Сущность и основные элементы рыночного механизма.

Наличие товарного производства и необходимость обмена товарами между специализированными производителями неизбежно вызывает к жизни рынок как форму организации отношений обмена. На рынке встречаются покупатели и продавцы, производители и потребители, которые обмениваются потребительными стоимостями на основе эквивалентности. Поэтому рынок можно определить как совокупность отношений между продавцами и покупателями, производителями и потребителями по поводу реализации произведенных товаров и удовлетворения потребностей. Благодаря рынку создаются возможности удовлетворения потребностей как в производительном, так и в личном потреблении, осуществляется процесс воспроизводства, создаются стимулы для развития производства товаров.

Развитие рынка - объективный процесс, который складывается в зависимости от существующих производственных отношений. В ходе эволюции стихийные процессы обмена постепенно упорядочивались, и на место стихийного рынка пришел регулируемый конкурентный рынок. Организационные формы его различны в различных странах, на них влияют как уровень развития производительных сил и производственных отношений, так и естественно-исторические особенности развития каждой страны. Но рынок в любой стране имеет общие черты, которые отразились в своеобразном идеале - представлении о свободном рынке.

Свободный рынок должен обладать несколькими характеристиками, общими для любой страны и этапа развития:

1) ничем не ограниченное количество участников конкуренции;

2) абсолютная мобильность факторов производства;

3) доступность рыночной информации для каждого участника;

4) полная однородность одноименных продуктов, т.е. отсутствие товарных и фирменных знаков;

5) ни один участник конкуренции не должен иметь возможности повлиять на других участников.

Если проанализировать эти признаки, то можно отчетливо увидеть, что ни один из них полностью не соблюдаются, а некоторые в современных условиях реализовать просто невозможно. Так, количество участников конкуренции ограничивается прежде всего финансовыми возможностями каждого. Хотя существуют рынки средств производства, рабочей силы и информации, это не означает, что в любой момент можно купить и продать то, что необходимо, так как этот процесс связан с временным и другими факторами. Знать все о своих конкурентах практически невозможно, так как существуют коммерческие тайны. Одноименные товары различаются сейчас прежде всего торговыми марками, и конкурируют в основном не цены, а качество товаров, представленное фирменными знаками. Отдельные производители, особенно мелкие, конечно, повлиять друг на друга не могут, но конкуренция неизбежно рождает монополию, а монополия имеет возможность влиять на немонополизированное производство.

Анализируя формы проявления признаков свободного рынка, можно с уверенность сказать, что свободного рынка в чистом виде никогда не было, нигде нет в настоящее время, и не может быть, вероятно, никогда. Но любой функционирующий рынок несет в себе элементы свободного рынка.

Рынок является самонастраивающейся системой и в этом его одно из основных преимуществ. Такое саморегулирование рынка обеспечивается его механизмом. Рассмотрим рыночный механизм на примере его идеала - свободного рынка. Сущность этого механизма однотипна в любом рынке, но сам он испытывает различное влияние со стороны внешних факторов, что обуславливает различие его организационных форм. Механизм функционирования рынка можно представить следующей схемой (См. схему 1).

Основу этого механизма составляет закон стоимости. Когда спрос равен предложению (а это является идеальным состоянием рынка и существует как временное явление), то цена на товары устанавливается на уровне общественно необходимых затрат и выступает как цена равновесия. Предположим, что возросли потребности в товаре А. Это означает, что спрос на этот товар

Схема 1.

возрастает и начинает опережать предложение. Цены также начинают расти, и норма прибыли в данном производстве соответственно возрастает. Происходящий процесс привлекает дополнительные капиталы и, следовательно, появляется возможность вовлечь в производственный процесс дополнительные факторы производства (средства производства и рабочую силу). Расширение производства позволяет увеличить предложение товара А, и, таким образом, равновесие между спросом и предложением восстанавливается, цены начинают уменьшаться и опять приходят к ценам равновесия. Конечно, в условиях реального рынка на цены влияет не один, а множество социальных и экономических факторов, но мы рассматриваем данный процесс упрощенно, чтобы получить представление о сущности рыночного механизма.

