Тема 14. Экономическая политика в открытой экономике. Проблемы переходной экономики 1 страница

Основные проблемы темы

1. Внешняя торговля и платежный баланс.

2. Валютная система и валютный курс.

3. Стабилизационная политика государства в переходной экономике.

4. Задачи переходной экономики и проблемы их реализации.

Методические указания

В первом вопросе необходимо обратить внимание на две проблемы: мировую торговлю и платежный баланс. Мировая торговля – форма международных экономических отношений посредством экспорта и импорта товаров и услуг. В основе мировой торговли лежит международное разделение труда: естественно-географическое; промышленное и постиндустриальное. При раскрытии данной проблемы важно определить: причины, выгоды внешней торговли; виды торговой политики (протекционизм и фритредерство), последствия регулирования (тарифы, квоты и т.п.), важность вступления России в ВТО. Через изучение торгового баланса можно выйти на платежный баланс.

Мировое хозяйство оказывает влияние на национальную экономику через состояние платежного баланса страны, в котором отражаются результаты международного товарообмена и движения капиталов за определенный период. При дефиците платежного баланса валютные резервы страны уменьшаются; это означает сокращение денежной базы и количества находящихся в обращении национальных денег. При избытке платежного баланса денежная база и количество денег в стране увеличиваются.

Второй вопрос можно начать с определения этапов развития международной валютной системы, а затем перейти к проблеме валютного (обменного) курса. Обменный курс – это цена иностранной валюты, выраженная в единицах отечественных денег. Обменный курс, как всякая цена, определяется в результате взаимодействия спроса и предложения на валютном рынке. Спрос на иностранную валюту предъявляют импортеры благ и экспортеры капитала, а предложение иностранной валюты определяется объемами экспорта благ и импорта капитала. В свою очередь, объемы внешнего оборота и международного перелива капиталов зависят от величины обменного курса. Поэтому при «плавающем» (определяемом на нерегулируемом рынке) обменном курсе его значение устанавливается на уровне, обеспечивающем нулевое сальдо платежного баланса. Посредством интервенций на валютном рынке Центральный банк может поддерживать обменный курс на определенном уровне (в валютном коридоре). Необходимой платой за такую валютную политику является отказ от активной кредитно-денежной политики.

Третий вопрос. Целью стабилизационной политики в открытой экономике является достижение двойного равновесия: равновесия с полной занятостью внутри страны при нулевом сальдо платежного баланса. При плавающем обменном курсе вторая задача решается рынком. Проводимая для реализации первой задачи стабилизационная политика государства корректируется мировым хозяйством через автоматическое (рыночное) выравнивание платежного баланса. При этом эффективность фискальной политики уменьшается, а эффективность кредитно-денежной - увеличивается.

Особое внимание необходимо обратить на стабилизационную политику в переходной экономике: «шоки» предложения и спроса и их преодоление.

Четвёртый вопрос следует начать с определения переходной экономики. Переходная экономика – период перехода от традиционной или командной к рыночной, смешанной экономике. Важно рассмотреть основные задачи переходного периода экономики: либерализацию, приватизацию, открытой экономики. При изучении проблем их реализации обратить внимание на способы и цели их достижения.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оформление контрольной работы. Контрольная работа должна быть написана разборчиво, без сокращений, страницы пронумерованы. Приводимые цитаты должны быть снабжены ссылками на источники. На титульном листе необходимо указать название вуза, факультета, группу, свою фамилию и инициалы, № зачетной книжки. В конце контрольной работы прилагается список использованной литературы. Номер контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки (Например, зачетная книжка №145364- контрольная работа №4, №14; №145360 – контрольная работа №10, №20).

Студенты заочной формы обучения представляют контрольную работу на кафедру в сроки, установленные учебным планом. Контрольная работа может находиться на рецензировании в течение 15 дней. В письменной рецензии преподавателя кафедры дается общая оценка работы – «зачтено», «незачтено» – и указываются ее достоинства и недостатки. Если контрольная работа не засчитывается, то с учетом замечаний она должна быть переработана.

