Классическая политическая экономия. Разложение меркантилизма усилила нарастающая тенденция ограничения прямого государственного контролянад экономической жизнью
Разложение меркантилизма усилила нарастающая тенденция ограничения прямого государственного контролянад экономической жизнью. В результате возобладало свободное частное предпринимательство,которое привело к полному невмешательству государства в деловую жизнь. Возникло новое направление экономической мысли– классическая политическая экономия. Её представители опровергали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма.
Классическая экономиявозникала тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась на многие отрасли промышленности. В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие ученые, как Франсуа Кенэ, английские экономисты Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), Джон Стюарт Миль (1806-1873), французский экономистЖан - Батист Сэй (1762-1832).
Французские ученые Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Тюрго (1727-1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельско – хозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мнению, физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук».
Несмотря на различия их взглядов, иногда существенные, все они относятся к классикам политической экономии. Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения по многим отдельным вопросам, был присущ всем названным авторам. Прежде всего, классики - сторонники экономического либерализма, суть которого нередко выражается словами «laissez faire» (буквально - «оставьте делать» - фр ). Принцип «laissez-faire» - политическое требование, сформулированное еще школой физиократов; полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастройки экономикиАдам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия. Длительное существование в такой системе безработицы, перепроизводства или недопроизводства товаров оказывается невозможным. Классики внесли огромный вклад в создание аппарата экономической науки, который в дальнейшем использовался и совершенствовался в трудах других представителей мировой Э. мысли.
А. Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создаётся не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом. Все классы, участвуя в процессе производства, сотрудничают, вступают в кооперацию, что исключает всякое различие между «плодными» и производительными видами деятельности. Это сотрудничество наиболее эффективно, если оно осуществляется в форме рыночного обмена.
· Этапы эволюции классической политэкономии:
1. Конец 17 – первая половина 18 в. в.Этап расширения сферы рыночных отношений, опровержения идей меркантилизма и его полного развенчания.
Представители – Уильям Петти (1623–1687)и Пьер Баугильер – первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, по которой источником и мерой стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной продукции. Основу богатства государства они видели в сфере производства.
2. Вторая половина 18 в.Школа физиократов,получившая распространение во Франции.Французские ученые Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Тюрго (1727-1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельско – хозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мнению, физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук».
3. Конец 18 в.Этот этап связан с трудами Адама Смита (1723–1790).Он считал, что Э. законы действуют независимо от сознания людей, поэтому правительство не должно вмешиваться в экономику. А. Смитоткрылзакон разделения труда и роста его производительности. В своих работах онрассматривал: концепцию товара и его роста, прибыль, капитал, производственный и непроизводственный труд.
4. Первая половина 19 в.В это время в ряде развитых стран совершился промышленный переворот. Ученики Адама Смитапереосмысливали основные идеи его концепции, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями.
-Жан Батист Сей (1767–1832)впервые ввел в рамки Э. исследований проблематику равновесия между спросоми предложением, реализацию совокупного общественного продукта в зависимости от конъюнктуры рынка.
-Давид Рикардо (1772–1823)больше остальных критиковал учение А. Смита.Он впервые выдвинул закономерность тенденции нормы прибыли к понижению, разработалэкономическую теорию земельной ренты.
- Томас Мальтус (1766–1834),которому принадлежит идея о влиянии на благосостояние общества численности и темпов прироста населения. Он обосновал реальное участие в создании и распределении совокупного общественного продукта не только производственных, но и непроизводственных слоев общества.
5. Вторая половина 19 в.Представители– Джон Стюарт Милль (1806–1873) и Карл Маркс (1818–1883) – обобщили лучшие достижения школы классической политической экономии.
8 Важнейшие направления и крупнейшие представители отечественной экономической мысли 19 – 20 в. в.
· Особенности развития экономической мысли
в России второй половины 19 – начала 20 в. в.
Развитие экономических воззрений в России проходило под влиянием практики в тесной связи с общим движением науки в других странах. Труды и разработки известных российских ученых, как правило, оригинальны. Многие выводы и обоснования имеют не только национальную, но и более широкую значимость.
1. Органическая связь теоретического анализа с актуальными, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений.
- Иван Тихонович Посошков (самобытный труд «Книга о скудости и богатстве»).
-Павел Иванович Пестель (1793–1826)(программа революционных преобразований).
- Николай Гаврилович Чернышевский (18281889)(«Теория политической экономии трудящихся и труды буржуазных либералов»).
- Иван Васильевич Вернадский (18211884).
