Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы
3.1 Написание выпускной квалификационной работы
Написание ВКР является заключительной частью учебного процесса и завершает подготовку выпускника, показывает его готовность решать теоретические и практические задачи по своей ООП.
Направления подготовки: 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.03 «Управление персоналом», 43.03.01 «Сервис», 43.03.02 «Туризм», 43.03.03 «Гостиничное дело», 09.03.03 «Прикладная информатика».
Выпускная квалификационная работа бакалавра имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов; выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в различных областях экономики России в современных условиях.
Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку актуальной проблемы по соответствующему направлению подготовки и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин.
3.2 Этапы и порядок выполнения работы
1 Выбор темы, назначение научного руководителя. Тематика ВКР разрабатывается в соответствии с актуальными задачами развития экономики, производства и управления выпускающими кафедрами, доводится до сведения студентов не позднее, чем за 6 месяцев до начала выполнения работы.
Как правило, тема работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и научных работ. Студентам предоставляется право выбора темы в соответствии с научными интересами. Студент, выбрав тему, пишет заявление на имя заведующего выпускающей кафедры с просьбой разрешить выполнение соответствующей работы. Темы и руководители ВКР утверждаются приказом директора Курганского филиала ОУП ВО «АТиСО». Руководство ВКР осуществляют преподаватели кафедр и высококвалифицированные специалисты предприятий и организаций.
Руководитель выдает студенту задание по теме работы перед прохождением преддипломной практики (Приложения 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27. 30), оказывает студенту помощь в разработке календарного графика на весь период написания работы (задание составляется в двух экземплярах), рекомендует необходимую научно-методическую литературу и другие источники по теме, проводит систематические беседы и консультации по ходу работы, проверяет выполнение отдельных ее этапов, составляет письменный отзыв после получения окончательного варианта ВКР.
Выпускнику следует иметь ввиду, что руководитель не является ни соавтором, ни редактором выпускной квалификационной работы, он является консультантом. Поэтому всю ответственность за имеющиеся в работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки несет студент-выпускник.
2 Подбор и изучение литературы. Начальным этапом работы является изучение опубликованных литературных источников по теме и в смежных областях для определения научно-практических достижений по рассматриваемому вопросу. Анализ этих работ позволит полнее обосновать задачи выпускной квалификационной работы, определить эффективность от выполнения планируемого исследования.
Изучить следует все виды источников, связанных с содержанием темы ВКР. В их число могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии. Начинать надо с учебников, затем переходить к журнальным статьям. Знакомиться с источниками рекомендуется в порядке, обратном хронологическому, то есть вначале следует обработать самые последние публикации, затем – прошлогодние и т.д.
Работа с научной литературой – основная часть подготовительного этапа выполнения работы. Существует ряд приемов, помогающих выделить главное в любом источнике.
Изучение литературы целесообразно проводить по следующим этапам:
- общее ознакомление с источником в целом по содержанию;
- чтение введения;
- выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенному иллюстрированному материалу;
- выписка представляющего интерес материала;
- критическая оценка записанного, его редактирование и запись отредактированного материала как фрагмента будущей работы.
В последующем из этих фрагментов составляется первоначальный вариант работы, представляющий собой связное и сжатое изложение своими словами обработанного материала с обязательными ссылками на первоисточники.
Необязательно ограничиваться литературой из списка, рекомендованного руководителем. Просматривая каталог, можно обнаружить не упомянутые в списке названия, которые вполне подходят к теме работы. Такие книги желательно заказать и ознакомиться с ними. Кроме того, следует внимательно просматривать библиографические указатели в книгах, посвященных теме ВКР или теме, связанной с ней. Ценную информацию также можно найти из указателей статей, публикуемых в конце последнего в году номера журнала.
Часто полезное можно почерпнуть в тезисах докладов научно-теоретических и научно-практических конференций. Тезисы такого рода публикуются в специально издаваемых сборниках и представляют собой краткое изложение содержания сделанных на конференции докладов. Пользоваться тезисами очень удобно, поскольку и сами конференции, и сборники тезисов, как правило, носят тематический характер. Преимущество их в том, что в них представлены в сжатой форме мнения и идеи по интересующей проблеме.
При выполнении ВКР необходимо использовать материалы периодических изданий, в которых публикуется самая новая информация по проблемам. Обычно статьи публикуются в отраслевых научных журналах или сборниках, изданных по той или иной теме. Целесообразно просмотреть раздел «Книжное обозрение» или «Новые публикации».
Неоценимую помощь могут оказать справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, которые предоставляют краткую информацию по определенным понятиям, терминам; часто они сопровождаются библиографическими списками литературы.
3 Сбор и анализ фактических материалов по теме. Сбор необходимых фактических материалов студент осуществляет на конкретном предприятии (в организации) путем изучения документов статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, а так же на основе непосредственного наблюдения, изучения затрат рабочего времени, проведения необходимых замеров, расчетов, социологических опросов в результате анкетирования или интервьюирования работников предприятия. Одним из важных источников информации служат беседы студента с работниками предприятия о проблемах и способах их решения по интересующим дипломника вопросам. Рекомендуется использовать также международную информацию сети Интернет, электронный ресурс ЭБС.
Анализ собранного материала следует проводить в определенной последовательности.
Прежде всего, необходимо определить цель и задачи анализа, конечный результат, который должен отразить социально-экономическую значимость выполненной работы. Затем следует определить совокупность основных исходных и промежуточных показателей, необходимых для анализа, и составить ориентировочную последовательность расчета; изучить методические указания и материалы по проведению анализа.