Студенты, не представившие контрольную работу или не получившие зачета по ней, к зачетам и экзаменам не допускаются.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

2. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

5. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

6. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

7. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

8. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

9. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

Античные теории > Меркантилизм > Классическая политэкономия >
|   |   |  
Традиционная экономика с элементами товарности   Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал      
|   |   |  
Первые теории товара и денег   Богатство = деньгам = золоту      
Марксизм > Маржинализм > Кейнсианство >
|   |   |  
             
|   |   |  
             
Неоклассика (монетаризм) > Институционализм >   >
|   |   |  
          Глобализация, экология, терроризм, Интернет  
|   |   |  
             

Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий?

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод > Статистический метод > Метод научных абстракций >
|   |   |  
    Наблюдение за количественной стороной экономических процессов      
Причинно-следственный метод > Функциональный метод > Эконометрические методы  
|   |   |  
           

Тесты

Тест Обоснование
1. Экономическая теория: это наука a) О том, как улучшить личное экономическое положение b) О регулировании государством национальной экономики c) О средствах удовлетворения человеческих потребностей d) О том, как общество решает вопросы "что, как и для кого" производить e) О законах функционирования рыночной экономики  
2. Какая пара понятий отражает фундаментальную проблему экономической теории? a) Спрос и предложение b) Эффективность и справедливость c) Предпринимательство и прибыль d) Ограниченность и выбор e) Производство и потребление  
3. Редкость (ограниченность) ресурсов – это проблема, которая: a) Существует только в бедных странах b) Связана с определенными типами цивилизаций c) Типична для социализма (экономика дефицита) d) Никогда не возникает в богатых странах e) Существует при всех экономических системах независимо от степени богатства  
4. Экономическая модель призвана решать все перечисленные ниже проблемы, кроме: a) Объяснять законы функционирования реальной экономики b) Давать обобщенное представление о том или ином фрагменте экономической деятельности c) Содержать сведения о свойствах изображаемой модели d) Отражать все детали экономического развития общества e) Подтверждать или опровергать выдвигаемые гипотезы  
5 . Если экономика изучается как целостная система, то это анализ: a) Макроэкономический b) Нормативный c) Описательный d) Микроэкономический e) Позитивный  
6. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает: a) Как обществу достигнуть полной занятости b) Экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов c) Проблемы ускорения экономического роста d) Вопросы экономической безопасности e) Организацию деятельности отдельных фирм  
7. К характеристикам экономических благ относится все, кроме: a) Способность удовлетворять потребности b) Ценность c) Редкость d) Могут быть в неограниченном количестве e) Могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми  
8. Полное использование всех ресурсов общества показывает: a) Сдвиг кривой производственных возможностей вправо b) Точка вне кривой производственных возможностей c) Точка внутри кривой производственных возможностей d) Точка на кривой производственных возможностей e) Сдвиг кривой производственных возможностей влево  
9. Кривая производственных возможностей показывает: a) Все возможные комбинации выпуска продуктов b) Все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства c) Оптимальную комбинацию выпуска продуктов d) Фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства e) Степень социального неравенства в обществе  

Эссе

А. Что важнее: пушки или масло?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума?

· Роль ограниченности ресурсов в экономике и необходимость выбора.

· Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-ых годов (эпоха ввода войск в Афганистан)?

· Какая пропорция пушек и масла нужна современной России?

· Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае?

· Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары – инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания.

Б. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса «Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого производить?» на проблему «Что производить?». Связаны ли вопросы «Что производить?» и «Как производить?». Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех трех фундаментальных вопросов экономики.

· Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Многие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте свое отношение к такому подходу.

· Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-то более общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать.

В. Объективно ли экономическое знание?

· Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

· С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

· Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?

· Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?

· Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?

· Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое “экономическая система”?

2. Какова взаимосвязь понятий “экономическая система” и “цивилизация”?

3. Какие типы цивилизаций вы знаете? Что служит решающим признаком для выделения того или иного типа цивилизации?

4. Назовите главные черты традиционной цивилизации.

5. Какие основные черты присущи социалистической цивилизации? В чем ее сильные и слабые черты? Дайте прогноз дальнейших перспектив социалистической цивилизации.

6. Есть ли что-то общее между традиционной и социалистической цивилизациями?

