Принципы регистрации цен в соответствии с методологией ФСГС
Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, прейскурантной методики лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительного узкого и мало изменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен. Эта концепция считалась основной в условиях централ. плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом. С конца 80-х годов в связи с либер-ей цен, началом перехода к рынку официальное признание получила выборочная концепция регистрации цен, согласующаяся с международной практикой. Выборочная система регистрации цен основана на следующих общих принципах:
• отказ от массового документированного учета, практически невозможного в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;
• отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;
• формирование потребительской корзины, т.е. набора товаров-представителей;
• введение системы поправок на изменение качества товаров;
• полный охват всех форм и видов торговли
Формирование выборочной совокупности осуществляется по следующей схеме:
1. Выборка во времени. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на мин. товаров может быть организовано еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами.2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен. Товар-представитель – конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой – общность потребительского назначения. Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности может осуществляться по следующим критериям: по доле данного товара в объеме реализации товарной группы, по возможности регулярного получения данных.
3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара – перечень его обобщенных потребительских признаков. Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя: модальная, простая средняя арифметическая, взвешенная, случайно отобранная. По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т.е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. 4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли).Возможны следующие варианты:
− выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы);− широко применяемая в международной практике выборка пропорционально размерам (ВПР) – в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам;− выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей
21.Статистический анализ уровня, вариации и соотношений цен в регионе.
Система показателей статистики цен:
Показатели уровня цен: моментная цена; средняя цена на конкретную дату (за период); средняя цена по субрынкам, по группам покупателей, стоимость потребительской корзины. Структура соотношений цен: уд вес каждого структурного элемента цен конкретного товара, соотношение оптовых и розничных цен с учетом наценок и скидок. Соотношение цен – отношение цен конкретных товаров к базовой или средней цене, степень устойчивости этих соотношений, соотношение цен товаров представителей различных групп. Показатели вариации цен: вариация по территории, во времени, в зависимости от сезона, субрынков, зависимость от качества товаров. Показатели динамики цен: индексы, параметры трендовых моделей.1) Вариация цен в пространстве (почти моментный показатель, для регионов большой страны);2)Вариация цен во времени (производится в пределах 1 региона, цель – оценить колебания цен в течение определенного времени); 3)Вариация цен в пределах товарной группы;
4)Вариация цен по различным субрынкам (гос торговля, индивидуальная торговля);
5)Вариация цен в зависимости от социально-экономической категории населения (среднее линейное отклонение, квадратическое отклонение, коэффициент вариации).
22. расчет внутренней структуры цены товара в соответствии с методологией СНС
Структура цены на конкретный товар включает:
- себестоимость продукции
- прибыль предприятия
- снабженческо-бытовую наценку
- торговую наценку или скидку
С введением СНС была принята другая трактовка структуры цены:
- потребление основного капитала
- оплата труда
- валовая прибыль
- чистые налоги на производство
- чистые налоги на продукцию
- торгово-транспортная наценка
Первые 2 составляющие ( потребление основного капитала и оплата труда) – факторная цена
Первые 4 составляющие – основная цена
Первые 5 составляющих – цена производителя
Все 6 составляющих – цена покупателя
Каждая составляющая включает: издержки и прибыль. Обычно покупательская способность конкретного региона ограничена и известна. Структуру можно характеризовать либо прямым соотношением цен либо в долях к ВВП данного региона.
Торговая наценка: ТН = (ЦРТ – ЦОТ)/ЦОТ *100%
ЦРТ – цена розничной торговли
ЦОТ – цена оптовой торговли
23.Статистические методы анализа динамики цен (Факторно-индексный анализ цен. Для цен совокупности однородных товарных единиц, варьир. во времени и в пространстве, обобщенной характер-ой является средняя цена. Формулы расчета: .Если в характере изменения месячных уровней цен наблюдаются сезонные колебания, то необходимо устранить случайные колебания каждого месяца путем расчета среднего арифметического уровня цен за каждый месяц по совокупности лет и построить сезонную волну из индексов сезонности. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального индекса Основной формой индекса является агрегатный индекс для совокупности разнородных товаров.
Ласпейрас( показывает во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравн. с базисным, если бы при неизменном уровне цен потребление оставалось прежним)
Пааше(во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше(меньше) суммы денег)
Фишера(оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текушего по ценам базисного) Индекс средних цен применяется при изучении изменен. цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам