Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска

Например, чем больше материалов на изготовление продукции расходуется, тем выше издержки.

Постоянные и переменные издержки образуют совокупные издержки (TC).

Совокупные издержки есть сумма постоянных и переменных издержек (TC = FC + VC).

21. Понятие совокупных издержек производства. Понятие средних совокупных издержек производства. Понятие предельных издержек производства.

Совокупные издержки есть сумма постоянных и переменных издержек (TC = FC + VC).

Выделяют средние совокупные издержки(ATC), средние постоянные издержки(AFC) и средние переменные издержки(AVC).

Средние совокупные издержки – частное от деления совокупных издержек на объем выпуска:

Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru

Предельные издержки (МС) – прирост совокупных издержек производства, связанный с производством добавочной единицы продукции. Как правило, под предельными издержками понимают издержки на производство последней единицы продукции:

Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru

22. Понятия совокупного дохода и совокупной прибыли.

Валовой (совокупный, общий) доход (TR) – денежная сумма, которую получило предприятие от реализации товаров за определенное время:

Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru

Совокупная прибыль – величина, на которую превышает совокупный доход совокупные издержки. Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль равна разнице между совокупным доходом и бухгалтерскими издержками, экономическая прибыль - разница между экономическими издержками и доходом предприятия.

23. Нормальная прибыль и ее экономический смысл.

Если предприятие получает нулевую экономическую прибыль, то оно покрывает все свои издержки и получает нормальную прибыль.

Нормальная прибыль – прибыль, от которой отказываются предприниматели в пользу ресурсов своего предприятия, но которую они могли бы получить, вложив свои ресурсы в другие виды деятельности за пределами данного предприятия. Таким образом к внутренним издержкам относится и нормальная прибыль, необходимая для того, чтобы получить и удержать ресурсы в пределах данного производства.

24. Предельный доход и его сущность.

С изменением объема производства величины валового дохода и совокупных издержек изменяются по-разному, а именно: величина прибыли предприятия будет зависеть от объема производства. Именно по этому предприятия стараются установить такой объем производства и реализации продукции, при котором обеспечивается максимальная прибыль. Для этого определяется предельный доход (MR), т. е. прирост совокупного дохода предприятия в результате увеличения выпуска продукции на одну единицу:

Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru

25. Издержки производства в краткосрочном периоде. Издержки производства в долгосрочном периоде.

Учитывая возможности предприятия изменять объемы использования ресурсов в процессе производства, его деятельность как микросистемы рассматривают в краткосрочном периоде – т. е. периоде, на протяжении которого ни один из факторов производства не может быть изменен; долгосрочном – периоде в деятельности предприятия, когда все факторы изменяют свою величину.

Другими словами, в долгосрочном периоде все издержки становятся переменными.

26. Постоянные и переменные издержки. Средние постоянные и средние переменные издержки производства.

Средние постоянные издержки – частное от деления постоянных издержек на объем выпуска:

Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru

Средние переменные издержки – частное от деления переменных издержек на выпуск:

Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru

27. Сущность закона предложения. Ценовые факторы, определяющие величину предложения. Неценовые факторы, определяющие величину предложения.

Предложение (S – англ. – «supply»)– количество благ, которое производитель хочет и может предложить для продажи на рынке в определенный период времени при данных условиях.

Объем (величина) предложения (QS) – количество товара, которое производитель предлагает для продажи по каждому значению цены в единицу времени и при определенных условиях.

На предложение, как и на спрос, влияют ценовые и неценовые факторы, т. е., другими словами, в общем случае предложение является функцией множества факторов. Зависимость предложения от факторов, влияющих на него, выражает функция предложения:

Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru

где QSX – объем предложения товара Хв единицу времени;

РХ– цена товара Х;

РY – цены альтернативных товаров (т.е. таких товаров, которые могут изготавливаться из тех же ресурсов);

PZ– цены ресурсов;

К– технология, используемая при производстве данного товара;

Н – налоги и дотации;

З– стабильность законодательства и определенность правового поля;

С– специфические факторы (климатические условия, изменения в моде, психологическая мотивация и т.д.);

… – другие важные факторы (структура рынка, ожидания относительно будущих экономических условий). Таким образом, основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком или кривой предложения. Чем выше цена, тем, при прочих равных условиях больше предложение благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может и сократиться.

28. Функция предложения. Изменение предложения и факторы его определяющие. Коэффициент эластичности предложения.

Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.

Шкала предложения – это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Кривая предложения – это графическое выражение связи между ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Кривая предложения отражает взаимосвязь между количеством предложения блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т.е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет "восходящее" и "вогнутое" очертание:

 
  Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru

 
 
Рис. 7.1 Построение кривой предложения

Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ, чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.

«Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им, и расширение выпуска блага прекратится, в результате чего объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.

Что же лежит в основе кривой предложения?

Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:

ü издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;

ü технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;

ü цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;

ü цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;

ü количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;

ü количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;

ü налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства;

ü государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;

ü особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.

Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает их вносить эти изменения?

Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения, при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.

Следует не путать понятия «движение вдоль кривой предложения» и «сдвиг кривой предложения».

Движение вдоль кривой предложения – реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложение изображается движением вдоль кривой предложения.

Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.

Сдвиг кривой предложения – реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (точнее – характера предложения). Изменение предложения – это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения.

Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смешение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.

Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы – это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага – это движение вдоль кривой предложения.

Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru

В данном разделе рыночное предложение рассматривается с позиции конкурентной фирмы, т. е. предполагается, что продавцы и покупатели располагают полной информацией (подробнее о рынке совершенной конкуренции см. в теме). Дальнейшее рассмотрение механизма образования рыночного предложения и поведения фирмы требует различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

Эластичность предложенияхарактеризует реакцию производителя на изменение цены товара, который он производит. Коэффициент прямой эластичности предложения от цены ES показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товара при изменении цены на 1%:

Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru

При ES = 0, предложение не реагирует на изменение цены. В этом случае кривая предложения вертикальная.

При Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru незначительные колебания цены приведут к неограниченному росту объема предложения или до полного его исчезновения при незначительном уменьшении цены.

При Е = 1 одинаковые изменения в цене приводят к одинаковым изменениям в предложении.

При ES < 1 предложение считается неэластичным, что означает, что колебания цены не вызывают существенного уменьшения (или увеличения) объема выпуска товара. Если же наблюдается обратный случай, т.е. ES > 1,то предложение эластично и незначительные колебания цены вызывают значительные изменения объема предложения.

 
  Переменные издержки – это такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объема выпуска - student2.ru

Какие же факторы влияют на эластичность? К ним, прежде всего, относятся:

ü Мобильность производителя, гибкость и уровень загруженности производственных мощностей предприятия;

ü Характер применяемой технологии;

ü Возможность мобилизации внутренних и внешних источников накопления;

ü Фактор времени. Предложение реагирует на изменение цены обычно с определенным временным лагом. Поэтому эластичность предложения тем выше, чем большим временем располагает производитель для изменения объема предложения.

29. Совершенная конкуренция и ее характерные черты.

Наши рекомендации