Классификация отраслевых рынков в зависимости от барьеров входа

Вертикальные ограничения

Вертикальные ограничения - устанавливаемые в контрактах формы взаимооткошений.

Отношения: фиксированные цены при перепродажах (установление производителем цены. по которой товар должен продаваться конечному потребителю), эксклюзивное лидерство (посредники).

Одной из форм вертикальных ограничений является
Франчайзинг. Франчайзинг основан на применении известных
товарных марок.

Количественные показатели структуры рынка

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

- численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;

- доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

- показатели рыночной концентрации.

Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке, не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество очень мало.

Рыночная доля отражает наиболее важные результаты конкурентной борьбы и показывает степень доминирования организации на рынке.

Доля предприятия на рынке рассчитывается в большинстве случаев как

Структура промышленности по межотраслевым

Комплексам

Межотраслевой комплекс — это объединение производств сходных отраслей. В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы: а) топливно-энергетический;

в) машиностроительный;
г) химико-лесной;

д) агропромышленный;

е) социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);

ж) строительный комплекс (промышленность материалов)

Понятие рынка, функции и виды рынков.

Рынок- базовое понятие экономики, т.к. именно на рынке взаимодействуют фирмы. Рынок в широком и более точном смысле- всеобщая форма экономических связей между людьми и рыночной экономикой в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Рынок в более узком слысле- сфера товарного обращения, вся совокупность сделок купле- продажи.рынок выполняет ряд функций: информационную, посредническую, ценнобразющ, регулирующ и др. исследуя соотношение между рынком и отраслью, предварительно выявляют границы рынка и определяют фирму, производящ товары на этом рынке. Идентификация рынка зависит от широты или узости задания его границ. Следует выделять несколько типов границ рынка: 1. продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять др. друга в потреблении. 2. временные границы(длительность периода потребления, наличие барьеров входа). 3. локальные границы (острота конкуренции, наличие барьеров входа).

Критерии выделения рынка

Для выделения границ рынка применяют следующие критерии:

1. Показатель изменения выручки при изменении цены. Этот критерий основывается на использовании показателя прямой ценовой эластичности. Например, если при росте цены товара А выручка возросла (или, соответственно, дополнительная прибыль продавцов положительна), рынок ограничен только товаром А. если же выручка сократилась, то существует близкий заменитель, товар В. Поэтому неправомерно говорить о рынке товара А, надо искать товар В и проверять снова по предложенной методике рынок товара А+В. Т. о., динамика выручки и прибыли фирм – производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка;

2. корреляция цен товаров во времени. Положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени (5- 10 лет) свидетельствует о том, что товары являются устойчивыми субститутами, то есть составляют один рынок. Этот критерий базируется на концепции перекрестной ценовой эластичности. Если товары А и В служат близкими заменителями, рост цены на товар А приводит к увеличению спроса на товар В и при прочих равных условиях – к повышению цены товара В;

3. географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие к ак взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные (местные) предпочтения, различия в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения.

19. Структура рынка, подход «структура-поведение-результат»

Структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации, условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

При изучении экономики отраслей используется подход
«структура-поведение-резулътат». Этот подход предполагает
вначале рассмотрение структуры отрасли и того, как эта
отрасль связана с различными типами рынков. Управление
предприятиями и их поведение в сфере ценообразования и
других областях определяется природой отраслевой
структуры. Зная способ поведения фирм можно
проанализировать результативность их деятельности.
Многие экономисты подвергли 'Этот подход критике,
поскольку вполне возможны причинные связи, идущие в,
обратном направлении.

18. Соотношение рынка в отрасли.

Рашичия между рынком я отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль — характером используемых технологий, Отраслью является совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими субститутами б производстве. Рынки объединяют товары, являющиеся субститута' е точки зрения покупателей (рис, 1.2), Отрасль включает производителей, которые могут обслуживать несколько рынков или их сегментов, различающихся по типам и классам производимого товара. Поэтому понятие отрасли значительно шире понятия рынка по объему предложения. Например, химическая промышленность как отрасль может обслуживать ряд рынков, из которых имеется спрос на продукцию разного типа. С другой стороны, рынок, в отличие от отрасли, объединяет как продавцов, так и покупателей товаров. Рынок - это совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимоотношения продавца я покупателя; сфера обмена внутри страны и между странами. Следовательно, рынок больше отрасли, поскольку включает еще одну категорию участников - покупателей.

Следующее различие понятий «рынок» и «отрасль» связано с тем, что часть продукции отрасли страны продается на внешних рынках, а на внутреннем рынке присутствует продукция, произведенная отраслями других стран. Отождествление отрасли и рынка неправомерно. В свою очередь, рынок и подотрасль, объединяемая в рамках конкретной отрасли производством близких товаров, иногда могут рассматриваться в качестве связанных между собой понятии (рис. ] 2.). Такое упрощение тем более допустимо, чем более специализированы предприятия подотрасли. Таким образом, отраслевой рынок - это предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и одновременно конкурирующие друг с другом в сфере реализации этих продуктов.

Качественные показатели

Качественными показателями., харахтерязующими структуру товарного рынка, являются:

• наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок дня потенциальных конкурентов, степень их преоделимости;

*открытость рынка для межрегиональной
и международной торговли.
Потенциальными конкурентами считаются:
- хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления
данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

• хозяйствующие субъекты, которые изготавливают данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

• новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.

Классификация отраслевых рынков в зависимости от барьеров входа

классифицировать отраслевые рынки в зависимости от входа следующим образом:

1) легкий вход;

2) слабо затрудненный (предоставляемый);

3) сильно затрудненный (сдерживаемый);

4) блокированный.

Типы рыночных структур.

Различают 4 типа рыночных структур: монополия, олигополия, чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция. Главное отличие между всеми типами рыночных структур с точки зрения экономической науки – в том, сколько на рынке продавцов и какими возможностями они обладают с точки зрения формировании рыночных цен.

Совершенная конкуренция – состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы оказать влияние на цену продукта. т. к. модель сов конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.. сов конкур. В рыночной экономике не может решить многие вопросы развития производства: - рациональное распределение доходов; - конкурентная система цен не оказывает влияние на развитие многих важных структур производств (оборона, госструктуры по подготовке кадров, контролю за состоянием окружающей среды).

Несовершенная конкуренция – характеристика рынка, где 2 или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи. В теории выделяют виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Монополистическая конкуренция возникает там, где функционируют фирмы, тайный сговор между которыми невозможен. Каждая фирма сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно. Такой тип рыночной конкуренции возникает в тех отраслях, где:

1) для осуществления производственной деятельности не нужно создавать особенно крупные предприятия и потому организация фирм не требует очень крупных денежных средств;

2) возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность;

3) права отдельной фирмы на исключительное изготовление созданной ею разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак. Примерами такого рода товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели.

Олигополия – такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершено однородной продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – рынок нескольких продавцов, продающих различные по качеству товары.

Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль.

Наши рекомендации