Внеаудиторные занятия (СРО)-(указать кол-во академ. часов)

Цель и задачи модуля

Современная микроэкономика – наука о принятии решений, закладывающая основу понимания механизма предпринимательских решений и индивидуального выбора. Микроэкономика рассматривает экономические взаимоотношения микроагентов, дает ключ к пониманию того, как функционирует экономика.

Курс является обязательным компонентом базовых дисциплин экономических специальностей в соответствии с действующими стандартами образования РК.

Целью данного учебного модуля является изучение современной экономической теории, раскрывающей механизм функционирования рыночной экономики при наличии различных типов рынка, аллокативную (обеспечение оптимального использования ограниченных факторов производства) и дистрибутивную (распределение благосостояния между членами общества) роли цен благ и факторов производства, экономическую роль государства в повышении эффективности использования производственного потенциала страны при отказах рынка.

Курс включает четыре раздела, в которых последовательно излагаются теории спроса и предложения товаров, специфика ценообразования на рынках совершенной и несовершенной конкуренции, первичное распределение национального дохода посредством ценообразования на факторы производства, задачи государства по формированию социально-экономической инфраструктуры в целях снижения общественных издержек работы механизмов рынка.

Изучение курса создает условия для глубокого изучения второй части современной экономической теории – макроэкономики и большого числа прикладных экономических дисциплин («Маркетинг», «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Финансы», «Ценообразование» и др.).

Пререквизиты и постреквизиты по дисциплинам модуля / по модулю «Микроэкономика

Пререквизиты Экономическая теория

Постреквизиты базовые и профилирующие дисциплины экономических специальностей

Формуляр модуля

Название и номер модуля, цикл дисциплин М06ЭК - Базовые дисциплины
Образовательные результаты (компетенции) модуля ОК 1 Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных, экономических наук в своей деятельности ОК 2 Логически верно, аргументировано строить устную речь, правильно письменно оформлять результаты мышления ОК 3 Овладение культурой экономического мышления, основ общественно-экологических последствий хозяйственной деятельности человека ПК 1 теоретические основы и закономерности развития экономики на макро- и микроуровне, экономический механизм функционирования предприятия; ПК 3 применять методы и средства познания для интеллектуального и культурного развития и совершенствования, повышения профессиональной компетентности; · использовать основные и специальные методы экономического анализа информации, систематизировать и обобщать информацию, готовить обзоры, отчеты по вопросам профессиональной деятельности; · анализировать во взаимосвязи экономические процессы, явления на макро- и микроуровне, выявлять проблемы, предлагать пути и способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; · критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности; ПК 4 иметь навыки: · самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; использования методов экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия
Дисциплины модуля (номер и название) М06ЭК « Микроэкономика»
Кол-во кредитов KZ / ECTS 3 / 6  
Cеместр изучения
Виды занятий всего в акад. часах Лекции - 22,5 час, практические занятия - 22,5 час СРО – 90 час; из них СРОП – 22,5 час Всего – 135 час
Вид контроля знаний студента экзамен
Кафедра организующая занятия по дисциплине «Экономика»

3. Требования к результатам обучения по дисциплине «Микроэкономика»

Компетенции (результаты обучения) модуля Планируемые результаты обучения по дисциплине, необходимые для приобретения требуемых компетенций Форма контроля (оценивающий инструментарий), вид и номер занятия
ОК 1 Умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных, экономических наук в своей деятельности ОК 1.1 Уметь использовать источники экономической, социальной, управленческой информации Уровень подготовки к лекционным и практическим занятиям 1-15 Блиц-опросы Участие в дискуссии Контроль выполнения домашних заданий
ОК 2 Умение логически верно, аргументировано строить устную речь, правильно письменно оформлять результаты мышления ОК 2.1. Выработка собственных обоснованных представлений о логике экономического развития.     Уровень активности на практических занятиях, участие в дискуссии Практические занятия 1-15
ОК 3 Овладение культурой экономического мышления ОК 3.1 Навыки аналитического мышления на основе понимания, прикладного применения и анализа фундаментальных экономических понятий; Уровень активности на лекционных и практических занятиях  
ПК 1 Теоретические основы и закономерности развития экономики на макро- и микроуровне, экономический механизм функционирования предприятия ПК 1.1 Формирование системного представления о фундаментальных основах микроэкономик ПК 1.2 Знание принципов и законов функционирования рыночной экономики   Проработка основного материала: вводная лекция, Лекции №1, №2 Блиц-опрос на лекциях Выполнение СРС №1  
ПК 3 Уметь анализировать во взаимосвязи экономические процессы, явления на макро- и микроуровне, выявлять проблемы, предлагать пути и способы их решения и оценивать ожидаемые результаты ПК 3.1 Навыки анализа прибыли и издержек как основы принятия решений в условиях рыночной экономики;   Самостоятельная работа по темам 5,6 СРС № 2 Решение задач на занятиях ПЗ №6, ПЗ №7
ПК 3-2 Уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности Выполнение заданий на практических занятиях 1-15 Участие в дискуссиях, ролевых играх
ПК 3-3 Уметь прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведения экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микроуровне Выполнение СРС №2 Выполнение индивидуальных и групповых заданий на практических занятиях
ПК4 иметь навыки самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;   ПК 4.1 Принимать самостоятельные решения на основе анализа и оценки экономических ситуаций; Навыки аналитического мышления на основе понимания, прикладного применения и анализа фундаментальных экономических понятий;   Выполнение СРС № 1-4 Выполнение индивидуальных и групповых заданий на практических занятиях Участие в дискуссиях на практических занятиях (темы 1-14) Выполнение СРС № 1-4 Подготовка информационных обзоров № 1-5

