Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте, касающаяся перевозочного процесса и выполнения сопутствующих услуг, предполагает изучение рынка транспортных потребностей и определение своего места на рынке транспортных услуг.
Маркетинг на автомобильном транспорте - вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей грузоотправителей и грузополучателей независимо от форм собственности посредством организации рациональной системы грузодвижения.
Грузодвижение представляет собой деятельность по планированию, реализации и контролю за физическим перемещением готовой продукции и материалов от мест их производства до мест потребления с целью удовлетворения потребителей и с экономической выгодой для предприятий транспорта и вспомогательных структур.
Основные затраты грузодвижения состоят из расходов на транспортировку грузов, их складирование и хранение, погрузку и выгрузку, упаковку, обработку товарно-транспортных документов, административных расходов.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ДОЛЖЕН РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ |
1-я ЗАДАЧА изучение характеристик транспортного рынка грузоотправителей, номенклатуры и объемов перевозимых грузов, транспортно-экспедиционных услуг, расстояний и других условий перевозок. |
Третья задача - анализ грузополучателей и потребителей услуг в районе, городе, регионе и за их пределами, их потребностей. |
Пятая задача краткосрочное прогнозирование (на ближайший год) возможностей развития перевозок, операций и услуг своим предприятием на основе предыдущего анализа. |
Седьмая задача - изучение и анализ тарифной транспортной политики, в том числе тарифов на перевозки, операции и услуги, применяемые другими предприятиями и видами транспорта. |
КАЖДУЮ ИЗ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ ЦЕЛЕСООБРАЗНО РЕШАТЬ В ТРИ ЭТАПА |
Шестая задача долгосрочное прогнозирование (на 3-5 лет) перевозок, операций и услуг в районе, городе, регионе и за их пределами и возможностей развития предприятия. |
Четвертая задача изучение технологий доставки грузов и выполнения услуг перевозчиками и экспедиторами, предпринимателями-конкурентами и оценка уровня технологий своего предприятия. |
2-я ЗАДАЧА анализ провозных возможностей и распределения перевозок, операций и услуг между перевозчиками и экспедиторами разной отраслевой принадлежности и форм собственности в районе, городе, регионе. |
Первый этап определение источников информации. Ими могут быть статистические данные по России, району, городу, региону, отрасли, отдельным предприятиям, анкетирование и опрос специалистов, непосредственные наблюдения за выполнением перевозок, операций и услуг и т.п. |
Третий этап анализ собранной информации с выводами для руководства и коллектива транспортного или экспедиционного предприятия, возглавляемого предпринимателем. |
Второй этап Сбор информации |
Рынок отправителей и получателей сельскохозяйственных грузов. Он характеризуется сезонностью отправлений, массовостью отправок, повышенными требованиями к сохранности грузов и, как правило, значительными расстояниями доставки (до 800-1000 км и более); |
Наиболее важную роль в маркетинговой среде играет клиентура, т.е. грузоотправители, грузополучатели и другие потребители услуг,
которые формируют клиентурный рынок.
Транспортные клиентурные рынки |
Рынок отправителей и получателей строительных грузов. Он характеризуется массовостью партий грузов, значительными объемами перевозок и относительно небольшими расстояниями доставки грузов; |
Рынок отправителей и получателей промышленных грузов. Он характеризуется небольшими партиями грузов и повышенными требованиями к срочности их доставки, как правило, значительными расстояниями перевозок. |
Рынок отправителей и получателей торговых грузов. Он характеризуется мелкопартионностью отправок, большой номенклатурой продовольственных и непродовольственных товаров и относительно небольшими расстояниями перевозок (за исключением импортных грузов, поставляемых автотранспортом); |
Рынок потребителей транспортно-экспедиционных операций и услуг. Он включает в себя операции и услуги, сопутствующие перевозке и необходимые для качественного обслуживания клиентуры (оформительские операции, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку и подгруппировку грузов, охрану в пути и т.п.). Этот рынок наименее развит, но и наиболее перспективен для его освоения и развития. |
Для обеспечения коммерческого и финансового успеха предприниматель (перевозчик, экспедитор) в условиях рынка должен контактировать с любыми организациями, которые способны повлиять на достижение целей, поставленных предпринимателем.
Выводы.
1. В условиях действия рыночных механизмов автотранспортным предпринимателям, организующим и выполняющим перевозки грузов и оказывающим транспортно-экспедиционные услуги, необходимо знание основ маркетинга как основы, формирующей рациональную систему грузодвижения и способствующей повышению конкурентоспособности автотранспортных предпринимателей.
2. Основой создания и организации грузодвижения в условиях рынка является изучение потребностей клиентов (грузоотправителей и грузополучателей) и знание методов работы транспортных и экспедиторских предприятий-конкурентов.
