Эффект показательного потребления

Эффект показательного потребления, илиэффект Веблена (по имени американского экономиста норвежского происхождения Торстена Веблена (1857-1929), впервые обосновавшего данное явление в своей знаменитой книге "Потребление праздного класса) отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторый товар в силу того, что он имеет более высокую по сравнению со своими аналогами цену.

Эффект Веблена характеризуется величиной, на которую возрастает индивидуальный спрос вследствие увеличения цены на рассматриваемый товар.

Эффект наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, что и вызывает дополнительный спрос.

Не противоречит ли этот эффект закону спроса? Ни в коем случае. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса сохраняется, но сама кривая спроса сдвигается под воздействием эффекта вправо, поскольку в глазах потребителя один и тот же товар с низкой ценой Р1 (непрестижный) и с высокой ценой Р2 (престижный) являются различными товарами с различными кривыми спроса соответственно d(Р1)и d(Р2).

эффект показательного потребления - student2.ru

Рис.31. Эффект показательного потребления (эффект Веблена)

Количественное значение эффекта Веблена может быть оценено через ценовую эластичность спроса, характеризующую степень изменения спроса при изменении цены на 1%. Коэффициент ценовой эластичности спроса подсчитывается по уже известной нам формуле:

эффект показательного потребления - student2.ru ,

где Q(P) - функция спроса по цене,

Р- рыночная цена на товар.

Если эффект Веблена отсутствует, и товар не принадлежит к группе товаров Гиффена, то коэффициент ценовой эластичности является отрицательным, Е<0. Положительное значение коэффициента, Е>0, может говорить о существовании эффекта показательного потребления тем более значимого, чем выше абсолютное значение данного коэффициента.

Следующей разновидностью нефункционального спроса можно считатьспекулятивный спроспотребителя. Спекулятивный спрос возникает в условиях дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение недостаточна или искусственно сдерживается в ожидании роста цен. В этих условиях кривая спроса также смещается вправо.

И наконец,нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не только не планируются потребителем, но и происходят под воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют данную разновидность спроса у такой специфической потребительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками.

Наши рекомендации