Результативность Государственное воздействие
Рис.1.1. Схема Гарвардской парадигмы
Структура рынка (structure) в свою очередь зависит от возможностей множества базовых условий, которыми располагает данное хозяйство как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Рынки, в конечном счете, рассматриваются с точки зрения экономической результативности их функционирования, т. е. их вклада в достижение максимальной экономической эффективности в различных формах её проявления.
1.2. О предмете курса
Объектом исследования отраслевой организации рынков является изучение механизма, приводящего производственную деятельность в гармоничное соответствие со спросом на товары и услуги [1]. Таким организующим механизмом (organizing mechanism) может быть совершенный рынок, а перебои в функционировании этого организующего механизма могут влиять удовлетворении экономических потребностей.
Анализ отраслевой организации рынков предполагает исследование потенциала товарного хозяйствования с точки зрения динамики развития отраслевых структур, концентрации производителей в отрасли, дифференциации отраслевого продукта, величины барьеров входа на отраслевой рынок, препятствующих эффективной мобильности капитала, и рассмотрение проблем глобализации экономики.
Кроме того, отраслевая организация рынков предполагает исследование стратегий поведения различных рыночных структур изучение практики конкурентной борьбы на различных рынках. Но самое главное, что анализ отраслевой организации рынков сосредотачивает внимание на проблеме результативности функционирования этих структур как с точки зрения их собственной прибыльности, так и с позиции их воздействия на другие сферы бизнеса, на состояние доходов государства и на домохозяйства. При этом, анализ отраслевой организации не оставляет в стороне исследование вопросов рационального использования ограниченных ресурсов, степени развития технического прогресса, изучения вектора экономического развития данного сообщества.
Как было установлено, объектом исследования отраслевой организации рынков является изучение механизма, приводящего производственную деятельность в гармоничное соответствие со спросом на товары и услуги. Но этот механизм изменяется в зависимости от того, в какой организации хозяйствования он осуществляется. Если это натуральная форма хозяйствования, то в ней предлагается наличие форм работы изолированных хозяйств на собственные нужды. В товарной – осуществляется функционирование обособленного производства на неизвестного и свободного потребителя. Но во всех формах хозяйствования есть нечто общее: это наличие производителей и потребителей, или субъектов хозяйствования; устоявшаяся система предложения готовых изделий потребителю; форма использования имеющихся ресурсов; система мотивации работников к производству и т. д. и т. п.
Раз имеют место различные организации производства, следовательно, существуют и разные механизмы связи между субъектами в процессе хозяйствования. Как отмечают Ф. Шерер и Д. Росс [с. 1, 1], в истории известны различные механизмы, способные решать эти проблемы: «Во-первых, решения могут быть приняты в соответствии с традициями. Ярким примером являются организация поместий в феодальную эпоху и кастовая система профессионального отбора в Индии. Второй метод предполагает, что проблемы могут быть решены путем централизованного планирования. Например, планирование производства продукции и затрат в большинстве отраслей бывшего Советского Союза и детальный контроль министерства обороны США за своими подрядчиками. Наконец, существует рыночный подход, согласно которому потребители и производители действуют в соответствии с ценовыми сигналами, порожденными взаимодействием предложения и спроса на более или менее свободно функционирующих рынках. Именно последний и представляет предмет исследования отраслевой организации рынков.
Субъекты рынка
Любая экономическая система (товарная организация не является исключением) предполагает наличие как минимум трех групп институциональных агентов: государства, бизнеса и домохозяйств. Отдельное домохозяйство представляет собой хозяйствующую единицу, имуществом которой управляет, владеет, распоряжается и пользуется либо хозяин единолично, либо совместно со строго очерченным кругом лиц, объединенных общим местом проживания и единым бюджетом.
Домохозяйство взаимодействует с другими субъектами рынка: сферой бизнеса и государственными органами. Взаимодействуя с фирмами, оно является участником ресурсногорынка, когда предлагаются рабочая сила представителями домохозяйств (рынок труда) или продукция и излишки домашнего производства (товарный рынок). На рынке продуктов домохозяйства приобретают необходимые изделия для личного потребления или же для домашнего производства (товарный рынок). Доходы домохозяйств облагаются налогами. Таким образом, устанавливается взаимодействие между государственными органами и домохозяйствами. Сбережения домохозяйств размещаются в финансовых институтах, и вследствие этого домохозяйства являются участниками финансового рынка.
Гражданский сектор состоит из широкого спектра общественных объединений, члены которых активно добиваются своих прав и стремятся осуществлять свои гражданские обязанности. В число таких объединений, в частности, входят многие представительные организации, которые выражают интересы отдельных групп населения, например, профсоюзы, представляющие рабочих, медицинские ассоциации. Они также включают бесчисленное множество добровольных, благотворительных и некоммерческих организаций, ставящих своей целью содействие общественным интересам, членов которых объединяет общность взглядов.
В политической роли гражданские организации как бы дополняют как бы политические партии, представляя собой гибкие формы, в рамках которых граждане выражают широкий спектр своих интересов, вырабатывают некую позицию и могут высказывать сформулированные требования в адрес правительства.
В образовательной роли они обеспечивают обучение демократическому гражданству, развивают политические навыки у своих членов, находят и воспитывают новых политических лидеров, стимулируют участие в политике и просвещают широкие слои населения по самым разнообразным вопросам, представляющим общественный интерес.