3. При разработке мероприятий по маркетингу предпринимателям следует уделять внимание трем основным концепциям: экономичности системы грузодвижения, качества транспортного обслуживания и расширения транспортного рынка.
4. Организация управления маркетингом на автомобильном транспорте предполагает необходимость проведения анализа транспортных потребностей и возможностей, выбора наиболее эффективных для предпринимателя (перевозчика, экспедитора) видов перевозок и услуг, разработки рациональных технологий и систем грузодвижения, планирования развития перевозок и услуг.
5. Каждый перевозчик или экспедитор должны выявить и определить для себя наиболее выгодные виды перевозок и услуг, которые они способны эффективно осуществлять путем сегментирования рынка транспортных потребностей и услуг.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для перехода к рассмотрению вопроса планирования предпринимательской деятельности, необходимо вспомнить материал, изученный ранее: понятие о планировании, его задачах, принципах, видах.
ПЛАНИРОВАНИЕ- один из экономических методов управления, целькоторого состоит в том, чтобы привести возможности предприятия в соответствие условиям рынка.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ:
*предвидеть перспективу развития транспортного предприятия на будущее;
*более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия;
*обеспечивать устойчивость бизнеса и избегать риска банкротства;
*целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
*повышать качество транспортных услуг в соответствии с коньюктурой рынка;
*повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;
*совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности.
ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
ЕДИНСТВОкомплексный, системный процесс планирования |
НЕПРЕРЫВНОСТЬ постоянно, органично сменять друг друга |
ГИБКОСТЬспособность менять свою направленность |
ОБОСНОВАННОСТЬ ЦЕЛЕЙ, ориентированность на конечный результат деятельности |
НАУЧНОСТЬ на достоверной информации и научно обоснованных методах |
ТОЧНОСТЬ степень точности, которая доступна предприятию на данный момент |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН – на период более года. Расширение деятельности, завоевание рынков, партнеров и др. Вырабатывает средства их достижения. |
В
И
Д
Ы
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей, заложенных в стратегическом плане. |
П
Л
ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН – на месяц, на смену или сутки. Сменно-суточные планы являются разновидностью оперативного плана, в них разрабатываются задания водителям и ремонтным рабочим. Суточный план перевозок составляет отдел эксплуатации. Программу по ТО и ТР – технический отдел. Оперативное планирование - завершающий этап планирования хозяйственной деятельности предприятия. Его цель – организовать ритмичную работу предприятия и его структурных подразделений. |
А
Н
О
В
Схема системы планирования предприятия
Удовлетворение спроса перевозок грузоотправителями и получение необходимой и стабильной прибыли |
Определение и поддержание необходимых пропорций развития предприятия в соответствии с целью |
Обеспечение соответствия намерения и возможностей предприятий и удовлетворение грузоотправителей и получателей |
Долгосрочноестратегическое планирование, прогнозирование |
Среднесрочное стратегическое планирование (перспективное)) |
Краткосрочноетекущее планирование |
Краткосрочноеоперативное планирование |
Определение альтернативных вариантов развития, формулирование стратегических целей и задач по подразделениям |
Разработка направлений технического, организационного, и социального развития |
Разработка и установление норм и нормативов планов действия на предстоящий год |
Разработка производственных календарных программ для производственных подразделений, служб |
Определение важнейших направлений экономического развития |
Установление основных производственных и технико-экономических показателей |
Расчет и установление плановых технико-экономических показателей |
Расчет и установление заданий участкам, бригадам, водителям, рабочим |
Бизнес-план, его структура.
Бизнес план необходим как для действующих и реорганизуемых, так и для вновь создаваемых предприятий.
БИЗНЕС-ПЛАН - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, надежный инструмент рассмотрения возможных ситуаций, которые возникают в процессе производства и сбыта.
Бизнес-план позволяет выбрать наиболее перспективное и выгодное решение и определить средства, необходимые для его реализации.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ РЕШАЕТ ВОПРОСЫ: |
Оценка степени жизнеспособности и устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности |
Конкретизация перспектив развития в виде количественных и качественных показателей |
Создание основ для привлечения внимания, интереса и обеспечения поддержки со стороны потенциальных инвесторов |
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Направление и цель бизнеса |
Анализ деятельности предприятия |
1.Перспективы развития 2.Состояние конкуренции 3.Потребители продукции 4.Сбытовая деятельность 5Тенденция развития макросреды |
1.Маркетинг 2.Финансы 3.Производственная деятельность 4.Трудовые ресурсы. 5.Административная деятельность |
Конкурентные преимущества |