Таким образом, если абстрагироваться от воздействия всех внешних факторов, кроме изменения потребностей, то можно увидеть, как механизм рынка регулирует производство и поддерживает пропорции между производством и потреблением, между спросом и предложением, т.е. рынок существует как саморегулирующаяся система. Но в современных условиях рынок находится под влиянием различных факторов: вмешиваются в механизм рынка монополии, государство, профсоюзы и др. Это может выражается в различных формах - профсоюзы препятствуют новому набору рабочей силы, когда необходимо расширение производства, затягивается приток дополнительных капиталов, монополии мешают вовремя проследить за изменением потребностей, так как контролируют цены на основных рынках, и т.д. Все это не способствует нормальному формированию рынка, но рыночный механизм в конце концов справляется с данными трудностями: ему помогают государство, законы и другие методы регулирования рыночной экономики. Лишь один элемент механизма рынка не терпит никакого вмешательства извне -это цены. Именно через цены воспринимаются все изменения в спросе и предложении, и если цены не меняются, то отреагировать на изменения рынок не может, у него нет информации. Поэтому всегда стабильные цены означают отсутствие рыночных отношений.

Рынок и его механизм как любое явление не идеальны и имеют как положительные, так и отрицательные черты.

К положительным чертам рыночного механизма можно отнести.

1. Рынок ориентирует экономику, производителей на потребности людей. Становится выгодным производить только такие товары, которые пользуются спросом. В условиях рыночной экономики человек становится свободным в выражении потребностей. Он покупает не то, что ему предлагают на рынке, а то, что ему нужно, четко зная, что если необходимого товара нет на рынке сегодня, он обязательно будет завтра. В современных условиях рынок все больше начинает работать на индивидуальные потребности, по индивидуальным заказам.

2. Рынок заинтересовывает производителей в расширении производства, увеличении ассортимента товаров и повышении их качества.

3. Механизм рынка стимулирует использование достижений НТП, снижение затрат на производство, рост эффективности. Победить в конкуренции, повысить качество товара или произвести новый товар можно только используя новую технологию, новые идеи в производстве, и чем меньше затраты, тем больше возможностей получить прибыль, т.е. повысить эффективность производства. Рынок как бы толкает производство к совершенствованию, к росту эффективности.

Это основные положительные стороны рыночного механизма. Но есть у него и отрицательные моменты. Точнее, это негативные черты не самого рыночного механизма, а тот круг проблем, решить которые рынок не в состоянии, они ему не подвластны. К этим проблемам относятся следующие.

1. Сохранность невоспроизводимых природных ресурсов и охрана окружающей среды. Рынок, с его тенденцией к качественному и количественному развитию, может в принципе переработать максимальное количество природных ресурсов, не задумываясь о последствиях. Регулировать этот процесс он не в состоянии. Поэтому данную функцию должно взять на себя государство.

2. Обеспечение важнейших социально-экономических прав человека (на труд, на доход, на нормальное благосостояние). Рынок в данном вопросе никаких гарантий не дает.

3. Перераспределение доходов в целях обеспечения социально - экономических прав человека. В рыночной экономике понятия распределения материальных ресурсов не существует, распределяются и перераспределяются только деньги. Распределение ресурсов осуществляется не через централизованное фондирование, а через рынок, через куплю-продажу средств производства и рабочей силы на рынках, через перелив капиталов из одной отрасли в другую. Перераспределить же денежные доходы между теми, кто получает их в процессе конкуренции, и теми, кто по каким-либо причинам не может принимать участия в этом процессе, сам рынок не в состоянии. Поэтому эту функцию берет на себя также государство.

4. Рынок не обеспечивает стратегических прорывов в науке. В условиях рыночной экономики обеспечивается развитие прикладных наук, конструкторских разработок. Фундаментальные науки прямо на производство практически не влияют, и поэтому рынок не заинтересован в их развитии. Финансирование фундаментальных наук и исследований, связанных с большими затратами и неопределенностью результатов, берет на себя государство.

5. Рынок не обеспечивает контроль за денежным обращением. Без денег рынок не может существовать, но рыночный механизм регулирует лишь производство товаров и определяет спрос на деньги, а деньги он не производит. Выпуск денег осуществляет государство, оно же через эмиссию и другие мероприятия должно обеспечивать контроль за движением денежной массы, ее соответствие спросу на деньги и сумме цен на произведенные товары.

6. Рынок не регулирует внешнеэкономические связи. В принципе каждый участник рыночной конкуренции может поддерживать отношения с любой иностранной фирмой, с любой страной. Но регулирует эти отношения государство: через систему поощрений, льгот оно стимулирует развитие внешнеэкономических отношений с другими странами и обратными экономическими мерами сокращает эти связи с другими странами.

