История и эволюция
История туризма берет свое начало с 20-х годов XIX века, когда впервые для пассажиров морского судна было осуществлено бронирование мест в гостинице.
Сначала клиенты самостоятельно заказывали места в отелях и покупали билеты на различные транспортные средства.
Затем появились турагенты как посредники между потребителями и поставщиками туристических услуг, вначале только транспортных и гостиничных.
Потом турагенты стали продавать свои услуги в пакете и называться туроператорами. Некоторые из них начали специализироваться на переговорном процессе не только с транспортными и гостиничными компаниями, но и при дистрибуции турпакетов. Появились турагенты, занимающиеся только реализацией турпакетов, разработанных туроператором.
На следующем этапе наиболее крупные туроператоры создавали свои собственные дистрибьюторские сети или становились совладельцами существующих турагентств, которые начинали реализовывать преимущественно турпакеты этого туроператора.
Постепенно большой бизнес (банки, страховые компании, профсоюзы) заинтересовался туристическим рынком. Эти предприятия стали проникать в систему туроператоров и турагентов, при этом предпочтение отдавалось крупным клиентам. Нередко они создавали параллельные сети реализации (турконсультанты).
В настоящее время оперируют следующие виды турфирм:
—тур- и трансагентства, которые решают все транспортные проблемы клиента, но не занимаются организацией туров для других турагентов;
—туроператоры, авиаброкеры, оптовики и розничные торговцы;
—турконсультанты, которые являются аутсайдерами этого сектора, действуют от имени и за счет турагента и помимо этого вида деятельности имеют обычно какую-то другую профессию.
Туризм является необычным видом услуг, так как складывается из многих независимых компонентов. Путешествие складывается из перевозки, размещения, питания, экскурсионного обслуживания и др.
Туроператоры разработали множество различных видов туров. Некоторые примитивны и состоят только из перевозки и размещения. Например, авиакэмпинг (места только на чартерных рейсах, в основном, в Европе. Для выполнения требований законодательства и их обхода билеты продаются вместе с фиктивными местами в гостиницах — Camping); Bedbank (банк коек) размещение, в основном, в отелях производится без транспортировки туроператорами по самым низким ценам.
С другой стороны, многоцелевые туры, включающие: питание, развлечения, обзорные экскурсии помимо размещения и транспортировки. Возросло количество компаний, специализирующихся на каком-то особом виде туров: приключения, история и археология, туры для любителей искусства, туры для медового месяца, туры для гурманов и т.д.
Туристический продукт един, он не распадается на отдельные компоненты. Следовательно, туроператор является не посредником, а вполне самостоятельным производителем. Турагент, комбинирующий по запросу клиента два или максимум три компонента без их изменения, может считаться посредником, осуществляющим стыковку спроса и предложения.
Туроператорство стало значительной частью туристической индустрии в 50-е годы, когда после окончания Второй мировой войны значительное количество пилотов и воздушных судов освободилось. В это же время некоторая часть населения имела достаточный доход для того, чтобы начать тратить деньги на путешествия.