Поведение монополии в краткосрочном периоде
Поскольку монополист сам определяет цену, он не может вести себя как совершенно конкурентная фирма и принимать цену как неизменную. Сталкиваясь с рыночным спросом, он осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньше будет цена реализации. Монополист принимает за неизменное поведение покупателей на рынке, а значит всю кривую спроса на свой товар. Эта кривая является, как известно, убывающей (рис. 7.10):
Рис. 7.10. Кривая спроса на продукцию монополиста |
P |
D |
Q |
Начнем анализ с рассмотрения величины выручки при движении вдоль кривой спроса. Покажем, что предельная выручка в этом случае ниже значения цены, то есть что MR < P и вся кривая MR лежит ниже кривой спроса D.
По определению:
;
Поскольку P и Q изменяются в противоположных направлениях, второе слагаемое будет при любом Q отрицательным, а значит, что MR < P.
Рис. 7.11. Взаимосвязь кривых спроса, предельного и совокупного доходов монополиста |
Рис. 7-11. Взаимосвязь кривых общего и предельного доходов |
P |
Q |
TR |
TR |
Q |
MR |
P |
D |
Представим равенство
следующим образом:
Значит, если > 1, то MR > 0, если < 1, то MR < 0, при = 1 предельный доход MR равен нулю.
Очевидно, что монополист выберет такой объем производства, максимизирующий прибыль, при котором совокупный доход будет увеличиваться (положительный участок кривой предельного дохода, соответствующий эластичному участку кривой спроса).
Чтобы определить объем выпуска, максимизирующий прибыль, монополист придерживается той же процедуры, что и совершенно конкурентная фирма: на первом этапе он находит объем выпуска, при котором MR = MC, на втором - решает, не выгоднее ли прекратить производство.
Рассмотрим график (рис. 7.12):
Рис.7-12. Выбор монополистом цены и оптимального объема выпуска |
K¢ |
Q |
K |
MC |
Q0 |
ATC |
A |
E |
MR |
P0 |
P |
D |
Кривые MR и МС пересекаются в точке Е, которой соответствует объем выпуска Qo. Этому объему соответствует точка А на кривой спроса с ценой Ро. То есть, если монополист решает производить что-либо, он максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек. Монополист устанавливает цену выше МС и за счет этого получает монопольную ренту или сверхприбыль.
При оптимальном положительном объеме выпуска Qo средние общие издержки составляют величину ОК. Прибыль фирмы в расчете на единицу продукции будет равна цене 0Ро минус средние издержки 0К, то есть общая ее величина будет равна площади прямоугольника АРоКК'.
По аналогии с совершенной конкуренцией второй этап исследования показывает, что монополисту выгодно устанавливать цену на уровне не ниже средних переменных издержек Ро ≤ AVC. В противном случае монополист не только не будет получать прибыли, но даже не будет покрывать постоянных издержек.
Правило «большого пальца» при ценообразовании
На практике руководителям фирмы в определенный момент времени трудно определять кривые предельного дохода и предельных издержек. Эту информацию они обычно имеют только для изменяющихся в определенных пределах объемов производства, поэтому правило максимизации прибыли (MR = МС) экономисты преобразовали в универсальное правило «большого пальца»,которым пользуются при ценообразовании: превышение цены над предельными издержками как доля от цены равно величине, обратной эластичности спроса:
где Р — цена; МС — предельные издержки; — коэффициент эластичности спроса по цене на товар фирмы,
На основе правила «большого пальца» можно получить
Например, эластичность спроса по цене по модулю равна 4, предельные издержки составляют 9 руб., тогда Р = 12 руб. А в условиях совершенной конкуренции цена бы равнялась предельным издержкам (9 руб.).
Исходя из правила «большого пальца» можно сделать вывод о том, что если спрос очень эластичен, то коэффициент эластичности будет представлять большую величину, тогда 1/ будет очень маленькая величина, и цена практически не будет отклоняться от предельных издержек. Таким образом, если спрос очень эластичен, монополист может рассчитывать лишь на небольшую прибыль.
Ценовая дискриминация
До сих пор рассматривалась модель простой монополии. Монополия называется простой, если она на всех рынках продает в одно и то же время продукцию по одной цене.Но монополисты могут назначать разные цены на свою продукцию.
Ценовая дискриминация —способ реализации рыночной власти, заключающийся в продаже блага различным покупателям по разным ценам и направленный на увеличение прибыли за счет перераспределения потребительского излишка в пользу производителя.
Условия, необходимые для осуществления ценовой дискриминации:
а) продавец обладает монопольной властью, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;
б) наличие рынков (групп потребителей) с различной эластичностью спроса;
в) способность создать барьеры между этими рынками, т.е. устранить возможность перепродажи товара, купленного дешево по более высокой цене.
Различают три степени ценовой дискриминации:
· ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) возникает, когда монополисту удается на каждую единицу товара назначать отдельную цену (учитывающую потребительские возможности покупателя);
· ценовая дискриминация второй степени возникает, когда цена товара устанавливается для каждого покупателя в зависимости от количества приобретаемого им товара;
· ценовая дискриминация третьей степени возникает, когда цена товара устанавливается на каждом рынке в зависимости от эластичности спроса на товар (чем ниже эластичность, тем выше цена).
Ценовая дискриминация широко применяется на практике. Ее экономические последствия состоят в том, что она способствует, во-первых, увеличению прибылей применяющих ее фирм и, во-вторых, расширению объема выпуска, так как позволяет компенсировать снижение предельного дохода при увеличении выпуска.