Структура отчета по производственной практике
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________Л.М.Капустина
«___»__________________2011 г.
Екатеринбург
Рекомендовано к изданию научно-методическим Советом Уральского государственного экономического университета
Составитель Воробьева Н.В., Камарова Т.А.
Рецензент Огурцова Ю.Н.
Общие положения, Цели и задачи практики
Данные методические рекомендации являются документом, регламентирующим процесс организации и прохождения производственной практики студентов кафедры «Экономики труда и управления персоналом». Программа производственной практики, ее этапы разработаны в соответствии с нормативными документами системы качества образования в УрГЭУ (Положение о производственной практике студентов в УрГЭУ, Рекомендации по организации и проведению практики студентов УрГЭУ) и требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению подготовки 08.01.00 – Экономика труда.
Целью производственной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения специальных дисциплин, а так же приобретение профессиональных навыков выполнения работы в области экономики труда и управления персоналом.
Основные задачи, которые должен выполнить студент на практике следующие:
ознакомиться с направлениями профессиональной деятельности экономиста по труду и приобрести практические навыки самостоятельной работы по специальности;
изучить содержание плановой и отчетной документации предприятия в сфере социально-трудовых отношений;
собрать информационно-аналитический материал для написания курсовой работы по курсу «управление персоналом».
Производственная практика организуется для студентов третьего курса после окончания летней сессии. Продолжительность практики - 4 недели, месяц прохождения: конец июня - июль. Конкретные сроки проведения практики устанавливаются вузом ежегодно в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком – в 6 семестре (с 25.06.12. по 20.07.12.). Направление студента на практику осуществляется на основе приказа, утверждаемого ректором УрГЭУ.
Студент, не выполнивший программы практики по уважительной причине, направляется на практику вторично в свободное от учебы время. Студент, не выполнивший программы практики без уважительной причины или получивший отрицательную оценку, может быть отчислен из университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном вузом.
Участники производственной практики,
Их права и обязанности
Участниками производственной практики являются: кафедра «Экономики труда и управления персоналом» в лице ответственного преподавателя за организацию практики; научный руководитель производственной практики от кафедры; руководитель практики от предприятия или организации, на базе которых организуется практика (база практики); студент, не имеющий академических задолженностей.
Научные руководители определяются кафедрой, которая распределяет количество студентов между конкретными преподавателями в зависимости от их загруженности и квалификации.
Базой практики могут быть предприятия всех организационно-правовых форм собственности различной отраслевой направленности; проектные, научно-исследовательские и образовательные организации; государственные органы федерального, регионального и муниципального уровней в социально-трудовой сфере. Рекомендуется выбирать в качестве базы практики предприятия или организации численностью более 100 человек, желательно промышленные. Практика в организациях осуществляется на основе договоров, в соответствии, с которыми указанные организации обязаны предоставить места для прохождения практики студентов. Примерная форма договора представлена в приложении 1.
Выбор непосредственных мест практики студентов на предприятии осуществляется из следующих функциональных подразделений: отдел кадров, служба управления персоналом, отдел по развитию персонала, отдел труда и заработной платы, планово-экономический отдел, отдел (бюро) по организации и нормированию труда, служба охраны труда на предприятии и другие подобные службы по управлению социально-трудовыми процессами в организации. При прохождении практики студент может работать в качестве дублера экономиста по труду, нормировщика, специалиста отдела кадров.
Руководитель практики от предприятия назначается руководством базы практики в соответствии с установленным на предприятии порядком. Руководителем может быть специалист указанных выше функциональных подразделений предприятия, имеющий высшее экономическое образование, желательно по профилю специальности «экономика труда».
Основные права и обязанности участников практики представлены ниже, в таблице.
