Инструктажи по охране труда
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан организовать проведение инструктажей по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.
Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, запрещается.
Порядок проведения, виды и содержание инструктажей определены ГОСТ 12.0.004—9 °CСБТ. Организация обучения безопасности труда.
В зависимости от характера и времени проведения применяются следующие виды инструктажей: вводный;
первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.
Вводный инструктаж по охране труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы, с временными работниками, командированными учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию возложены эти обязанности. На крупных предприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты (из пожарной части, медицинские работники и др.). О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Инструктаж должен проводиться по программе, разработанной отделом (инженером) охраны труда, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Вводный инструктаж должен проводиться в специально оборудованном кабинете (см. п. 1.7).
Программа вводного инструктажа включает следующие темы:
общие сведения о предприятии;
законодательство по охране труда;
основные опасные и вредные производственные факторы на предприятии и способы их снижения;
применяемые средства индивидуальной защиты;
пожарная безопасность;
первая доврачебная помощь пострадавшему.
Первичный инструктаж проводит на рабочем месте до начала производственной деятельности непосредственный руководитель работ по программе, согласованной с отделом охраны труда и профкомом предприятия:
со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое;
с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;
со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия;
со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских участках, при проведении внешкольных занятий в кружках и секциях.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально (или с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места) с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Лица, не связанные с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструментов, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проходят. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа, утверждает руководитель предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом и отделом охраны труда.
Программа первичного инструктажа включает следующие вопросы:
общие сведения о технологическом процессе и оборудовании; содержание рабочего места; безопасные приемы работы;
применяемые средства индивидуальной защиты;
меры предупреждения пожаров и поведение при пожаре.
Повторный инструктаж проводится не реже, чем через 6 месяцев. Его цель – восстановить в памяти правила по охране труда, а также разобрать конкретные нарушения из практики цеха или предприятия. Повторный инструктаж все работающие, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа, независимо от их квалификации, стажа работы и образования проходят не реже одного раза в полугодие по программе первичного инструктажа.
Внеплановый инструктаж проводится:
при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
при нарушении работающими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
по требованию органов надзора;
при перерывах в работе: для работ, к которым предъявляют дополнительные повышенные требования безопасности, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ на 60 дней.
При регистрации в личной карточке внепланового инструктажа должна указываться и причина его проведения.
О проведении всех инструктажей делаются отметки в специальном журнале или в индивидуальной карточке.
Целевой инструктаж проводят с работниками перед производством опасных (аварийных) работ, на которые оформляется наряд-допуск. Запись о проведении инструктажа производится в наряде-допуске.
Целевой инструктаж проводят:
при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха);
при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
при производстве работ повышенной опасности, на которые оформляется специальный наряд или наряд-допуск, разрешение и другие документы;
при проведении экскурсии на предприятии и др.
Повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ.
Пропаганда охраны труда
Неотъемлемой частью профилактики травматизма, профессиональных заболеваний и отравлений является пропаганда охраны труда. Цели и задачи пропаганды охраны труда:
побуждение и постоянное поддержание интереса к охране труда;
убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по охране труда;
воспитание сознательного отношения к охране труда;
популяризация новых средств обеспечения безопасности труда;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности;
создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда.
Для осуществления пропаганды охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства.
Формами пропаганды охраны труда являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, радио– и телепередачи, экскурсии, выставки, кинодни и т. п.
Методыпропаганды охраны труда (приемы передачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов труда, лекции, беседы, консультации и т. п.
Средствами пропаганды охраны труда служат кино, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, «молнии» об авариях, несчастных случаях, о новых решениях, постановлениях, нормах, книги, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки охраны труда.
Правильно организованная пропаганда охраны труда должна постоянно напоминать работникам, обучающимся и воспитанникам о потенциально опасных и вредных производственных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай.
Плакаты играют важную роль в системе пропаганды по профилактике и предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.[2] Плакат обладает возможностью воздействия на максимально широкую аудиторию. Лаконичность рисунка, фотографии, призывный текст обеспечивают высокую эффективность восприятия материала. К преимуществам плакатов относятся также гибкость и разнообразие тематики, простота изготовления и невысокая стоимость.