4. 1.СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ и практических ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

______________________________Микроэкономика______________________________

/наименование/

№ недели Тема и подтемы лекции (Возможно объединение таблиц 4.1, 4.2, 4.3) Колич. акад. часов Литература (c указанием стр.)
очное заочное
Лекция 1.Предмет и методы микроэкономики. Предмет микроэкономики. Методология микроэкономического анализа. Проблема ограниченности ресурсов и альтернативного выбора производственные возможности. Оптимальное распределение ресурсов. Три фундаментальные задачи экономики и их решение в рыночных условиях. 1,5 0,5 1, 2/с.21-36/, 3/с.16-50/, 4,5
Практическое занятие 1. Предмет и методы микроэкономики. Методология микроэкономического анализа. Производственные ситуации 1,5 0,5 1, 2/с.21-36/, 3/с.16-50/, 4,5
Лекция 2. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Рынок товаров и услуг. Механизм функционирования рынка. Рыночный спрос на товары и услуги. Закон спроса. Функция спроса. Кривая спроса. Изменение спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос. предложение товаров и услуг. Закон предложения. Функция предложения. Кривая предложения. Изменение предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение. Условия формирования рыночного равновесия. 1,5 0,5 1, 2 /с.37-48/, 3/80-95/, 4, 5
Практическое занятие 2. Механизм функционирования рыночной экономической системы: закон спроса и предложения, их взаимодействие. Производственные ситуации, задачи. 1,5 0,5 1, 2 /с.37-48/, 3/80-95/, 4, 5
Лекция 3. Эластичность спроса и предложения. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Точечная эластичность. Дуговая эластичность. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения. Влияние фактора времени на эластичность предложения. 1,5 0,5 1, 2 /с.48-76/, 3/96-119/, 4, 5
Практическое занятие 3. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности Производственные ситуации, решение задач. 1,5 0,5 1, 2 /с.48-76/, 3/96-119/, 4, 5
Лекция 4. Теория поведения потребителя. Сущность и функция полезности. Общая и предельная полезность. Количественная теория полезности. Порядковая теория полезности. Принцип убывающей полезности. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия. Бюджетные ограничения. Уравнение бюджетной линии. Бюджетная линия. Наклон бюджетной линии. Условие равновесия потребителя. 1,5 0,5 1, 2 /с.78-198/, 3/120-157/, 4, 5
Практическое занятие 4. Поведение потребителя и потребительский выбор. Равновесие потребителя. Производственные ситуации. 1,5 0,5 1, 2 /с.78-198/, 3/120-157/, 4, 5
Лекция 5. Теория производства. Сущность и факторы производства. Технология производства. Производственная функция. Изокванты. Карта изоквант. Постоянные и переменные факторы производства. Совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора производства. Краткосрочный и долгосрочный период. Связь между средним и предельным продуктом. Стадии производства. Выбор оптимального объема производства. Эффект масштаба. 1,5 0,5 1, 2 /с.199-228/, 3/158-182/, 4, 5
Практическое занятие 5. Теория производства. Производственная функция Производственные ситуации, решение задач. 1,5 0,5 1, 2 /с.199-228/, 3/158-182/, 4, 5
  Лекция 6. Издержки производства. Соотношение понятий «затраты» и «издержки» производства. Альтернативные издержки. Явные и неявные затраты. Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль. Издержки в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Средние переменные, средние общие и предельные издержки. Издержки в долгосрочном периоде. Изокоста. Определение эффективного способа производства. Траектория развития. 1,5 0,5 1, 2 /с.229-279/, 3/192-200/, 4, 5
  Практическое занятие 6. Издержки производства. Виды издержек. Расчет производственных затрат в краткосрочном периоде. Решение задач.     1, 2 /с.229-279/, 3/192-200/, 4, 5
  Лекция 7. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Классификация рыночных структур. Признаки совершенной конкуренции. Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Максимизация прибыли совершенно конкурентной фирмой в краткосрочном периоде. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. 1,5 0,5 1, 2 /с.325-370/, 3/221-225/, 4, 5
  Практическое занятие 7. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Производственные ситуации. Решение задач     1, 2/с.325-370/, 3/221-225/, 4, 5