Участник практики | Права и обязанности |
1.Ответственный преподаватель за организацию практики | Обязанности:проводит организационное собрание со студентами, где разъясняет цель и задачи практики, дает установку на самостоятельный поиск места практики (срок – март учебного года); осуществляет распределение на практику студентов, которые не могут найти базу практики самостоятельно; организует и контролирует работу по подготовке и выдаче сопроводительных документов: письмо-направление на практику, договор, дневник практики; готовит проект приказа о распределении студентов на производственную практику (за 3 недели до начала практики). Права:давать дополнительные задания студентам по программе практики; по согласованию с заведующим кафедрой не допускать на практику студентов, имеющих академические задолженности. |
2.Научный руководитель | Обязанности:осуществлять контроль над студентами, закрепленными за преподавателем; давать установку и консультацию своим студентам по выполнению программы практики; оценивать отчет по практике; сообщать о проблемных студентах ответственному преподавателю. Права:корректировать или менять стандартную программу практики у подопечных студентов. |
3.Руководитель от предприятия | Обязанности:оформить необходимые документы для прохождения практики (пропуск для входа в учреждение, инструктаж по технике безопасности и т.д.); предоставить студентам рабочие места; установить режим работы не противоречащий ТК РФ; привлекать студентов к выполнению практических работ в соответствии с обязанностями по дублируемой ими должности; консультировать студентов по вопросам выполнения программы практики; оформить характеристику на студента; поставить подписи и печати в дневнике по преддипломной практике в соответствующих графах, оценить практику; Права: поручать студентам повторное выполнение некачественно выполненной работы; перемещать студентов по рабочим местам в соответствии с программой практики; отстранять от практики студентов, нарушающих режим работы и трудовую дисциплину. |
4.Студент | Обязанности: осуществлять поиск базы практики; получить сопроводительные документы после окончания сессии у секретаря кафедры; согласовать программу практики с научным руководителем; выполнять программу практики; собрать и систематизировать материал для курсовой работы по управлению персоналом; оформить в соответствии с требованиями, сдать и защитить в сентябре отчет по практике. Права:просить выпускающую кафедру о переносе сроков прохождения практики по уважительным причинам. |
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
В данном разделе предлагается стандартная программа производственной практики, которая может быть уточнена или заменена научным руководителем студента, в связи с особенностями базы практики или в связи с привлечением студентов к научно-исследовательской работе, осуществляемой кафедрой. В этом случае, научный руководитель разрабатывает и выдает на руки студенту новую программу, оформленную в произвольной форме и утвержденную заведующим кафедрой.
Стандартная программа предполагает знакомство студентов с порядком выполнения работы по некоторым направлениям специальности «экономика труда», изучаемым в специальных дисциплинах в ходе теоретического обучения:
Дисциплина | Задание |
Организация труда | Представить организационную схему управления предприятием. Выделить на ней функциональные службы, связанные с управлением трудом (отдел кадров, отдел труда и заработной платы и т.п). Ознакомиться с функциями и задачами указанных служб на основе изучения положений о структурных подразделениях. Изучить режимы труда и отдыха, утвержденные в организации по категориям персонала (за основу взять правила внутреннего трудового распорядка). Познакомиться с организацией учета рабочего времени. На промышленном предприятии ознакомиться с оборудованием, станками, агрегатами и технологическим процессом. |
Нормирование труда | Составить перечень норм труда, применяемых на предприятии по категориям персонала. Привести пример (формулу) определения наиболее распространенной нормы. Рекомендуется выполнить задание по проведению фотографии рабочего дня или хронометража под руководством нормировщика. |
Кадровое делопроизводство | Познакомиться с журналами по учету кадров; с содержанием и правилами оформления личных дел; с организацией хранения кадровой документации. |
Управление персоналом | На основании отчетной документации предприятия составить аналитические таблицы, характеризующие профессионально-квалификационную, половозрастную и образовательную структуры кадров, а так же движение персонала. Определиться с темой курсовой работы по управлению персоналом (тема в группе не должна дублироваться), собрать материал для ее написания. |
Экономика социально-трудовых отношений | Познакомиться с методом оценки производительности и эффективности труда на предприятии. Представить динамику данных показателей за ряд лет. Рассчитать удельную трудоемкость. Изучить и описать действующую систему оплаты и премирования труда на предприятии. Познакомиться с методикой планирования ФОТ. Провести анализ структуры ФОТ и средней заработной платы по категориям персонала за 2-3 года. Познакомиться с системой социальных гарантий, установленной на предприятии. |
Охрана труда | Изучить нормативно-техническую документацию по охране труда, а так же организацию «инструктажной» работы по технике безопасности. Ознакомиться с количеством и причинами несчастных случаев на предприятии, охарактеризовать их по тяжести, количеству дней нетрудоспособности, объему компенсационных выплат. |
Для студентов, проходящих практику в службах занятости, в органах социальной защиты и других государственных органах федерального, регионального и муниципального уровней, утверждается индивидуальная программа практики, которая разрабатывается научным руководителем. Одну неделю из всего объема практики студент обязан выполнять работу в качестве дублера экономиста по труду или техника по нормированию или специалиста отдела кадров или по др. специальности в рамках «экономики труда».
