Стратегии горизонтальной интеграции
Реализуя определенную стратегию интеграции или кооперации, предприятие использует преимущества от такого вида совместной деятельности на практике. В экономической теории выделяют две основные стратегии: стратегия горизонтальной интеграции и стратегия вертикальной интеграции.
Суть стратегии горизонтальной интеграции - в соединении предприятий посредством объединения (слияния) или выкупа, благодаря чему образуется новое, более крупное предприятие.
Оно располагает лучшими возможностями получения кредитов (эффект синергии), обладает большей долей участия на рынке, характеризуется более высокой прибыльностью, меньшей себестоимостью продукции и меньшими затратами на осуществление маркетинга (поскольку исследования рынка или рекламная кампания проводятся только однократно, то управление ими обходится дешевле), имеет лучшую позицию при проведении торгов, конкурсов или переговоров с поставщиками и потребителями. Помимо этого, возможен рост количества предлагаемых продуктов в рамках того же самого рынка, увеличивается поток капитала (оборот), а это значит, что предприятие сможет пополнить свои основные средства, может получить патенты и доступ к материалам, имеющимся на рынке.
Основные предпосылки объединения предприятий:
1) получение дополнительных выгод и преимуществ от увеличения
объема производства и суммированного накопленного опыта;
2) увеличение долевого участия на рынке с целью достижения монополистических выгод и преимуществ;
3) снижение затрат на развитие предприятия;
4) рост финансового потенциала, который облегчает выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и дает возможность снизить затраты на проведение исследований;
5) рост эффективности (в результате снижения затрат на заключение и проведение сделок, более низких налогов и других синергических эффектов;
6) лучшее использование руководящих кадров;
7) достижение выгод и преимуществ от взаимного скрещивания технологий и изобретений без покупки лицензий.
Стратегия горизонтальной интеграции способствует увеличению эффективности деятельности фирмы. Она ведет к образованию новых знаний и умений в качестве синергического эффекта. Поскольку альянсы (союзы) часто заключаются с конкурентами, то они представляют собой одну из фирм монополистической договоренности (особенно когда это касается крупных фирм). Упомянутая стратегия полезна при международной экспансии фирм (с целью их вхождения на иностранные рынки), и в этом случае она исключительно эффективна. Для многих фирм вхождение на зарубежные рынки посредством создания акционерных или иных обществ типа совместных предприятий позволяет уменьшить затраты, неизбежные при вхождении на новый рынок, использовать накопленный опыт и достигнутое положение зарубежного партнера, а также его каналы распространения. Целью таких действий является ограничение конкуренции в выбранных областях, а также распределение между партнерами как риска, так и привлекаемого капитала.
Можно выделить ряд основных форм горизонтальной интеграции (на примере автомобильной промышленности).
Финансовые альянсы предполагают тесное техническое и торговое сотрудничество на уровне исследований и разработок продукции, формирование совместных маркетинговых и сбытовых стратегий. При полном финансовом контроле той или иной фирмы речь идет уже не об альянсе, а о чистом приобретении. Именно таким образом были созданы известные автомобильные группы. Многие из крупных фирм, например, американские "Шевроле” и “Кадиллак", немецкая "Опель" в начале XX в. были полностью независимыми.
Доступ к новым технологиям и ноу-хау, создание механизмов, позволяющих сдерживать наступление партнеров на стратегические рынки. Для достижения этих целей и чтобы сдержать натиск японских производителей на рынок США, корпорации "большой тройки" ("Форд моторз", "Дженерал моторз" и "Крайслер") приобрели пакеты акций японских фирм и создали совместные предприятия. "Форд" владеет 24,3% акций "Мазда", и его контроль постоянно усиливается не в последнюю очередь за счет назначения своих директоров. "Крайслер", владевшая 12,1% капитала "Мицубиси", в сложный для себя период в 1992 г. немного сократила участие (на 5,9%). Что касается "Дженерал моторз", то она добилась контроля над 37,5% капитала "Исузу", владеет 3,7% японской "Судзуки".
Поддержка новых производителей в развивающихся странах для формирования рынков сбыта технологий, технологического оборудования и комплектующих.Ведущие производители выступают как инвесторы для новых производителей в развивающихся странах, где они вводят новые технологии и контролируют часть капитала. Так в Малайзии "Мицубиси" при поддержке правительства осуществил крупный проект по развитию национального производства легковых автомобилей с участием местной фирмы "Протон". А последняя подписала соглашение с французской "Ситроен" об организации производства по лицензии автомобилей этой марки.
Для овладения определенными сегментами рынка с высоким уровнем конкуренции, а также в целях сокращения издержек при выпуске продукции небольшими партиями два крупных производителя могут объединиться, заключив соглашение о кооперации, создав совместные предприятия. Чтобы выйти на рынок США, японские фирмы построили совместные заводы с компаниями "большой тройки" и разработали японо-американские модели автомашин. Сотрудничество автомобилестроительных корпораций США и Японии наиболее показательно для выявления новых международных инвестиционных стратегий.
Ведущие производители кооперируются для совместного вхождения на сложные рынки третьих стран. Так, например, в свое время "Форд мотор" и "Фольксваген-Ауди" для закрепления и экспансии на рынках Аргентины и Бразилии создали группу "Аутолатина". Каждый из них контролировал по 50% капитала этой группы. Кооперационное соглашение между ними распространялось и на сферу сбыта: изделия двух производителей часто поставлялись с одинаковой скидкой.
С целью совместного производства дорогостоящих серий при достижении рентабельности у каждого партнератакже могут быть заключены отдельные соглашения. Это касается относительно небольших секторов рынков для различных моделей грузовых и специальных автомобилей, автофургонов, полно приводных автомобилей и одно-объемных автомобилей (минивэнов). Число таких совместных предприятий особенно увеличилось за последние годы в Западной Европе.
Решающее значение для экономической эффективности имеет оптимальный объем выпуска продукции в пределах каждого предприятия. При существующей технологии и организации производства он обеспечивает наивысшую рентабельность.