- Александр Иванович Чупров (18421908).
- теоретики социального направления: Николай Иванович Зибер (1844–1888), Михаил Иванович Туган-Барановский (1865–1919)(книга «Социализм как положительное учение»).
2. Крестьянский вопрос и проблема аграрных преобразований.Дискуссии о проблемах общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений.
- Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).
-Александр Николаевич Радищев (1749-1802).
- Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911).
3. Планы экономических преобразований и проведения денежной реформы.
- М. М. Сперанский -государственный деятель.
- Сергей Юльевич Витте (1849–1915) – министр финансов, автор теоретических трудов. Инициатор и проводник нововведений в Э. политике перевода рубля на «золотую» основу, введения винной монополии.
4. О необходимости и полной естественности постепенных перемен в промышленности и сельском хозяйстве и в других видах экономической жизни.
- Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) «Заветные мысли».
5. Об общественных отношений в деревне и особенностей развития крестьянской общины.
- Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918 г. г.) - энциклопедист и исследователь, первый российский марксист.
- В. В. Святловский (1869–1927), А. И. Чупров, М. И. Туган - Барановский - представители исторической школы, авторы исследований и работ по истории экономических учений.
· Особенности развития экономической мысли
в России в 20 – 90 г. г. 20 в. в.
1. Октябрь 1917– весна 1921 г. г.– период первых преобразований и «военного коммунизма».
- меньшевики: Г. В. Плеханов, П. П. Маслов(критика хозяйственных преобразований советской власти; эволюционный путь развития, с частной собственностью на средства производства; демилитаризация труда).
- большевики: Л. Д. Троцкий(концепция милитаризации труда), Е. А. Преображенский(книга «Азбука коммунизма» совместно с Н. И. Бухариным).
2. 1921–1927 г. г.– период новой экономической политики (НЭП):
- В. И. Ленин(концепция НЭПа);
- Е. А. Преображенский(книга «Экономика переходного периода»);
3. С 1928-1950-е г. г. Делится на периоды:
- 1928–1941 г. г.– переход и становление административно - командной системы.
- 1941–1945 г. г.– период военной экономики.
- 1945 – середина 1950-х г. г. расцветадминистративно – командной системы.
- Представлен экономистами:
- В. А. Базаров(сочетание генетического и телеологического принципов планирования народного хозяйства).
- А. В. Чаянов(организационно - производственная школа).
- Н. Д. Кондратьев(теория больших циклов конъюнктуры; экономико - математическое направление; концепция межотраслевого баланса народного хозяйства).
- Г. А. Фельдман(схема расширенного воспроизводства).
- Л. В. Канторович(линейное программирование).
- В. В. Новожилов(методы соизмерения народнохозяйственной эффективности).
- C. Немчинов(«Экономико - математические методы и модели»; концепция хозрасчетного планирования; система оптимального функционирования экономики (СОФЭ)).
4. С 1950-1980-е г. г. Делится на периоды:
- Конец 1950 – середина 1960-х г. г. – попытка реформ;
- Конец 1960 – первая половина 1980-х г. г. – период «застоя».
- Представлен экономистами:
- Е. Либерман(концепция реформы советской экономики, её перевода на экономические методы регулирования).
- Н. А. Цаголов, Н. В. Хессин, Н. С. Малышеви др. (концепция, отрицавшая наличие товарного производства и действие закона стоимости при социализме).
- А. Лурье, В. В. Новожилов, А. И. Ноткин, С. Г. Хачатуров(разработка проблем эффективности капитальных вложений).
- М. В. Колганов, В.В. Венедиктов, П. А. Скипетров, А. В. Кошелев, Н. Д. Колесов(разработка проблем собственности и сближения ее форм).
- В. Д. Камаев, К. И. Клименко, Л. М. Гатовский, А. И. Анчишкин(разработка проблем НТП как целостной системы «наука – техника – производство» и методов определения эффективности НТП).
- Г. Лисичкин, Н. Петраков, О. Лацис(предложения и обоснования структурных, институциональных и политических преобразований экономики и общества).
5. Вторая половина 1980-х г. г.– попытка перехода к рыночным отношениям при социализме.
- А. Аганбегян, Л. Абалкин, П. Бунич, С. Шаталин(стратегия «ускорения»);
- С. Шаталин, Л. Абалкин(концепция «перестройки»);
6. Начало 1990-х гг.– переход к рыночным отношениям в условиях переходной экономики.
- Г. Явлинский (программа «500 дней»).
- Е. Гайдар(монетаристский путь реформы в шоковом варианте).