Торгові відносини публічно-правового і приватноправового характеру
Уже из рассмотренных особенностей торгового права можно заметить, что торговое право включает в себя как частное, так и публичное право.
Нормы, определяющие отношения, которые возникают между частными лицами (физическими или юридическими), а также государством, когда оно выступает в качестве субъекта частных правоотношений, в области торговли, получили название jus privatum торгового права.
К jus publicum торгового права относятся те постановления, в которых заключаются:
1) правила, устанавливающие порядок уплаты налогов, сборов и т.п.;
2) правила торговли;
3) меры, принимаемые в отношении нарушителей торговли, и т.д.
Торговля «порождает известные отношения между самим государством и лицами, отдающимися торговой деятельности. Результатом этого является публичное торговое право»3.
В этом смысле можно говорить об административном торговом праве, например, нормировании деятельности банков, уголовном торговом праве, финансовом торговом праве, касающемся налогов4.
Наука торгового права
Исследованиям проблем торгового права были посвящены труды многих предшественников современных юристов.
Развитие этой отрасли литературы всегда находилось в непосредственной связи с состоянием торгового права той или другой страны.
В своей эволюции торговое право прошло три эпохи: итальянскую, французскую и германскую.
Зачатки современного торгового права прежде всего появились в Италии — в виде слагавшихся торговых обычаев;
здесь же были опубликованы и первые сочинения по торговому праву. Так, еще к середине XIV века относится сочинение Пеголетти, излагавшее итальянские торговые обычаи.
Ордонанс 1673 г. Людовика XIV знаменовал собой первый кодекс торгового права, сухопутного и вексельного.
Вторая попытка кодификации торгового права была сделана в прусском Ландрехте 1794 г., где 8-й титул 2-й части (около 2000 §§) посвящен торговому праву (сухопутному, вексельному и морскому).
В Российской империи торговое право было не кодифицировано, а сведено в Устав Торговый (1857 г.). (Особый интерес представляет глава об открытии наследства после лиц, производящих торговлю.)
Кодификация торгового права в большинстве стран Западной Европы и США произошла в середине второй половины прошлого века.
Французский торговый кодекс вступил в силу с 1 января 1808 г. Германское торговое уложение действует с 1 января 1900 г. Испанский торговый кодекс принят 1 января 1886 г. Торговый кодекс Португалии действует с 1 января 1889 г.
Единообразный торговый кодекс США 1952 г.— основной нормативный акт, регулирующий торговые отношения на территории всей страны. Наряду с этим многие нормы торгового права состоят из законодательных актов и прецедентов, создаваемых на уровне штатов.
Самостоятельная литература по торговому праву появилась сравнительно поздно, к середине XVI столетия. До этого вопросы торгового права излагались совместно с вопросами гражданского права, каноническим правом или, наконец, с искусством торговли.
В период до 1917 г. развитию торгового права способствовали труды таких ученых, как П. Цигович, А.И. Гуляев, А.И. Каминка, Д.К. Лаврентьев, A.M. Фемелиди, А.Ф. Федоров, Г.Ф. Шершеневич. Последние в то же время относили к торговому праву все правовые нормы, регулирующие извлечение «барыша».
В середине 20-х годов была предпринята попытка кодификации торгового законодательства, разработан проект Торгового Свода СССР, но в связи с завершением периода нэпа ему не суждено было увидеть свет.
В советский период огромный вклад в исследование проблем торгового права внес В.М. Гордон, обративший внимание на такие специфические черты предпринимательской торговли, как массовость сделок и вытекающие отсюда особые формы их оформления (упрощенность, публичный характер и т.п.). Вопросам расщепления договорного содержания и договорной формы гражданского права и в частности торгового права внимание уделял Б.С. Мартынов'.
Известным специалистом в области внешней торговли являлся М.М. Жирмунский и др.
В более позднее время науки торгового права в СССР практически не было, так как возобладала цивилистическая точка зрения о несамостоятельности торгового права.