Плакаты по охране труда классифицируются следующим образом:
по назначению:
учебные – содержат сведения по вопросам охраны труда учебного характера. Применяются при обучении работающих, учащихся и студентов вопросам охраны труда. Их цель – представление учебного материала в наглядном виде для облегчения его усвоения;
инструктивные – предписывают отдельные нормы и правила безопасности или запрещают опасные приемы работы. Их цель – сформировать у работников готовность к выполнению отдельных правил и норм охраны труда;
агитационно-пропагандистские—призывают к безопасному поведению, пропагандируют передовой опыт в области охраны труда. Их задача – сформировать у работников общую установку на безопасное поведение и положительное отношение к вопросам охраны труда;
информационные – содержат различные сведения по вопросам охраны труда (о проведении мероприятий по охране труда, о работе службы охраны труда, об издании новых книг по охране труда и т. д.);
по широте использования:
общие (межотраслевого применения) – могут быть использованы в нескольких отраслях народного хозяйства;
специфические (отраслевого применения) – используются только в какой-нибудь одной отрасли народного хозяйства;
по художественному оформлению:
шрифтовые – содержат в основном текст (с изображением или без изображения);
изобразительные – несут в себе в основном изображение (с тестом или без текста). Среди них различают рисованые, фотографические, фотомонтажные;
по изобразительному решению:
реалистические – плакаты с конкретным, близким к жизни содержанием;
пиктографические – человек и другие объекты изображаются на таких плакатах с помощью пиктограмм;
символические – основное место в них занимает изображения-символы;
карикатурные – преобладает изображение человека в карикатурном виде;
по тональности:
нейтральные – сообщают о чем-либо, констатируют факты;
драматические – акцент в таких плакатах делается на изображении опасной ситуации, момента несчастного случая или его последствий;
сатирические, юмористические – в изображении отдельных объектов или ситуаций в целом присутствуют сатира, юмор.
Применяется также классификация плакатов по характеру воздействия: внушающие, убеждающие, обучающие; по способу передачи информации: рациональные (пояснение требуемого поведения, сообщение о нормах и правилах), эмоциональные; по месту экспозиции: уличные и комнатные; по длительности экспозиции: краткосрочного или длительного применения. Последние изготавливают из прочных материалов (жесть, эмаль, картон).
Кроме того, плакаты различают по способу печати (высокая, плоская, офсетная, фототипная, глубокая, трафаретная, ксерокс, ротапринт) и по дополнительным элементам полиграфического оформления (лакированные, с припрессованной пленкой, наклеенные на картон или ткань, окантованные, тисненые и т. д.).
Существуют разные критерии оценки эффективности плаката по охране труда, например, частота применения рекомендаций плаката, степень доверия к нему, процент запоминаемости его содержания.
По содержанию плакат должен быть актуальным, информация, содержащаяся в нем, – новой. При этом необходимо оригинальное художественное решение и эмоциональное изложение темы. В то же время изображенная ситуация должна быть знакомой, типичной. И, конечно, плакат должен выглядеть приятно и привлекательно.
В плакате должна быть четко определена идея. Существует три типа идей.
Первый тип основан на обстоятельствах, вызывающих к себе положительное отношение.
Второй тип строится на показе негативного факта и его последствий. Цель воздействия – побуждение отрицательного отношения к изображаемому через осознание опасных последствий несоблюдения определенных правил.
Третий тип строится на противопоставлении отрицательного и положительного действий. Основная идея выражается, таким образом, в показе как минимум двух действий и характеризуется напряженностью, динамичностью.
Композиция плаката должна обеспечивать такое соединение изобразительных, цветовых и шрифтовых элементов, которое сразу выявляло бы центр смысловой нагрузки. Абстрактная манера, хотя бы в силу своей многозначности, в плакате нежелательна.
Изображение в плакате, безусловно, играет ведущую роль. Оно несет основной груз воздействия на человека, создания в его сознании нужного образа. Применяются самые разнообразные приемы – реалистический рисунок, фотография, символ, пиктограмма, коллаж и т. д.
Главное требование, предъявляемое к плакату, – это оригинальная, образная трактовка темы, новые художественные решения. В плакате предпочтительнее использовать симметричные, законченные формы – круг, квадрат, прямоугольник; они усваиваются лучше других. Хуже всего воспринимаются фантастические формы. То же относится и к линиям. Прямые линии связаны в нашем сознании со спокойствием и ясностью. Изображения людей и животных привлекают гораздо больше внимания к плакату, чем вид неодушевленных предметов. В изображении человека главное, что останавливает взгляд, – это лицо.
Текст плаката должен быть краток, энергичен, доходчив, как любая настенная надпись. Лучше всего воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из трех—шести слов, но не в назидательном тоне.