Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
1. Сведения о принятых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям).
За отчетный период общее количество проверок, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, составляет 2 949 (в первом полугодии 2015 года – 1 875), наложено административных наказаний – 6 626 (в первом полугодии – 2 372). Общая сумма наложенных административных штрафов составляет более 145 млрд. рублей (за первое полугодие 2015 года – более 68,6 млрд. рублей). Применены меры уголовного наказания по 22 проверкам
(за первое полугодие 2015 года – 9).
По результатам деятельности таможенных органов в части контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС в 2015 году.
Доначислено таможенных платежей 5779,5 млн. рублей (в первом полугодии – 2 205,6 млн. руб.лей, во втором полугодии – 3 573,9 млн. руб., рост на 62,0 %).
Довзыскано 4970,2 млн. рублей (в первом полугодии – 2 062,8 млн. рублей, во втором полугодии – 2 907,4 млн. рублей, рост на 40,9 %).
Принято 36 615 решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (в первом полугодии – 17 853, во втором полугодии – 18 762, рост на 5,1 %).
Возбуждено 1 967 дел об административных правонарушениях (в первом полугодии – 961, во втором полугодии – 1 006, рост на 4,7 %).
Штрафные санкции начислены по делам об административных правонарушениях на сумму 113,5 млн. рублей (в первом полугодии – 51,1 млн. рублей, во втором полугодии – 62,4 млн. рублей, рост на 22,0 %).
Штрафные санкции довзысканы по делам об административных правонарушениях на сумму 82,8 млн. рублей (в первом полугодии – 36,0 млн. рублей, во втором полугодии – 46,8 млн. рублей, рост на 30,0 %).
По результатам деятельности таможенных органов в части контроля страны происхождения в 2015 году.
Принято 6 121 решение об отказе в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций на сумму 478,7 млн. рублей (в первом полугодии 3 332 решения на сумму 276,0 млн. рублей, во втором полугодии – 2 789 решений на сумму 202,8 млн. рублей, снижение на 16,3 % в количественном выражении и на 26,5% в денежном выражении).
Принято 12 251 решение о восстановлении тарифных преференций после выпуска товаров на сумму 240,2 млн. рублей (в первом полугодии 4 963 решения на сумму 123,7 млн. рублей, во втором полугодии 7 288 решений на сумму 116,4 млн. рублей, рост на 46,8 % в количественном выражении и снижение на 6,1 % в денежном выражении).
Принято 2 896 решений о корректировке сведений о стране происхождения товаров. Сумма доначисленных таможенных платежей составила 12,9 млн. рублей (в первом полугодии 1 244 решений на сумму 4,8 млн. рублей, во втором полугодии – 1 652 решения на сумму 8,1 млн. рублей, рост на 32,8 % в количественном выражении и на 68,3 % в денежном выражении).
2. Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны.
Традиционный формат диалога с российскими участниками внешнеэкономической деятельности за многолетний период работы, доказавший свою высокую эффективность, – Экспертно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России (далее – Совет). Силами его участников внесено немало инициатив по совершенствованию таможенного регулирования. Многие из этих предложений были использованы при подготовке различных нормативных правовых актов.
В состав Совета вошли представители крупнейших ассоциаций и объединений, представляющие различные сферы экономики России, такие, как: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Союз производителей и импортёров, Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Аэрофлот», Российский союз нефтеэкспортеров, Российский Зерновой Союз, Ассоциация экспресс-перевозчиков и другие.
Основными задачами Совета являются в том числе разработка предложений по совершенствованию и упрощению форм и методов таможенного контроля, борьбы с нарушениями таможенных правил, совершаемыми при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также содействие осуществлению мер, направленных на единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами Российской Федерации и на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, а также потребителей ввозимых товаров. Совет является общественным консультативным органом. Деятельность Совета осуществляется в соответствии с годовыми планами, заседания проводятся ежеквартально.
Аналогичные советы созданы в региональных таможенных управлениях. Методическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится на семинарах и совещаниях с представителями бизнес-сообщества.
Информация для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей размещается на сайте ФТС России.
3. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их таможенного контроля.
В отношении таможенного контроля после выпуска товаров.
За 2015 год к таможенным органам предъявлено 722 иска (заявления) на сумму 244 593,5 млн. рублей, из которых 178 удовлетворены судом на сумму 210 235,4 млн. рублей. Основаниями для удовлетворения обращений истцов послужили:
недоказанные таможенным органом обстоятельства, послужившие основанием для принятия обжалуемых решений;
неправомерность применения таможенным органом метода определения таможенной стоимости;
непредставление таможенным органом доказательств неправомерности действий декларанта (в части определения таможенной стоимости, классификационного кода);
различное толкование положений нормативных правовых актов таможенными органами и судами;
малозначительность административного нарушения;
нарушение норм процессуального права (в рамках административного производства);
недоказанность вины (при привлечении к административной ответственности).
В отношении должностных лиц таможенных органов приняты следующие меры реагирования: служебные проверки, меры материального воздействия, индивидуально-воспитательная работа.
В отношении споров, связанных с обжалованием решений таможенных органов о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС за 2015 год (нарастающим итогом).
По состоянию на второе полугодие 2015 года в судебном производстве находилось 1 290 дел по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (по состоянию на первое полугодие – 838 дел), из них рассмотрено 723 дела (по состоянию на первое полугодие – 434 дела). По результатам рассмотрения указанной категории дел судами были приняты решения в пользу таможенных органов по 401 делу (по состоянию на первое полугодие – по 239 делам), что составляет 55,5 % от общего количества рассмотренных дел (по состоянию на первое полугодие – 55,1 %).
В отношении споров, связанных с обжалованием решений, действий (бездействия) по определению страны происхождения товаров за 2015 год (нарастающим итогом).
По состоянию на второе полугодие 2015 года в судебном производстве находилось 72 дела по стране происхождения товаров (по состоянию на первое полугодие – 49 дел), из них рассмотрено 45 дел (по состоянию на первое полугодие – 29 дел). По результатам рассмотрения указанной категории дел судами были приняты решения в пользу таможенных органов по 24 делам (по состоянию на первое полугодие – по 14 делам), что составляет 53,3% от общего количества рассмотренных дел (по состоянию на первое полугодие – 48,3 %).
В ФТС России отсутствует информация об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями постановлений Росфиннадзора по делам об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ, возбужденных таможенными органами.
С 2011 года должностные лица таможенных органов оказывают содействие при рассмотрении судами дел об оспаривании постановлений территориальных управлений Росфиннадзора по делам об административных правонарушениях, если для доказательства события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.25 КоАП РФ, требуются пояснения по особенностям совершения таможенных операций и таможенных процедур.