­строчных интервала. Расстояние между заголовком и текстом, после которого заголовок следует, рекомендуется делать несколько больше, чем расстояние между заголовком и текстом, к которому он относится.

1.9. Каждую структурную часть следует начинать с нового листа.

Нумерация

2.1. Нумерация страниц, глав, разделов, подразделов, пунктов, ри­сунков, таблиц, формул, приложений дается арабскими цифрами без знака.

2.2. Первой страницей письменной работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц.

На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют на верхнем поле в правом углу без точки в конце.

2.3.Оглавление, перечень условных обозначений, введение, общую характеристику работы, заключение и список использованных источни­ков не нумеруют. Номер главы ставят после слова «ГЛАВА», после номе­ра точку не ставят, затем со следующей строки приводят заголовок главы. Если слово «ГЛАВА» не используют, то номер главы ставят перед заголовком, после номера ставят точку и перед заголовком оставляют пробел.

2.4.Разделы нумеруют в пределах каждой главы. Номер раздела со­стоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точ­кой. В конце номера раздела должна быть точка, например: «2.3.» (тре­тий раздел второй главы). Затем идет заголовок раздела.

2.5.Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер под­раздела состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, разделенных точками. В конце номера должна быть точка, например: «1.3.2.» (второй подраздел третьего раздела первой главы). Затем идет заголовок подраздела.

2.6.Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого под­раздела. Номер пункта состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, пункта, разделенных точками. В конце номера должна быть точка, например: «1.4.2.3» (третий пункт второго подраздела четвертого раздела первой главы). Затем идет заголовок пункта. Пункт может не иметь заголовка.

2.7.Иллюстрации (ксерокопии, распечатки принтера компьютера, фотографии, рисунки, чертежи, схемы, графики, карты) и таблицы сле­дует располагать в письменной работе студентов на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на
следующей странице.

Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных лис­тах, включают в общую нумерацию страниц.

Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу и располагают после упоминания в тексте или в приложении.

2.8. Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют последова­тельно в пределах главы.

Стандарт №2

Наши рекомендации