Из этого перечня видно, что рынок не всесилен. Отсутствие у рынка возможности обеспечить решение ряда социально-экономических проблем требует вмешательства государства в экономические отношения. Отсюда вытекает и содержание экономических функций государства в рыночной экономике - оно должно делать только то, что не может сделать рынок.

Важнейшими экономическими рычагами рыночного механизма являются спрос и предложение. Говоря о спросе, нужно помнить, что спрос не тождественен потребностям, а предложение - это не есть произведенные товары. Спрос, действительно, зависит от потребностей, но это потребности, обеспеченные деньгами, т.е. платежеспособные потребности. Помимо потребностей спрос зависит от уровня доходов, от нормы сбережений (т.е. от доли доходов, направляемой на сбережения) и от уровня цен на товары и услуги. Предложение - это не вся произведенная продукция, а только та продукция, которая доставлена на рынок и предлагается для покупки. Соответствие предложения спросу обеспечивает состояние рыночного равновесия.

Рыночное равновесие достигается через колебаний цен вокруг стоимости. Покупатель приходит на рынок за товаром и предлагает за него цену спроса, т.е. ту максимальную цену, которую он готов заплатить за данный товар. Продавец же выносит товар с целью получить за него прибыль и назначает цену предложения, т.е. минимальную цену, за которую он может отдать товар. И та, и другая цены образуются под влиянием множества факторов, но в каждом случае они являются теми ориентирами, в пределах которых формируетсяцена равновесия, т.е. та цена, в которой совпадают в данный период интересы покупателя и продавца. Таким образом, цена равновесия не может быть ниже цены предложения и выше цены спроса. Для того чтобы иметь выгодные производство и не разориться, производитель должен постоянно изучать рынок, знать тенденции спроса вообще и на отдельные товары в частности. В условиях экономической свободы импульс рыночному механизму задает конкуренция.

Конкуренция - общественная форма взаимного соперничества, состояния агентов рыночного хозяйства в процессе реализации их экономических интересов. В результате конкуренции достигается максимизациия прибыли или выгоды путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. Это с одной стороны, а с другой - конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.

"Конкуренция, если ей не мешают, - писал Фридрих Хайек, - создает положение, при котором производиться будет, во-первых, все что хоть кто-нибудь умеет производить и может продать с прибылью по приемлемой для покупателя цене; во-вторых, все будет производиться теми, кто может делать это, по крайней мере, столь же дешево, как и еще кто-то (хотя этот кто-то на деле, возможно, и не производит данный продукт), и, в-третьих, все будет продаваться по цене более низкой (или, по меньшей мере, по столь же низкой цене), какую в принципе мог бы назначить некто, на самом деле данный товар не продающий".

Существует закон конкуренции, т.е. регулятор отношений состязательности в рыночном механизме между:

1) товаропроизводителями за рынок сбыта продукции, ограниченный платежеспособным спросом покупателя;

2) предпринимателями за рынок ресурсов в условиях ограниченного их воспроизводства;

3) продавцами и покупателями за уровень цен на конкурентные товары и услуги;

4) покупателями за возможность приобрести товар в условиях дефицита.

Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Современная рыночная экономика отличается рядом характерных черт. Прежде всего необходимо отметить возросшую возможность участияв предпринимательской деятельности посредством развития акционерной и других форм собственности. Развивающиеся отношения регулируются государством с помощью экономических и административных рычагов. В современном рынке преобладают неценовые методы конкуренции: соперничество производителей за покупателей идет через совершенствование продукции, повышение ее качества, создание новых образцов, соответствующих запросам потребностей. Поэтому рост потребностей неизбежно ведет к расширению производства. В современной экономике образовалось единое рыночное пространство, которое обусловлено стабильностью межотраслевых и межрегиональных связей и процессом диверсификации. И еще одна особенность современности - экономика стран с развитой рыночной системой носит ярко выраженную социальную направленность, что позволяет смягчить социальные противоречия, не доводить их до конфликтов.

Рынок сам по себе есть форма организации производства и его связей. Он может решать совершенно различные социальные цели, и в зависимости от выбора целей механизм рыночной экономики, а соответственно и тип рынка могут быть различными. В механизме функционирования рыночной экономики есть элементы, позволяющие реализовать любые социальные цели. Дело в том, что рынок - это еще не рыночная экономика. Под рыночной экономикой понимается рынок в единстве с экономическими функциями государства, с государственным регулированием экономики.

Наши рекомендации