Фирма как способ организации сделки (Уильямсон). Границы вертикальной интеграции по Уильямсону
В основе данного подхода лежит идея о неполноте контракта, об ограниченной рациональности экономических агентов и особой роли специфических активов при выборе формы контракта. Вопрос о границах фирма: «Почему крупная фирма не может делать все то, что делает совокупность мелких фирм, и даже больше?» Ответ: В рамках единой интегрированной фирмы невозможно создать столь же сильные стимулы, как в случае независимых фирм. Работодатель в единой фирме может подделывать показатели о работе сотрудников, чтобы платить им меньше. Границы интеграции: когда ресурс стандартный, то разница между издержками внутреннего производства и приобретением на рынке велика. На рынке выгоднее, т.к. рынок агрегирует спрос многих покупателей и создает продукцию с более низкими издержками. По сравнению с рынком фирма всегда находиться в менее выгодном положении с точки зрения производственных затрат. По мере роста спецификации товара, на рынке перестает провялятся экономия от масштаба, экономия от разнообразия и фирма может наладить внутренне производство. То же самое происходит с управленческим расходами.
Преимущество данного подхода в том, что Уильямсон адекватно оценивает природу и основные факторы, влияющие на величину издержек в отношениях между двумя независимыми фирмами. Вопрос: как меняются издержки, если две фирмы сливаются? Уильямсон считает, что споры по поводу цен внутри фирмы сокращаются, но конкретный механизм не обсуждается.
61. Невозможность политики селективного вмешательства: объяснение Уильямсона и Мильгрома.
Уильямсон: сложности с экономией на масштабах производства, бюрократизацией и утратой мощных стимулов могут быть преодолены посредством избирательного вмешательства. Это подразумевает внешнее вмешательство в деятельность новообразованного подразделения фирмы, либо предоставление ему свободы действия в целях высших интересов. На практике получается, что фирма, состоящая из многих подразделений, старается следовать принципам избирательного вмешательства. Но здесь мы приходим к парадоксальной ситуации: если бы избирательное вмешательство осуществлялось в каждом необходимом случае, то предела роста фирмы не существовало бы. В этом случае огромная фирма могла бы работать так же хорошо,как аналогичный ряд независимых фирм, а в некоторых случаях даже лучше. Но избирательное вмешательство на практике полностью неосуществимо. Реальная действительность такова, что большая фирма со множеством подразделений никогда не сможет дублировать работу некоей группы мелких независимых фирм.
Милгром говорит о том, что внутрифирменная структура представляет из себя сеть взаимосвязанных элементов, которые друг друга дополняют и взаимодействие приводит к улучшению каждого из элементов. Таким образом, единичные действия топ менеджмента, не учитывающие эффект взаимодействия, могут привести к подрыву этой устойчивой системы взаимодействий. Вывод Милгрома состоит в том, что менеджеры не могут ожидать улучшений в работе всей системы, которой является фирма, пытаясь видоизменить какой-либо отдельный элемент. Попытка резкого изменения элемента организационной формы приведет к свертыванию взаимодополняющих отношений внутри этой формы, что вызовет ухудшение итогового результата. Теория Мильгрома – это теория издержек влияния, которая объясняет невозможность создания сильных стимулов в фирме.
62. Издержки влияния (Мильгром). Способы предотвращения политизации внутренней жизни фирмы и борьба с «издержками влияния».
Издержки, пораждаемые централизованным принятием решений - "издержками влияния". От издержек влияния в определенной степени страдают любые структуры с элементами централизованного принятия решений - фирмы, профсоюзы и др. Как уже отмечалось, сотрудничество множества взаимоспециализированных ресурсов в рамках организации может становиться источником образования квазирент. Проблема дележа этого дополнительного дохода не имеет однозначного решения, так что и внутри частных фирм создается почва для конкуренции за перераспределение квазирент. Перевод работника из одного отдела компании в другой, перенаправление инвестиций от одного филиала в пользу другого, опережающее повышение заработной платы одних работников по сравнению с другими - эти решения сопряжены с перераспределением богатства среди сотрудников фирмы. Различные решения могут затрагивать интересы не только ее работников, но и ее акционеров, кредиторов, и т.д. Одни группы оказываются в выигрыше, другие - в проигрыше. Отсюда - попытки повлиять на принимаемые решения, манипулируя информацией, оказывая давление, формируя коалиции, используя личные связи.
П.Милгром и Дж.Робертс выделили несколько составляющих издержек влияния: