Рейтинг депрессивных регионов РФ-февраль-2015
Безработица выросла на 9,5 % в феврале
Безработица в России в феврале показала впечатляющий рост – по итогам ушедшего месяца официально зарегистрировано свыше 90.000 новых безработных россиян. Вместе с тем эксперты рынка труда настроены оптимистично и заявляют о том, что способы сдержать этот рост есть. В первую очередь это – быстрые и эффективные меры по господдержке трудовой мобильности граждан.
Более 20.000 человек в неделю – такими впечатляющими темпами в феврале прирастала армия безработных россиян, регистрировавшихся в службах занятости. Итог плачевен – если по состоянию на 28 января прошлого года официально зарегистрированных безработных в стране было чуть больше 900.000, то к концу февраля в полку «лишних людей» существенно прибыло – их стало уже 990.000 человек.
Между тем власти не торопятся с принятием решений, способных сократить количество безработных. Эксперты рынка труда, опрошенные исследовательской группой W-City Community Research, опасаются, что такая медлительность может спровоцировать всплеск социальной нестабильности в первую очередь в наиболее депрессивных регионах России.
Безработица в стране начала расти с конца прошлого года: за один только месяц, с 26 ноября по 24 декабря 2014 года, число официально зарегистрированных безработных увеличилось на 6,3%. Для сравнения — годом ранее за тот же период их число выросло всего на 2,8%. Если такая динамика сохранится – а тому есть все предпосылки – к концу года армия официально зарегистрированных безработных россиян в стране может достичь 2 млн. человек. И это при том, что в бюджете меры поддержки предусмотрены лишь для 950 тысяч нетрудоустроенных соотечественников.
Рост численности безработных сограждан отмечен в 80 из 85 субъектов Российской Федерации, в том числе в Сахалинской области, Забайкальском крае, республиках Карелия, Бурятия и Хакасия.
«Стоит отметить, что речь идет о регистрируемой безработице – обращает внимание руководитель группы W-City Community Research Тимофей Суровцев. – Сюда можно смело прибавить и так называемые ущербные категории трудящихся - находящихся «в простое» по инициативе администрации, работающих неполное рабочее время, отправленных в неоплачиваемый или минимально оплачиваемый отпуск «по соглашению сторон». Таковых сегодня в России, по самым скромный оценкам, не менее 300.000 человек, и количество их также будет только расти». - Отмечает Тимофей Суровцев.
Как и в кризисные 2008-2009 г. г., действия Правительства бизнес-сообществом в отношении рынка труда оцениваются как вялые и асимметричные, в то время, как эксперты отмечают наличие инициатив, способных существенно улучшить ситуацию с занятостью.
«С января 2015-года вступил в силу Федеральный закон, направленный на стимулирование внутренней миграции трудовых ресурсов на территории, испытывающие потребность в рабочей силе, – подчеркивает эксперт рынка труда Николай Владимирович Рыжков. – Если закон заработает в полную силу, то многие проблемы трудоустройства соотечественников могут быть решены – в первую очередь путем повышения их мобильности. Это – фактически новая трудовая парадигма России, в которой, впрочем, уже давно живут развитые зарубежные страны: «дом – там, где есть работа». План мероприятий по повышению мобильности граждан на 2014-18 гг. был подписан премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, и сегодня все ждут утвержденного перечня регионов приоритетного привлечения рабочей силы. В качестве таковых рассматриваются территории, на которых развивается инфраструктура, реализуются инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры и экономические зоны, которые испытывают потребность в дополнительных трудовых ресурсах. Считаю, что чем быстрее Правительство РФ утвердит Перечень территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов, тем проще будет сформировать и наладить механизмы повышения этой самой трудовой мобильности россиян – причем, с непосредственным участием кадровых агентств, центров занятости и некоммерческих организаций, оказывающих профессиональную помощь в трудоустройстве всем группам граждан» - отмечает Николай Владимирович Рыжков.
Закон действительно очень нужный, но уже – стремительно опаздывающий. В России все еще много тех регионов, где кипит деятельная экономическая жизнь, при этом рабочих рук там часто не хватает, и Государство заявляет о готовности взять на себя часть расходов работодателей по привлечению трудовых ресурсов. Расходы на переезд и трудоустройство каждого работника, по экспертным оценкам, составляют 300 тыс. рублей. Размер денежного возмещения этих трат работодателю, исходя из принятого Закона, составит 225 тыс. рублей. Пока же перечень приоритетных регионов не утвержден, и Закон о трудовой мобильности не заработал. Прогнозы – неутешительны. Михаил Кирсанов, директор Департамента занятости населения Минтруда России, предполагает: «Реальным сроком, когда система предоставления средств работодателям заработает, я бы назвал четвертый квартал 2015 года. Закон разрабатывался по поручению президента РФ, и скоро его примут. Но одного закона недостаточно, для того чтобы система заработала… Мы планируем эту систему выстроить в начале следующего года».
Вероятно, ранее 16-го года, когда безработица в России может вырасти в несколько раз, закон не заработает. Между тем, в аппарате вице-премьера Ольги Голодец, курирующей социальный блок, подчеркивают, что губернаторов предупредили: положение на рынке труда в условиях кризиса станет главным показателем эффективной работы региональных властей. В связи с этим некоторые главы регионов уже начали, так сказать, влиять на официальную статистику.
Тем не менее, ситуация складывается парадоксальная - сегодня рабочих рук не хватает не только в пресловутых стратегических регионах, где реализуются крупные инвестиционные проекты, но и в благополучных, тучных местах. И здесь вполне очевиден выход из ситуации – та самая трудовая мобильность населения. «Ошибочно полагать, что в Центральном регионе России и в крупных городах нет большого количества вакансий и рабочих мест, - отмечает эксперт рынка труда Николай Владимирович Рыжков. – Сегодня потребность в рабочей силе только в московском регионе, в Санкт-Петербурге и Ленобласти оценивается более чем в 300.000 человек, причем в высокие сезоны спрос на «кадровые резервы» увеличивается еще на 20 %. И здесь – как раз тот самый случай, когда трудовую миграцию необходимо пропагандировать и стимулировать на государственном уровне: у людей просто нет средств на дорогу, они заранее пасуют перед преувеличенными столичными трудностями и не решаются на шаг, который помог бы им выжить в непростой ситуации». - Отмечает Николай Рыжков.