ЗАЩИТА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения практики студент сдает на кафедру дневник с отметкой о сроках прохождения практики, отзыв (характеристику) руководителя практики от организации и отчет. Отчет защищается на кафедре у научного руководителя. Конкретные сроки защиты ежегодно утверждаются на заседании кафедры, ориентировочная дата – последняя неделя сентября. Студент может защитить отчет ранее установленного срока. Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Структура отчета по производственной практике.
Общий объем отчета 20 – 40 страниц. Отчет должен быть подшит в папку, и состоять из: титульного листа (приложение 2), содержания, основного текста, приложений (копии отчетных и других документов базы практики). В отчете студент должен дать краткую характеристику объекта практики, далее подробно осветить выполненную работу по блокам заданий программы практики. Если в организации не проводятся какие-либо виды работ, например, по нормированию труда в финансово-кредитной организации, то студент этот блок не изучает, указав объективную причину невозможности представления данной информации в отчете. Обязательно следует указать, какие виды работ были выполнены студентом самостоятельно (фотография рабочего дня, оформление приказов, др.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДОГОВОР №
на проведение производственной практики студентов
Уральского Государственного Экономического Университета
г. Екатеринбург « » 2012г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический Университет» в лице ректора Фёдорова М.В, действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем Университет, с одной стороны, и , именуемое в дальнейшем Предприятие, в лице , действующее на основании, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
Предмет договора
1.1 «Предприятие» руководствуясь Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (Высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008г. № 71, в целях повышения качества подготовки специалистов принимает студентов «Университета» на учебно-ознакомительную, производственную и преддипломную практики, создает условия для успешного выполнения ими плана учебно-ознакомительной, производственной (преддипломной) практик.
Обязательства сторон
2. ПРЕДПРИЯТИЕ ОБЯЗУЕТСЯ:
2.1 Принять студентов на производственную практику и предоставить им рабочие места в количестве и в сроки согласно предлагаемому календарному плану проведения производственной практики студентов. Выдерживать календарные сроки практики.
2.2 Обеспечить студентам условия безопасной работы на каждом рабочем месте. Расследовать и учитывать несчастные случаи, если они произойдут со студентами в период практики, с обязательным и своевременным извещением университета.
2.3 Назначить квалифицированных специалистов для руководства практикой студентов в цехах, отделах и лабораториях.
2.4 Предоставить студентам-практикантам возможность пользоваться лабораториями, мастерскими, библиотеками, чертежами, технологической и справочной документацией необходимыми для успешного выполнения программы практики и индивидуальных заданий. Предприятие оставляет за собой право не предоставлять информацию, являющуюся коммерческой тайной.
2.5 По окончании производственной практики дать на каждого студента письменный отзыв (характеристику) о качестве проделанной им работы, а так же подготовленного им отчета.
УНИВЕРСИТЕТ ОБЯЗУЕТСЯ:
2.6 Направить на предприятие студентов в сроки, предусмотренные календарным планом проведения практики.
2.7 Прививать студентам навыки и умение разрабатывать и принимать управленческие и хозяйственные решения на различных территориальных уровнях, с учетом конкретных ситуаций.
2.8 Продолжить практику выполнения студентами курсовых и дипломных работ по реальной тематике.
2.9 Принимать участие в разработке социально-экономических проблем, в которых заинтересовано «Предприятие», и предоставлять ему результаты исследований.
Ответственность сторон
3.1 Стороны несут ответственность за организацию и проведение практики студентов в полном объеме настоящего Договора. Все разногласия по Договору разрешаются в установленном порядке.
3.2 Договор составлен в двух экземплярах, из которых один хранится в университете, а другой на предприятии.
Срок действия договора
4.1 Договор вступает в силу с момента подписания и действует с 2012г.
по 2017г. и может быть пролонгирован.
4.2 Юридические адреса сторон:
УНИВЕРСИТЕТ
620219 г.Екатеринбург, ул.8-е Марта, 62, тел. (343)257-02-46, факс (343)257-71-47
ПРЕДПРИЯТИЕ
Университет Предприятие
Ректор УрГЭУ М.В.Федоров Директор
«»2012г. «»2012 г.
Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Проведения практики
Фамилия, имя, отчество практиканта | Специальность | Курс | Начало практики и окончание практики | Телефон выпускающей кафедры |
Руководитель практики М.В.Богдашова
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный экономический университет»
Кафедра Экономики труда и управления персоналом