7. Назовите определяющие черты рыночной цивилизации. Все ли они одинаково важны по вашему мнению? Какова роль отношений собственности в рыночной системе?

8. Сравните рыночную и социалистическую цивилизации.

9. В чем состоит суть формационного подхода к анализу общественно-экономических систем?

10. В чем заключаются специфические черты чистого капитализма, смешанной и переходной экономик? Каковы плюс и минусы развития России по каждой из этих моделей общества?

11. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы? Как усилить первые и ослабить вторые?

12. Какие факторы производства вы знаете?

13. Перечислите основные субъекты экономики и опишите их роль.

Б. Опишите взаимосвязи основных черт рыночной экономики.

На приводимой ниже схеме в виде прямоугольников схематически изображены основные черты рыночной экономики. Соедините стрелками те черты, которые, на ваш взгляд, являются взаимосвязанными. Подпишите на стрелках характер влияния одной черты на другую. Например, черта А «порождает» (стрелка с соответствующей надписью) черту Б, которая в свою очередь «противодействует» (надпись на стрелке) черте В и т.д.

Личный (корыстный) интерес   Частная собственность    
         
  Свобода предпринимательства   Суверенитет потребителя  
         
    Принцип «невидимой руки»   Конкуренция
Роль государства        
      Рынок и цены как механизм саморегуляции  
                       

Тесты

Тест Обоснование
1. Исходным критерием разграничения типов экономических систем служит: a) Темпы экономического роста b) Используемые технологии и уровень благосостояния членов общества c) Способ ответа на три фундаментальные проблемы экономической жизни d) Эффективность использования редких ресурсов e) Степень социальной справедливости  
2. В конкурентной рыночной экономике при производстве и распределении продукта приоритет отдается интересам: a) Государства b) Продавцов c) Покупателей d) Производителей e) Общества  
3. Что из перечисленного не является фактором производства? a) Капитал b) Земля c) Деньги d) Предпринимательские способности e) Труд  
4. Способность рыночной экономики к cаморегулированию объясняется: a) Умением предпринимателей верно оценивать объем и динамику рынка b) Значительной степенью правительственного вмешательства c) Развитием политической демократии d) Конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков e) Координацией деятельности крупнейших фирм (в современных условиях)  
5. К числу преимуществ, которыми обладала плановая экономика, можно отнести: a) Быстрый технический прогресс и внедрение изобретений b) Широкий выбор потребительских товаров c) Определение цен на большинство товаров государственными органами и связанная с этим дешевизна d) Отсутствие безработицы и небольшая социальная дифференциация населения e) Эффективное использование ресурсов  
6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют: a) Рынки факторов производства b) Рынки потребительских товаров c) Производители (фирмы) d) Взаимодействие всех сегментов данной модели e) Потребители  
7. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относятся: a) Антимонопольное регулирование b) Обеспечение общественными благами c) Определение цен на продукты и ресурсы d) Перераспределение доходов e) Достижение макроэкономической стабилизации  
8. Как бы вы определили экономическую систему в современной России? a) Рыночная экономика b) Смешанная экономика c) Переходная экономика нового типа d) Переходная экономика e) Рыночная экономика нового типа  
9. Экономика является смешанной, если: a) Существует полная свобода конкуренции ("laissez faire") b) Не завершился процесс перехода к рынку от традиционной или социалистической экономики c) Государство обладает монопольным правом на собственность и предпринимательскую деятельность d) Действия рыночных сил дополняются государственным регулированием e) Преобладает смешанная (частная с участием государства) форма собственности  

Эссе

А. Не является ли рыночная экономика эффективной только для богатых?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Как известно, рыночная экономика с помощью цен выравнивает объемы спроса и предложения, не допуская, таким образом, возникновения дефицитов или излишков. То есть производится то и только то, на что существует спрос. Это свидетельствует об эффективности рыночной экономической системы.

· Однако в этом рассуждении под спросом понимается только платежеспособный спрос. Последний же прямо связан с распределением доходов в обществе. То есть богатые, имеющие деньги для оплаты своих запросов, действительно могут быть уверены в том, что рынок эффективно удовлетворит их потребности. Потребности бедных, не имеющих денег, напротив, останутся неудовлетворенными. В итоге в рыночной экономике вполне возможна ситуация, когда производство товаров и услуг будет ориентировано на удовлетворение прихотей и даже нелепых причуд богатых, в то время как бедные будут умирать от голода, холода и отсутствия медикаментов. Такая экономика не заслуживает названия эффективной.