В роли общественных стражей они служат, наряду со средствами массовой информации, фактором сдерживания тенденцией государственного аппарата к централизации власти и уклонению от ответственности перед гражданами и от контроля с их стороны. Гражданские институты и широкое сотрудничество между ними и отдельными гражданами начинают в значительной степени дополнять собой прессу в функции стража общественных интересов, поскольку СМИ все чаще подпадают под контроль бизнеса. Таким образом, гражданский сектор является основой демократического общества.
Фирмы в сферебизнеса, так же как и домохозяйства, становятся субъектами различных рынков. Фирмы поставляют готовую продукцию на товарный рынок. Все необходимое для бизнеса они закупают на ресурсном рынке и рынке труда. Денежные средства, временно не задействованные в бизнесе фирмы размещают нафинансовом рынке, а недостающие деньги получают на этом же рынке в виде кредита. Доходы, получаемые субъектами бизнеса, также облагаются налогами, а правила поведения фирм устанавливаются государством.
Рыночный сектор, или сфера бизнеса, правомерно специализируется на функциях, включающих экономический обмен – производстве товаров и услуг для продажи в соответствии с потребностями рынка. У рынка есть отличительная способность – создавать новое богатство посредством деятельности, связанной с добавленной стоимостью; он является основным источником жизненно важного экономического предпринимательства и технологических нововведений.
Государство, кроме установления правил в экономике и взимания налогов и пошлин, также может участвовать в осуществлении ряда программ: социальных, военных, экологических, в том числе и экономических. В случаях, когда в обществе зреет осознание того, что отдельные рынки товаров утрачивают свою состоятельность, в качестве одной из реакций государства может стать либо создание на этом рынке государственной фирмы (так зарождается государственный сектор в экономике), либо осуществление государственного вмешательства в деятельность фирм, функционирующих на несостоятельном рынке.
Правительство – это единственный сектор, которому общество дает власть использовать принудительную силу в общественных интересах. Общество уступает правительству право конфисковывать имущество, а также лишать человека личной свободы. В демократическом обществе, хотя и без особого восторга, эта власть по доброй воле передается гражданами государству. Они сохраняют за собой право отозвать её обратно по своему усмотрению. Именно применение принудительной власти в рамках закона даёт правительству возможность решать насущные задачи по поддержанию общественного порядка и национальной безопасности, изъятиию налогов и перераспределению средств для удовлетворения общественных потребностей.
У правительства также есть ряд важных ограничений. В силу своих возможностей распоряжаться средствами оно изолировано от рыночных сил и того порядка, который навязывают эти силы. Таким образом, правительство в целом менее эффективно в производстве товаров и услуг чем организации, само существование которых зависит от способности выдерживать конкуренцию в условиях рынка. Компетенция правительства заключается в перераспределении богатств – в этом его важная социальная функция.
В современном мире общество, управляемое каким-либо одним его сектором, неизбежно демонстрирует нарушения в механизме функционирования. У каждого из институтов – гражданского, правительственного (или государственного) и рыночного секторов – есть своя, присущая им роль в удовлетворении потребностей нормально функционирующего общества. Многообразие контактов между всеми субъектами рыночной организации является базой для развития различных рынков: финансового, ресурсного, товарного, рынка труда. Очевидно, что наличие различных рынков, степень развитости их структур являются производными от уровня развития рыночного хозяйства. Однако для нас важно лишь подчеркнуть, что предметом рассмотрения данного курса являются преимущественно товарныерынки, на которых в качестве субъектов присутствуют институты бизнеса, государства и домохозяйства. Именно изучение взаимодействия субъектов рынка в рамках товарной организации производства и является предметом исследования излагаемого курса.
Резюме
Анализ отраслевой организации рынков – достаточно новая область систематизации экономических знаний. Локализация этого предмета как самостоятельной области знаний проходила в три этапа:
q первый – рубеж XIX–XX веков, связанный с борьбой государства и гражданского общества с монопольными проявлениями в экономике стран с цивилизованными рыночными отношениями;
q второй – середина XX века, когда предпринимаются попытки переоценить мнение о господствующей роли конкуренции в развитии экономики и определение пределов государственного регулирования в экономике. Это период расцвета популярности исследований отраслевой организации рынков;
q третий – середина семидесятых годов XX века, когда интерес к этой области экономических знаний вновь пробуждается в связи с возросшим скептицизмом по отношению к неоспоримой эффективности государственного регулирования.
В России интерес к исследованию развития отраслевых рынков проявился в 90-е годы в связи с началом осуществления реформ. Курс, похожий на «Industrial Organization», стали читать в высших учебных заведениях.
Предметом анализа отраслевой организации рынков является взаимодействие субъектов на отраслевом рынке, а объектом – изучение механизма, приводящего производственную деятельность в гармоничное соответствие со спросом на товары и услуги.
Контрольные вопросы
1. В чем причина выделения анализа отраслевой организации рынков в качестве отдельного экономического курса?
2. В чем различие между анализом отраслевой организации рынков и микроэкономикой?
3. Что является предметом отраслевой организации рынков?
4. В чем суть гарвардской парадигмы?
5. Охарактеризуйте объект анализа отраслевой организации рынков.
6. Покажите, какова взаимосвязь между фундаментальными условиями отрасли, структурой рынка, поведением фирмы и результативностью отрасли.
7. Сформулируйте основные характеристики субъектов рыночных отношений.
[1] Схематично гарвардская парадигма приведена в книге Ф. Шерер, Д. Росс. Структура отраслевых рынков и в книге А. Вурос, Н. Розанова. Экономика отраслевых рынков.