Тема 3. рынки факторов производства

Рынок труда

Прочтите статью и ответьте на вопросы.

Интерфакт. "Ведомости". 16 мая 2001 г.

"Конфликт между руководством ОАО "Аэрофлот – Российские международные авиалинии" и трудовым коллективом компании по поводу введения контрактной системы оплаты труда разгорается всё больше и больше. По информации агентства "Интерфакс", на этот раз руководство "Аэрофлота" намерено подать в суд иск к совету Профсоюза авиационных специалистов (ПРАС). Поводом для этого послужила проведенная в воскресенье часовая предупредительная забастовка трудового коллектива Авиационно-технического центра (АТЦ) "Аэрофлота". Руководство компании считает её незаконной. По мнению представителей "Аэрофлота", ПРАС нарушил существующее законодательство, самостоятельно определив минимум обеспечиваемых во время забастовки работ и услуг...

Однако представители ПРАС не считают забастовку незаконной. По словам Виктора Клещенкова, председателя совета ПРАС, о забастовке руководство компании было извещено за три дня.

"Между коллективом АТЦ и работодателем в лице "Аэрофлота" в настоящее время идет трудовой спор об улучшении условий труда, и в том числе о повышении заработной платы", – заявил Клещенков. После проведенных пятидневных переговоров ни одно из семи требований авиатехников руководство авиакомпании не удовлетворило. В связи с этим коллектив АТЦ провел предупредительную забастовку. В ней приняли участие сотрудники всех цехов АТЦ, всего около 300 человек. Ранее сообщалось, что около 500 бортпроводников в знак протеста против введения контрактной системы оплаты их труда с начала мая взяли больничные листы.

"Решение о повышении заработной платы уже принято. Фонд заработной платы увеличен в 2001 г. на 32%. Идет переход на более прогрессивную систему оплаты труда – по индивидуальным контрактам. Летчики на неё уже перешли, сейчас бортпроводники начинают переходить, потом АТЦ", – заявил в понедельник Александр Лопухин, заместитель генерального директора "Аэрофлота" по связям с общественностью.

По информации "Интерфакса", Комитет труда и занятости при правительстве Москвы пригласил обе стороны 17 мая на трудовой арбитраж. "В течение пяти дней будут идти переговоры, по результатам которых должно быть заключено соглашение. Если оно нас не будет устраивать, то 25 мая мы созываем конференцию и рассматриваем вопрос о начале бессрочной забастовки", – заявил Клещенков".

Задания для кейс-анализа:

1. Как выглядит ситуация на рынке труда (равновесная ставка заработной платы и занятость в отрасли) с точки зрения "Аэрофлота", с точки зрения Профсоюза авиационных специалистов?

2. Как вы думаете, рынок данного вида труда является в большей степени конкурентным или монопольным? Приведите факты из статьи, подтверждающие вашу точку зрения.

3. Какой будет ситуация на рынке труда, если контрактная система будет введена? Почему профсоюз против этой системы, а руководство компании за?

4. Можно ли на основании фактов из статьи сделать вывод о том, какую цель ставит перед собой профсоюз на рынке труда?

5. Проанализируйте воздействие предупредительной забастовки на равновесие на рынке труда.

6. Какую роль, по-вашему, в достижении нового равновесия на рынке труда играют требования улучшения условий работы? Проанализировать воздействие этих требований на функции спроса на труд и предложения труда.

7. Какие еще меры, кроме забастовки, предпринимали работники для достижения своих целей? Проанализируйте воздействие этих мер на рынок труда.

Рынок капитала

Прочтите статью и ответьте на вопросы.

На спорной земле. Т. Егорова. "Ведомости". 11 мая 2001.

"Во вторник авиакомпания "Аэрофлот" подписала контракт на проектирование и строительство терминала "Шереметьево-3" с компанией Bovis Lend Lease International Ltd (она еще в феврале была выбрана управляющей компанией строительства). Однако стройка может затянуться из-за недавнего спроса Москвы и Подмосковья о праве собственности на землю в Шереметьеве.

Суммарная пропускная способность двух ныне действующих терминалов "Шереметьево" – около 10 млн пассажиров в год – недостаточна уже сегодня. Кроме того, в 2003 г. "Аэрофлот" планирует войти в глобальный авиа-альянс SkyTeam с участием Air France, Delta Airlines, авиакомпаний Кореи и Мексики. К этому времени "Аэрофлот" и предполагает открыть новый терминал, рассчитанный на приём 8 – 10 млн пассажиров в год.