Выбрав методику и сформировав систему показателей, студент приступает к анализу собранного материала. Здесь целесообразно дать динамику основных технико-экономических показателей работы учреждения, организации, предприятия за последние два – три года. Полученные данные целесообразно представить в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.
После обобщения исходных данных с помощью общепринятых методов и методов экономико-математического анализа выявляются тенденции в динамике изучаемых явлений, дается качественная и количественная их характеристика. Анализировать надлежит не только систему обобщающих показателей, но и частные показатели, и определяющие их факторы.
Для осуществления и ускорения процесса вычислений необходимо использовать персональный компьютер, готовые экономико-математические модели, современное программное обеспечение.
4 Разработка плана выпускной квалификационной работы. После закрепления темы, предварительного ознакомления с ней и уяснения основного содержания ВКР студент составляет предварительный план, который необходимо согласовать с руководителем.
План – основа, определяющая структуру, содержание и логическую связь отдельных частей ВКР. План показывает, насколько студент внимательно изучил литературу, фактический материал и отобрал наиболее существенное. Правильно составленный план является доказательством ясного понимания студентом анализируемой проблемы.
На этом этапе должны быть определены конкретные вопросы, которые будут рассматриваться в работе, последовательность их изучения и решения, а также удельный вес каждого раздела в общем объеме и сроки выполнения. Особое внимание следует обратить на логическую связь разделов работы.
Затем руководитель согласовывает со студентом календарный график выполнения работы с указанием очередности и сроков прохождения отдельных этапов работы.
5 Написание выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа выполняется в печатном варианте на листах формата А-4, в соответствии с требованиями к структуре, содержанию и оформлению письменных работ. Объем работы должен быть в пределах 40 – 50 с. печатного текста. Примерное соотношение между отдельными частями работы следующее: введение 3 – 4 с., основная часть 35 – 40 с., заключение 3 – 4 с., список использованных источников 1 – 2 с.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:
1 Титульный лист (Приложения 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29).
2 Задание (Приложения 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30) (подшивается только один экземпляр, второй прилагается к работе).
3 Аннотация (Приложение 33).
4 Содержание (Приложение 34).
5 Введение.
6 Основная часть.
7 Заключение.
8 Список использованных источников (Приложение 37).
9 Приложения.
10 Графическая (иллюстрационная) часть в двух экземплярах (прилагаются к работе, брошюруются в двух экземплярах с титульным листом графической (иллюстрационной) части) (Приложения 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31).
Справка по практическому использованию результатов выпускной квалификационной работы (если есть) (Приложение 32) также прилагаются к работе.
Аннотация - это краткая характеристика работы, излагающая содержание. Излагается краткое содержание каждого раздела, общие сведения об объеме работы, количестве страниц, таблиц, рисунков, приложений, использованных источников, программных продуктах (Приложение 33).
Во введении обосновываются актуальность, теоретическая ипрактическая значимость избранной темы, ее значение, определяются цели и задачи работы, ее структура; излагаются используемые методики исследования, указываются объект, предмет исследования и материалы, на основе которых выполнена выпускная квалификационная работа.
Актуальность – одно из основных требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе. Это требование предполагает соответствие работы состоянию экономики на сегодняшний день, ее реальным потребностям и практической пригодности. Иными словами, актуальность темы работы исходит из попытки решить насущные проблемы экономики, управления.
Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения выпускной квалификационной работы и должно соответствовать следующим конкретным требованиям:
- во-первых, выпускник должен кратко осветить причины выбора данной темы;
- во-вторых, показать, как выбор темы обусловлен накоплением новой информации по ней; необходимостью изучения темы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования, недостаточностью ее разработанности и т.д.
Теоретическая значимостьвыпускной квалификационной работы может проявиться в разработке методов и средств совершенствования экономического развития исследуемого хозяйствующего субъекта.
Практическая значимостьзаключается в разработке рекомендаций, которые следует провести экономическому субъекту для повышения эффективности своей деятельности или по совершенствованию механизма управления экономическими процессами деятельности субъекта.
Вместе с определением объекта и предмета исследования устанавливается цель работы.
Цель работы содержит направления решения вопроса, проблемы, определенные в актуальности исследования. Формулировка проблемы дается на основе оценки реальных экономических явлений и процессов и сопоставления их с должным состоянием. Проблема должна выявлять несоответствие между реальным и необходимым состоянием экономических, организационных и управленческих явлений и процессов, а цель должна содержать определенные действия, которые преодолевают данное несоответствие.
После определения объекта, предмета и цели выпускной квалификационной работы формулируются задачи, посредством которых студент намерен достичь поставленную цель. Задачи выпускной квалификационной работы логически вытекают из общей цели и рассматриваются как основные этапы работы. Формулировку задач необходимо делать как можно точнее и очень тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов и подразделов работы, их же можно использовать и в названии разделов работы. В последующем, при написании заключения, целесообразно будет сделать выводы, отражающие достижение цели и задач работы. Стилистическое изложение задач делается в форме перечисления: проанализировать.., разработать.., обобщить.., выявить.., доказать.., внедрить.., описать.., установить.., выяснить.., дать рекомендации.., установить взаимосвязь.., сделать прогноз… и т.п.
Например: «Исходя из указанной цели выпускной квалификационной работы, ее основными задачами являются: изучить.., выявить.., разработать.., экспериментально проверить.., рассчитать и оценить экономический эффект..».
В конце введения желательно раскрыть структуру выпускной квалификационной работы, то есть кратко дать перечень структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
Объем введения – до 3 с.
Основная часть выпускной квалификационной работы содержит, как правило, два раздела, каждый из которых, в свою очередь, делится на 2-3 подраздела. Следует избегать больших диспропорций между объемом разделов. Рекомендуемый объем первого раздела – 45%, второго раздела – 55% основного текста.