  Лекция 8. Поведение фирмы – монополиста. Экономическая природа и виды монополии. Барьеры для входа в отрасль. Спрос на продукт монополиста. Предельный доход монополиста. Максимизация прибыли монопольными фирмами в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесия. Социальные издержки монопольной власти. Ценовая дискриминация. Регулирование деятельности монополий. 1,5 0,5 1, 2/с.373-420/, 3/225-231/, 4, 5
  Практическое занятие 8. Поведение фирмы в условиях монополии Особенности рынка монополии. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Производственные ситуации 1,5 0,5 1, 2/с.373-420/, 3/225-231/, 4, 5
  Лекция 9. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. Признаки монополистической конкуренции. Определения цены и объема выпуска в краткосрочном периоде. Равновесие монополистически конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Плюсы и минусы монополистической конкуренции. Избыточная производственная мощность. Издержки неценовой конкуренции и издержки реализации. 1,5 0,5 1, 2/с.483-520/, 3/232-248/, 4, 5
  Практическое занятие 9. Монополистическая конкуренция. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции. Производственные ситуации. Решение задач 1,5 0,5 1, 2/с.483-520/, 3/232-248/, 4, 5
  10.Поведение фирмы в условиях олигополии. Основные черты олигополии. Ценовые и количественные модели олигополии. Модели количественной олигополии: Курно, Штакельберга, Чемберлина. Модели ценовой олигополии: Суизи, Бертрана. Сравнительная характеристика моделей. Модели кооперативного поведения (сговор и лидерство). Модели некооперативного поведения (ценовые войны и конкурентное сотрудничество). 1,5 0,5 1, 2/с.520-528/, 3/249-259/, 4, 5
  Практическое занятие 10. Олигополия: сущность, признаки, причины. Модели поведения олигополии на рынке. Дискуссия. Производственные ситуации. 1,5 0,5 1, 2/с.520-528/, 3/249-259/, 4, 5
  Лекция 11.Рынок труда. Особенности рынка труда. Спрос на труд. Предложения труда. Равновесие на рынке труда. Ценообразование на совершенно конкурентном рынке труда. Ценообразование на неконкурентном рынке труда. Роль профсоюзов на рынке труда. 1,5 0,5 1, 2/с.569-640/, 3/279-317/, 4, 5
  Практическое занятие 11. Рынок труда. Регулирование рынка труда. Производственные ситуации Решение задач. 1,5 0,5 1, 2/с.569-640/, 3/279-317/, 4, 5
  Лекция 12.Рынок капитала. Капитал и его формы. Инвестиции и их виды. Предельная окупаемость капиталовложений. Дисконтированная стоимость при расчете инвестиций. Спрос на инвестиции. Предложение заемных средств. Ценообразование на рынке капитала. 1,5 0,5 1, 2/с.569-640/, 3/279-317/, 4, 5
  Практическое занятие 12. Рынок капитала Дискуссия. Производственные ситуации Решение задач 1,5 0,5 1, 2/с.569-640/, 3/279-317/, 4, 5
  Лекция 13.Рынок земли. Земля как специфический экономический ресурс. Особенности предложения земли. Спрос на земли сельскохозяйственного назначения. Экономическая рента на землю. Абсолютная и дифференциальная земельная рента. Цена земли и арендная плата. 1,5 0,5 1, 2/с.569-640/, 3/279-317/, 4, 5
  Практическое занятие 13. Рынок земли Дискуссия. Производственные ситуации Решение задач 1,5 0,5 1, 2/с.569-640/, 3/279-317/, 4, 5
  Лекция 14.«Провалы рынка» и необходимость государственного регулирования Понятие «провалы» рынка. Классификация экономических благ. Характеристика и виды общественных благ. Спрос на чистые общественные блага и их предложение эффективный объем общественного блага. Способы предоставления общественных благ. Понятие «внешние эффекты». Отрицательные внешние эффекты. Положительные внешние эффекты. Корректирующие налоги (субсидии) и их роль в регулировании отрицательных (положительных) внешних эффектов. Асимметрия информации. Скрытые характеристики и скрытые действия. Рынок «лимонов». Меры государства по снижению асимметрии информации. 1,5 0,5 1, 2/с.713-750/, 3/353-385/, 4, 5
  Практическое занятие 14. .«Провалы рынка» и необходимость государственного регулирования Дискуссия. Производственные ситуации     , 2/с.713-750/, 3/353-385/, 4, 5

Описание заданий на СРО

№ п/п Наименование СРО Дата контроля (номер недели) Условия выполнения и объем
Основы анализа спроса и предложения и определение коэффициента эластичности. 4 неделя Задание состоит из двух задач. Объем 1-3 стр. формата А4
Производственные затраты в краткосрочном периоде 6 неделя Результат решения задачи должен быть отражен на графике. Объем 1-3стр. А4
Определение прибыли, убытка и нулевой прибыли в условиях совершенной конкуренции. 9 неделя Производственная ситуация. Объем 1-3 стр. формата А4
Определение прибыли и убытка в условиях несовершенной конкуренции. 11 неделя Производственная ситуация. Объем 1-3 стр. формата А4

Внеаудиторные занятия (СРО)-(указать кол-во академ. часов)

Наши рекомендации