· При этом рыночная экономика не имеет естественных или, как говорят экономисты, «встроенных» механизмов выравнивания доходов разных социальных групп. Или, по-вашему, такие механизмы все-таки есть?

· С другой стороны, существует так называемый «исторический аргумент» в пользу капитализма, предложенный великим австро-американским экономистом Йозефом Шумпетером. Он сравнил положение современного рабочего с положением крестьянина эпохи французского «солнце-короля» Людовика XIV. Ясно, что положение бедных радикально улучшилось за истекшие столетия господства рыночной экономики. Если же сравнить жизнь современного магната и аристократа старых времен, то сдвиги окажутся куда меньше. Они коснутся скорее формы удовлетворения потребностей, чем их сути (у маркиза времен «солнце-короля» не было электробритвы, но вряд ли он от этого страдал, так как его брил личный брадобрей). Вывод Шумпетера: история показывает, что от существования рыночной экономики бедные выигрывают не меньше богатых.

· Известен и контраргумент взглядам Й. Шумпетера. Современные бедные действительно живут лучше бедных прежних времен, но произошло это не из-за закономерностей функционирования рыночной экономики, а вопреки им. В частности, положение низов улучшилось из-за классовой борьбы и перераспределительной роли государства.

Б. Россия (не?) является особым типом цивилизации и особой экономической системой.

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Хорошо известно, что историческая судьба нашей страны отличается исключительным своеобразием. В разные эпохи (при Иване III, Петре I, Николае I, в конце XIX в., в настоящее время) активно обсуждалась проблема «особого русского пути». При этом четко сложились два основных подхода к проблеме: славянофильский и западнический.

· Лейтмотив славянофильского подхода состоит в подчеркивании особости, «инаковости» российского общества и экономики. Согласно этой точке зрения, копирование институтов западного общества не совместимо с природой России, а реформы, переносящие их на российскую почву, только вредят стране.

· Наиболее радикальные сторонники этого подхода считают, что в России действуют особые экономические законы, а хозяйство страны не должно быть ни социалистическим, ни капиталистическим (рыночным), а представлять некий третий национально-русский тип.

· Сторонники западнического подхода полагают, что существуют лишь общемировые цивилизационные типы. Конкретнее, наиболее эффективным типом организации хозяйственной жизни является в настоящее время рыночная экономика. России надлежит заимствовать институты развитых стран (чаще всего упоминаются так называемые «либеральные ценности»). Только переход к ним введет нашу страну в число процветающих экономик.

· Наиболее радикальные сторонники западничества настаивают на ускоренном и насильственном (или полунасильственном) внедрении западного опыта. В ходе этого процесса особенности российской экономики (трактуемые радикальными западниками как признаки отсталости) исчезнут.

· Какая из позиций представляется более обоснованной? Какие аргументы можно привести в их пользу? О чем говорит исторический опыт российских реформ в разные эпохи?

· Возможен ли компромисс между обеими позициями (некий средний вариант)?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.

2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?

3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.

4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?

5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной экономике.

6. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково?

7. Эластичность рыночного предложения по цене.

8. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

9. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.

10. Сопоставьте объяснение процессов рыночного ценообразования теориями предельной полезности и трудовой стоимости. Какое из них представляется вам более обоснованным?

Б. Как влияют на спрос и предложение различные сдвиги в экономической ситуации? Пометьте крестиками в приводимой ниже таблице клетки, соответствующие наличию влияния. Клетки, где влияние отсутствует, оставьте пустыми. В первой строке таблицы в качестве примера нужные клетки уже помечены.

  Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль кривой предложения
a) Изменение цен   Х   Х
b) Изменение цен товаров-заменителей        
c) Внедрение новой технологии производства        
d) Изменение моды        
e) Изменение доходов потребителей        
f) Изменение цен на сырье        
g) Изменение цен дополняющих товаров        
h) Появление сильных инфляционных ожиданий        

Наши рекомендации