Первый камень "Шереметьево-3" был заложен в феврале. Тогда гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов заявил, что терминал будет построен за 32 месяца. Стоимость проекта $250 – 300 млн, срок окупаемости – 8 - 10 лет.

Третий терминал будет обслуживать все рейсы "Аэрофлота" и иностранных авиакомпаний. Двум другим терминалам останутся чартеры, бизнес-перевозки и рейсы авиаперевозчиков России и СНГ. Это наименее выгодные клиенты "Шереметьево" (пассажирские сборы на внутренних рейсах отечественных авиакомпаний составляют $0,7 с билета, на зарубежных – в 10 раз больше). Чтобы минимизировать эти потери, "Аэрофлот" предлагает Международному аэропорту "Шереметьево" долю в новом терминале. Авиакомпания готова взять на себя около 15% расходов по строительству терминала, совладельцами которого также выступят Bovis и пока неизвестный стратегический инвестор. Начальник службы корпоративных коммуникаций "Аэрофлота" Ирина Данненберг пояснила "Ведомостям", что Bovis уже в мае-июне намерена провести тендер среди потенциальных инвесторов "Ш-3". И в "Аэрофлоте", и в московском офисе Bovis отказались комментировать, кто в нём будет участвовать.

Аналитик компании "АТОН" Елена Сахнова считает, что наиболее логичным является привлечение в качестве инвестора одного из будущих партнеров по альянсу. "Возможно, кто-либо из них возьмет на свой баланс часть заемных средств", – говорит Сахнова. По её мнению, услуги Bovis обойдутся "Аэрофлоту" дорого. "Однако, – полагает Сахнова, – имя и репутация управляющей компании позволит на выгодных условиях привлекать кредитные средства".

Затормозить строительство может давний конфликт администраций Москвы и Подмосковья, которые вот уже несколько лет спорят за право собственности на землю, на которой будет расположен новый терминал. "Аэрофлот" занял сторону Подмосковья, администрация которого предоставила авиакомпании налоговые льготы в обмен на инвестиции в размере $50 млн. "Нас не касаются юридические споры о земле, – говорит Ирина Данненберг, – мы заключили договор об аренде 50 гектаров земли сроком на 49 лет с Химкинским районом Подмосковья".

Но, по словам аналитиков, представителей Bovis этот конфликт всерьез беспокоит "Они опасаются, что оформление бумаг в России может занять больше времени, чем само строительство", – сказала "Ведомостям" аналитик UFG Юлия Жданова.

Задания для кейс-анализа:

1. Каким образом неурегулированность прав собственности на данную территорию оказывает влияние на оценку инвестиционных проектов, связанных с использованием этой территории?

2. Увеличивает или уменьшает неурегулированность прав собственности дисконтированную стоимость инвестиционного проекта?

3. Что можно сказать об относительном изменении прочих показателей инвестиционных проектов, если речь идет об объекте с неурегулированными правами собственности?

4. Каким образом проблема оценки вложений в объект с не до конца урегулированными правами собственности решается в данном случае?

5. Какие дополнительные расходы, по-вашему, могут возникнуть у строительной компании (или у заказчика) в связи с неурегулированными правами собственности на землю при осуществлении данного инвестиционного проекта? При ответе опирайтесь на факты, изложенные в статье.

6. Если исходить из того, что проект строительства терминала является безубыточным, какой должна быть ставка банковского процента, используемая при анализе данного инвестиционного проекта? Насколько ваши расчёты согласуются с теми ставками, которые действуют в реальности? Что можно сказать об обоснованности данного инвестиционного проекта?

7. Если бы вы представляли собой неизвестного потенциального стратегического инвестора (о котором упоминается в статье), какие аргументы из статьи убедили бы вас в том, что в данный проект стоит вкладывать средства? А какими могли бы быть контраргументы?

8. Как вы думаете на основании фактов из статьи, какова внутренняя отдача на капитала для данного проекта? А какова целевая норма прибыли на капитал, которую компания "Аэрофлот" закладывает в данный проект? Почему первая и вторая нормы могут не совпадать?

9. Представитель "Аэрофлота" (Ирина Данненберг) считает, что компанию не касаются юридические спросы о земле. Главное – они заключили договор об аренде. И могут более не волноваться. А вот представители фирмы – партнера Bovis наоборот видят в этом повод для беспокойства. Кто, по-вашему, прав? Насколько вообще юридические споры могут касаться оценки инвестиционных проектов?

10. Можете ли вы привести другие примеры случаев, когда юридические тонкости о праве на объект оказали какое-либо влияние на инвестиционные проекты, связанные с этим объектом?

Наши рекомендации