Вопрос 45. Цены во внешнеторговой деятельности предприятия

Процедура формирования внешнеторговой цены отличается достаточной сложностью и состоит из ряда этапов, которые мо­гут осуществляться как последовательно, так и параллельно. В их число входят:

· выбор базисных мировых рынков и цен;

· при­менение системы коммерческих поправок к базисным ценам:

Ø учет в цене внешнеторгового контракта качества товара и фак­тора времени;

Ø отражение валютно-финансовых условий и усло­вий поставки;

Ø использование системы скидок с цен и уторгование контрактной цены; включение на­логов и пошлин в цену контракта.

1. Выбор базисных мировых рынков предполагает тщательное изучение конъюнктуры мирового рынка, на кото­рый предприятие предполагает выйти со своим товаром. Такой анализ наиболее квалифициро­ванно может выполнить специализир. фирма либо спе­циалисты в области внешнеторг. маркетинга самого пред­приятия.

Сфера изучения базисных рынков включает:

· состояние со­вокупного спроса и предложения на конкретный товар, как на момент заключения контракта, так и в динамике;

· основных производителей, продавцов и покупателей, курсы их акций, ха­рактер взаимоотношений;

· темпы инфляции, уровень учетных ставок центральных банков,

· динамику курса валюты,

· степень и сферы гос. регулирования экономики, особенно внешнеторговой деятельности (таможенные пошлины, квоти­рование, лицензирование и др.).

Требования к базисным рынкам:

· реализуе­мая на них продукция по своим технико-экономическим пара­метрам должна соответствовать передовому научно-техническо­му и организационному уровню производства;

· эк­спортно-импортные операции на этих рынках должны отличать­ся крупномасштабностью и регулярностью;

· торговля должна вестись на обычных коммерческих условиях без ка­ких-либо ограничений, искажающих уровень рыночных цен.

Выбор базисных рынков имеет особенности в зав-ти от характера товара. Н-р, базис. рынками торговли цвет.металлами можно считать Лондонскую биржу металлов, Нью-Йоркскую товарную биржу, энергоносителями — Нью-Йоркскую биржу срочных сделок, В качестве базисных рынков сложнотехнической продукции выступают рын­ки ведущих фирм-экспортеров, центры междунар торгов­ли. Н-р, базисными рынками легковых автомобилей можно считать рынки таких фирм, как Тойота, Нис­сан, Форд, БМВ, Рено.

Требования к базисным ценам:

· по этим ценам должны осуществляться крупные регулярные коммерческие экспортные или импортные операции в центрах международной торговли.

· цены должны быть осуществляемым на обычных коммерческих условиях без каких-либо ограничивающих условий (спец. кон­тракты, режимы контингентирования и пр.).

· цены должны выражаться в свободно конвертируемой валюте.

К числу основ­ных коммерческих поправок к базисным ценам можно отнести следующие:

на техническую сопоставимость, т.к. на рынках реализуются различные варианты, ти­поразмеры, сорта, виды однотипной продукции. Поправками к базисным ценам могут быть различные доплаты, скидки. Могут учитываться различия в технических па­раметрах, комплектации;

на различия в условиях поставки. Определяются в соотв. с системой Инкотермс-2000;

на количество и постоянство поставок. Учитывают объем партий реализуемых товаров;

на валюту расчета. Связаны с тем, что базисные цены могут выражаться в различных валютах.

качество товара. Современную номенклатуру показателей качества составляют показатели экономичности, надежности, долговечности, ремон­топригодности, экологичности, транспортабельности, унификации, безопасности, дизайна и др.

С учетом фактора времени при определении цены контрактаона может быть по-разному зафиксирована в контракте: твердая фиксация цены, подвижная цена, скользящие цены.

отражение валютно-финансовых условий сделки в ценезависит от многих факторов: характер экономических и политических отно­шений между странами, наличие режимов наибольшего бла­гоприятствования, таможенных и др. ограничений, конъюнктуры рынка и др. Валютные условия контракта включают определение валюты цены, валюты платежа, курса пересчета валюты цены в валюту платежа, а так­же защитные оговорки, используемые для страхования валют­ных рисков.

Платежный режим на мировом рынке включает различные способы платежа: платеж за наличный расчет, авансовый платеж, платеж в кре­дит, расчеты по сделке эквивалентной поставкой товаров. Спо­соб платежа влияет на уровень цены.

В настоящее время в практике международной торговли используется много различных видов скидок. (во многом аналогичных рассмотренным ранее).

Наши рекомендации